Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 17:08, реферат

Описание работы

Для успешного развития компании, хозяйствующим субъектам необходимо постоянно контролировать финансовое состояние компании, а также используя доступную финансовую информацию, необходимо систематическое ведение финансовой отчетности и проведение ее финансового анализа. В конечном счете это позволит оценить, насколько успешно компания ведет свой бизнес, т.к. основная цель финансовых специалистов - повысить стоимость фирмы, в том числе ее акций (если они котируются на фондовых рынках). Для получения небольшого количества наиболее информативных характеристик организации, создающих объективную картину финансового состояния, используется финансовый анализ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 96.31 Кб (Скачать файл)

Наличие собственного оборотного капитала (рабочего капитала) - своего рода "финансовая подушка", позволяющая предприятию, если вдруг возникнет такая необходимость, погасить все или большую часть своих краткосрочных обязательств, являющихся источником его финансирования, и продолжать дальше работать, пусть даже в меньшем объеме.

Доля собственных оборотных средств во всех оборотных средствах предприятия является показателем безопасности, т.е. способности предприятия рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам. Увеличение величины собственного оборотного капитала и его доли в оборотном капитале свидетельствует о повышении финансовой устойчивости. Однако этот индикатор не является самодостаточным. Нужно учитывать то, что оборотный капитал может быть образован неликвидными активами или активами с завышенной оценкой. Активы такого предприятия непродуктивны, что может неблагоприятно отразиться на прибыльности предприятия, а в конечном счете - на его финансовой устойчивости. Снижение величины собственного оборотного капитала и его доли в оборотном капитале свидетельствует о повышении финансового риска в связи с ухудшением финансовой устойчивости.

Если значения коэффициентов в текущем периоде не изменились по сравнению с предшествующими периодами или изменились незначительно, прогнозируемую сумму доходов в будущем периоде следует принять на уровне текущего года.

Если в изменении коэффициентов за ряд лет выявлена более или менее устойчивая тенденция к улучшению их значений, это свидетельствует о положительной тенденции в развитии предприятия. То есть в качестве прогнозной оценки будущих доходов необходимо взять большую величину по сравнению с текущим периодом.

При ухудшении значений показателей прогнозная оценка будущих доходов составит величину, меньшую по сравнению с текущим периодом.

База доходов может быть определена многими путями, так как само понятие доходов трактуется расширенно. Понятие доходов включает любое из многочисленных определений, связанных с термином "денежный поток", либо чистую прибыль.

Денежный поток может быть рассчитан по формуле:

 

Денежный поток = Чистая прибыль + Амортизация - Прирост собственного оборотного капитала - Капитальные вложения. (1)

Наилучшее концептуальное определение базы дохода, отражающей истинный экономический доход, в значительной степени зависит от структуры активов компании.

Для оценки компаний, в активах которых преобладает быстро изнашивающееся или устаревающее оборудование, в качестве показателя доходности обычно используется чистая прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Показатель денежного потока предпочтительнее использовать для капиталоемких предприятий, у которых время и масштабы капитальных затрат, политика начисления износа могут существенно отразиться на прибыли. Данный эффект наиболее отчетливо проявляется в денежном потоке, поскольку износ включен в показатель денежного потока.

При прогнозировании потоков будущих доходов используются данные прошлых периодов. При наличии данных для оценки потенциальной прибыли следует выбрать ретроспективный период в пять лет. Обосновано это тем, что применительно ко многим компаниям анализ результатов деятельности за последние пять лет вполне достаточен для выявления некоторой устойчивой тенденции. Вместе с тем этот период не настолько продолжителен, чтобы ретроспективные данные не соответствовали сегодняшним условиям функционирования компании. При выборе ретроспективного периода необходимо учитывать ряд факторов. Если, например, три года назад в деятельности компании произошли кардинальные изменения, то более уместным будет принять во внимание данные только за этот трехлетний период, на протяжении которого она работает в нынешнем режиме. Если компания действует в отрасли, характеризующейся достаточно большой продолжительностью делового цикла, то на ее данные за пять лет чрезмерно большое влияние может оказать фаза депрессии или подъема - в этом случае пятилетний период будет слишком коротким для того, чтобы адекватно отразить долгосрочную судьбу компании.

