Понятие и сущность финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:36, доклад

Описание работы

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 24.40 Кб (Скачать файл)

Понятие и  сущность финансового механизма

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового  механизма, позволяющего наиболее успешно  выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

В других источниках дается такое  определение: финансовый механизм -- совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных  и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты  органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты  государственных внебюджетных фондов используются:

конкретные виды налоговых платежей: налог на прибыль организаций, налог  на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.

виды неналоговых поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

В ходе предоставления бюджетных средств  используются конкретные виды бюджетных  расходов: на финансирование соответствующих  отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых  программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях  бюджетной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме  в уставный капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций -- доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной  и безвозмездной основе. Финансовым методом формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением  денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне  этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а  на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных  кредитов (ст. 76 - 77 БК РФ), налоговых  кредитов, доходов в результате выпуска  долговых ценных бумаг коммерческими  организациями;

налоговый метод подразумевает  аккумулирование денежных средств  для финансового обеспечения  деятельности государства и муниципальных  образований в форме налогов  юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной и  безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления  страховых взносов. Его использование  в рыночной экономике непосредственно  связано с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда  возрастает возможность наступления  непредвиденных событий в социально-экономической  жизни общества. В этой ситуации страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики  и социальной сферы при наступлении  различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства  и социальное обеспечение населения.

Финансовый механизм делится на:

Директивный. Разрабатывается для  финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;

Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные и  внутрихозяйственные финансовые отношения  коммерческих предприятий.

Структурные элементы финансового механизма

Структура финансового механизма  состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны  между собой:

Финансовые методы - приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);

Финансовые рычаги - инструменты воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);

Правовое обеспечение - наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);

Нормативное обеспечение - наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);

Информационное обеспечение - наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).

К финансовой информации относится  осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров  и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и  валютном рынках и т. п., а также  сообщение о положении дел  на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов, различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Все элементы финансового механизма  являются составной частью единого  целого и в то же время функционируют  относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость  постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных  подразделений финансового механизма  является важным условием его функционирования.

Структурные элементы финансового  механизма различаются по сложности  и разветвленности:

для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений  использования средств и методов  финансирования;

в страховых организациях широко развита  система резервных фондов;

для финансового механизма предприятий  определяется соотношение между  отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый механизм приводится в  действие с помощью установления количественных параметров каждого  его элемента, например, определения  налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной  частью финансового механизма. Они  чутко реагируют на изменение  условий производства и задач, стоящих  перед обществом, чаще подвергаются корректировке.

Способы количественного  определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются его наиболее мобильной частью. К ним относятся: способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Классификация финансового механизма

Финансовый механизм включает множество  взаимосвязанных, соединенных между  собой элементов, соответствующих  разнообразию финансовых отношений  в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято  классифицировать по различным признакам.

В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

финансовый механизм предприятий  и хозяйственных организаций:

финансовый механизм коммерческих организаций;

финансовый механизм некоммерческих организаций;

финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;

страховой механизм;

механизм функционирования государственных  и муниципальных финансов:

бюджетный механизм;

механизм функционирования внебюджетных фондов.

Внутри каждого их перечисленных  звеньев финансового механизма  используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме,в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

механизм расходования бюджетных  средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

механизм межбюджетного распределения  и перераспределения денежных средств.

Возможна классификация по другим признакам. В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:

финансовый механизм федерации;

финансовый механизм субъектов  федерации;

финансовый механизм местных органов  власти.

Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым  кодексом РФ.

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов;

механизм финансового регулирования  общественного производства;

механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных  механизмов используются различные  источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы  расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной  деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие  отдельных элементов финансового  механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих  отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Количественное  и качественное воздействие финансового  механизма на экономику и социальную сферу

Изменение соответствующих элементов  финансового механизма в зависимости  от условий экономического и социального  развития общества предопределяет возможности  его количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма