Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 17:08, реферат

Описание работы

Для успешного развития компании, хозяйствующим субъектам необходимо постоянно контролировать финансовое состояние компании, а также используя доступную финансовую информацию, необходимо систематическое ведение финансовой отчетности и проведение ее финансового анализа. В конечном счете это позволит оценить, насколько успешно компания ведет свой бизнес, т.к. основная цель финансовых специалистов - повысить стоимость фирмы, в том числе ее акций (если они котируются на фондовых рынках). Для получения небольшого количества наиболее информативных характеристик организации, создающих объективную картину финансового состояния, используется финансовый анализ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 96.31 Кб (Скачать файл)

Анализ финансовых потоков коммерческой организации, не имеющих денежной формы, т.е. финансовых неденежных потоков, связан, как правило, с изучением финансовых потоков по статьям бухгалтерского баланса (за исключением денежных средств), а также в некоторой степени отчета о прибылях и убытках и включает в себя следующие этапы:

1) анализ финансовых потоков  по отчету о прибылях и убытках;

2) построение матрицы  чистых финансовых потоков по  статьям бухгалтерского баланса;

3) анализ суммарного чистого  финансового потока по бухгалтерскому  балансу;

4) сравнительный анализ  чистых финансовых потоков по  статьям бухгалтерского баланса.

Анализ суммарного чистого финансового потока по бухгалтерскому балансу, т.е. абсолютного отклонения валюты бухгалтерского баланса, предполагает выполнение вертикального и трендового анализа этого суммарного чистого финансового потока, трендового анализа составляющих его чистых финансовых потоков (т.е. абсолютных отклонений) по статьям бухгалтерского баланса, а также определение влияния факторов, в качестве которых рассматриваются чистые финансовые потоки по статьям бухгалтерского баланса, на его отклонение. При этом анализ суммарного чистого финансового потока по бухгалтерскому балансу ведется в двух аспектах: как абсолютного изменения итога актива баланса (чистого потока активов) и как абсолютного изменения итога пассива баланса (чистого потока пассивов).

Для того, чтобы увязать чистые финансовые потоки по статьям актива баланса и чистые финансовые потоки по статьям пассива баланса и таким образом определить способ финансирования активов коммерческой организации (хеджированный, консервативный или агрессивный), а также установить, как повлияли изменения в источниках финансирования на изменения в активах коммерческой организации и наоборот, необходимо построить матрицу чистых финансовых потоков по статьям бухгалтерского баланса. Кроме того, в процессе анализа выделяются чистые финансовые потоки по статьям актива бухгалтерского баланса, не связанные с изменениями в пассиве, и чистые финансовые потоки по статьям пассива бухгалтерского баланса, не связанные с изменениями в активе.

Сравнительный анализ чистых финансовых потоков по статьям бухгалтерского баланса сводится к сопоставлениям различных чистых финансовых потоков по статьям баланса между собой, которые могут позволить дать оценку некоторых аспектов финансового состояния коммерческой организации: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.

Анализ финансовых потоков по отчету о прибылях и убытках направлен на изучение финансовых результатов (прибыли до налогообложения, прибыли от продаж, финансового результата от прочей деятельности и чистой прибыли), которые могут рассматриваться как своеобразные финансовые потоки, включающие в себя как денежную, так и неденежную составляющие. В ходе анализа необходимо выделить из каждого финансового результата денежную и неденежную составляющие и проанализировать их в отдельности согласно изложенным выше алгоритмам. При этом факторы, способствующие повышению финансовых результатов (например, выручка от продаж), могут рассматриваться как финансовые притоки, а факторы, способствующие снижению финансовых результатов (например, налоги), - как финансовые оттоки.

В завершении анализа финансовых неденежных потоков в случае необходимости разрабатываются рекомендации по их оптимизации в целях улучшения финансового состояния коммерческой организации, которые определяются конкретными результатами анализа.

После этого рекомендации по оптимизации финансовых денежных потоков и рекомендации по оптимизации финансовых неденежных потоков объединяются в единый комплекс рекомендаций по оптимизации финансовых потоков коммерческой организации с целью улучшения ее финансового состояния.

На основании результатов двух предыдущих этапов стратегического финансового анализа осуществляется выявление тенденции изменения статического финансового состояния коммерческой организации и определяющих ее факторов, в качестве которых рассматриваются те или иные финансовые потоки. При этом дается качественная характеристика выявленной тенденции - позитивная или негативная. Если изменения значений основных показателей оценки статического финансового состояния коммерческой организации соответствуют запланированным в ее финансовой стратегии или превосходят их в лучшую сторону, то тенденция изменения статического финансового состояния и финансового состояния в целом коммерческой организации может быть охарактеризована как позитивная. Если же изменения значений основных показателей оценки статического финансового состояния коммерческой организации не соответствуют запланированным в ее финансовой стратегии в худшую сторону, то тенденция изменения статического финансового состояния и финансового состояния в целом коммерческой организации может быть охарактеризована как негативная.

Долгосрочное прогнозирование финансовых потоков направлено на разработку финансовых прогнозов долгосрочного характера, т.е. на 5 лет и более, реализация которых, в свою очередь, должна вести к достижению долгосрочных, то есть стратегических, целей коммерческой организации в сфере финансов.

Результатом является разработка предложений, направленных на формирование или изменение финансовой стратегии - долгосрочной (на 5 лет и более) программы действий коммерческой организации в сфере финансов, рассматриваемой как одной из подстратегий в составе ее стратегии развития (бизнес-стратегии, корпоративной стратегии).

Очевидно, что финансовая стратегия требует основательной проработки со стороны стратегического финансового анализа, и прежде всего в следующих аспектах финансовая стратегия должна:

- вести к обеспечению  устойчивости инвестиционной активности;

- учитывать интересы отдельных  групп заинтересованных хозяйственной  деятельностью коммерческой организации  лиц;

- способствовать устойчивости  инновационной активности;

- быть согласована и, соответственно, не противоречить другим подстратегиям (производственной, маркетинговой, кадровой);

- быть направлена на увеличение рыночной стоимости коммерческой организации в целом;

- обеспечивать устойчивый  рост объемов производства.

Перечисленные выше аспекты финансовой стратегии коммерческой организации, требующей детальной проработки со стороны стратегического финансового анализа, в конечном итоге связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости финансового состояния коммерческой организации и, соответственно, финансовой привлекательности, а также исключением возникновения финансовых затруднений (а при их наличии - преодолением) в долгосрочной перспективе.

Из-за этого долгосрочное прогнозирование финансовых потоков должно быть направлено на обеспечение как минимум удовлетворительных значений наиболее существенных показателей оценки статического финансового состояния коммерческой организации в долгосрочной перспективе. Следовательно, оно должно носить целевой характер и преследовать своей целью поддержание устойчивости финансового состояния коммерческой организации в течение 5 лет и более, т.е. в долгосрочной перспективе.

Методология долгосрочного целевого прогнозирования финансовых потоков коммерческой организации предполагает следующее:

1) задаются требуемые  значения отобранных финансовых  коэффициентов либо непосредственно, либо через показатель комплексной  оценки финансового состояния  коммерческой организации (например, через рейтинг финансового состояния);

2) рассчитываются прогнозные  данные бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках  путем решения системы уравнений, состоящей из формул финансовых  коэффициентов и балансовых равенств  на основе заданных значений  финансовых коэффициентов и начального  условия - показателя баланса или  отчета о прибылях и убытках, который не предполагается изменять  или его изменение заранее  определено;

3) рассчитываются прогнозные  чистые финансовые потоки по  статьям бухгалтерского баланса;

4) рассчитываются прогнозные  финансовые потоки (притоки и  оттоки) путем решения системы  уравнений, увязывающей все финансовые  потоки коммерческой организации  между собой, с учетом начальных  условий, которыми могут являться  наиболее предсказуемые финансовые  потоки.

При долгосрочном целевом прогнозировании финансовых потоков может быть разработано несколько вариантов долгосрочного прогноза финансовых потоков и соответствующих им комплексов предложений по формированию или изменению финансовой стратегии коммерческой организации, по итогам оценки которых отбирается один наиболее приемлемый из них вариант для ее руководства.

В завершении достаточно кратко рассмотренных содержания и особенностей основных пяти элементов стратегического финансового анализа, выделим три его характерные функции:

- стратегический финансовый  анализ является системой, обеспечивающей  сотрудников коммерческой организации  информацией о ее финансовых  потоках;

- стратегический финансовый  анализ поддерживает процесс  принятия решений по управлению  финансами коммерческой организации, т.е. инвестиционных и финансовых  решений;

- стратегический финансовый  анализ - это технология, позволяющая  изменить пути представления  информации о финансовых потоках, если существующие методы ее  получения не соответствуют потребностям  коммерческой организации.

Эффективная реализация указанных функций обеспечивает действенность системы стратегического финансового анализа деятельности коммерческой организации и предполагает:

- обеспечение каждого  финансового менеджера необходимой  конкретно ему информацией;

- профессиональную интерпретацию  полученных данных каждым специалистом  по стратегическому финансовому  анализу;

- выявление необходимости  в изменениях финансовой стратегии  и разработка определенных индикаторов, позволяющих судить о возникновении  подобных изменений в будущем.

Резюмируя рассмотрение понятия, концептуальных основ, инструментария и собственно процесса стратегического финансового анализа деятельности коммерческой организации как немаловажной составляющей ее стратегического управленческого анализа, требуется подчеркнуть, что именно стратегический финансовый анализ позволит сформировать информационную базу долгосрочного управления финансовыми потоками коммерческой организации, адекватную современным условиям рыночной экономики и позволяющую принимать наиболее оптимальные управленческие решения.

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МТС»

2.1 Характеристика компании

Общество создано путем реорганизации в форме слияния Закрытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (зарегистрированного 28 октября 1993 года Московской регистрационной палатой, регистрационный номер в реестре 027.941, и Государственной регистрационной палатой 21 сентября 1994 года, регистрационный номер Р-3566.16,) и Закрытого акционерного общества «Русская телефонная компания (зарегистрированного Московской регистрационной палатой 21 июля 1995 года, регистрационный номер 634.535, и Государственной регистрационной палатой 19 августа 1996 года, регистрационный номер Р-6068.16).

Целью хозяйственной деятельности Общества является извлечение прибыли путем планирования, маркетинга и эксплуатации сотовой мобильной сети радиотелефонной связи на территориях, указанных в лицензиях, выдаваемых Обществу уполномоченным органом государственной власти.

Для достижения этой цели предмет деятельности Общества включает:

1) сотрудничество с национальными  и/или международными операторами  Глобальной системы мобильной  связи (ГСМ) на территории Российской  Федерации и вне ее для обеспечения  оптимального уровня обслуживания  клиентов Общества;

2) сотрудничество с конкретными  операторами телефонных сетей  в Москве и Российской Федерации, также как и с операторами  международных сетей связи;

3) осуществление расчетов с клиентами, а также коммерческое и финансовое  управление сетью в соответствии  с принятой международной практикой;

4) осуществление и маркетинг  дополнительных услуг подвижных  систем связи;

5) импорт, продажа, сдача в аренду, установка и техническое обслуживание  оконечных устройств и соответствующих  приспособлений;

6) эксплуатация и техническое  обслуживание контрольного оборудования  для сетей ГСМ;

7) ведение любой иной деятельности  в соответствии с решениями  Совета директоров, способствующей  достижению основных целей

В соответствии с Уставом ОАО «МТС» общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ, имеет обособленное имущество и др. (Приложение 1). ОАО «МТС» имеет филиальную сеть, включающую 85 филиалов, перечень которых приведен в Уставе и 2 представительства в Украине (Киев) и республике Беларусь (Минск).

Уставный капитал ОАО «МТС» составляет 199 332 613 рублей 80 копеек и состоит из 1 993 326 138 размещенных обыкновенных именных акций номинальной стоимость 0,1 рубля. Уставный капитал может увеличиваться путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительного выпуска акций в соответствии с решением собрания акционеров. Помимо акций ОАО «МТС» может размещать облигации, опционы и иные эмиссионные ценные бумаги.

Управление в Обществе осуществляется через органы управления Общества. Органами управления Общества являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление (коллегиальный исполнительный орган Общества) и Президент (единоличный исполнительный орган Общества). В Обществе могут создаваться дополнительные внутренние структурные образования (в том числе советы, комитеты, комиссии) при соответствующем органе управления Общества.

ОАО «МТС» было создано 01 марта 2000 года путем реорганизации в форме слияния Закрытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» и Закрытого акционерного общества «Русская Телефонная Компания». Срок действия ОАО «МТС» не ограничен.

Целью хозяйственной деятельности Общества является получение прибыли путем планирования, маркетинга и эксплуатации сотовой мобильной сети радиотелефонной связи на территориях, указанных в лицензиях, выдаваемых Министерством связи Российской Федерации.

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"