Наиболее подходящий метод прогнозирования потоков будущих доходов выбирается на основании выводов финансового анализа. Следует отметить несколько способов расчета потока будущих доходов: по формуле средней арифметической, по формуле средневзвешенной, по тренду Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий / Международная организация труда: Пер. с англ. Д.П. Лукичева и А.О. Лукичевой / Под ред. Ю.Н. Воропаева. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Способ расчета будущих доходов по формуле средней арифметической следует применить тогда, когда в динамике анализируемой ретроспективной прибыли не прослеживается какой-либо четкой тенденции и наблюдается разброс показателей или же нет оснований ожидать, что выявленная тенденция сохранится в будущем. Способ расчета будущих доходов по формуле средневзвешенной следует применить в случае, если более свежим данным по прибыли стоит придать больший вес по сравнению с данными предшествующих лет. Если предполагается, что прошлая тенденция динамики прибыли сохранится и на перспективу, то ее величина определяется на основе тренда. Статистическая значимость трендовой прямой повышается с увеличением числа точек или "наблюдений" и ростом обоснованной сопоставимости данных, т.е. уменьшением их разброса от периода к периоду. Чем менее устойчива динамика прибыли, тем меньше при оценке потенциальной прибыли следует полагаться на метод средневзвешенной или трендовой прямой.

Для определения обобщающей прогнозной оценки необходимо учитывать результаты двух методов:

1. Определение прогнозируемой  величины будущих доходов с  помощью традиционных статистических  методов: используя среднюю и  средневзвешенную величины, трендовый  анализ с добавлением поправки, учитывающей изменение в структуре  пассивов.

2. Определение величины  будущих доходов на основе  выводов финансового анализа.

Обобщенная прогнозная оценка рассчитывается по формуле:

Vоб = альфа1 x V1 + альфа2 x V2, (5)

где Vоб. - обобщенная прогнозная оценка будущих доходов;

V1 - оценка будущих доходов  методом 1 по формуле (4);

V2 - оценка будущих доходов  методом 2;

альфа1 - вес метода 1;

альфа2 - вес метода 2.

Так как альфаl + альфа2 = 1, то формула примет вид:

Vоб. = альфаl x Vl + (1 - альфа1) x V2. (6)

V1 = V1' + V1'', (4)

где V1' - прогнозная оценка на основе одного из методов: средней, средневзвешенной величин, тренда;

V1'' - поправка, учитывающая  изменения в структуре капитала (6).

Таким образом, прогнозируемая величина будущих доходов включает в себя несколько прогнозных оценок. Данная обобщенная оценка учитывает результаты разных способов оценки, входящих в обобщенный показатель с разными весами.

Предлагаемая в дипломе методика прогнозирования величины будущих доходов основывается:

- на скорректированной  методике финансового анализа;

- на традиционных методах  оценки будущих доходов;

- на выводах проведенного  статистического исследования, которые  позволили внести поправку в  традиционные методы прогнозирования.

Разработанная методика позволяет сделать более точный прогноз будущих доходов предприятия, который чрезвычайно важен, потому что именно способность приносить доход характеризует рыночную стоимость компаний.

финансовый устойчивость платежеспособность рентабельность

3. повышение эффективности финансового анализа на предприятии оао «мтс»

3.1 Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» и пути повышения рентабельности

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Модель предоставляет только результаты расчетов, а финансовый директор должен сам установить значение входных и выходных данных, интерпретировать результаты и определить целевую структуру капитала.

Формирование оптимальной структуры капитала -- одна из важнейших проблем финансового менеджмента. На практике существует взаимосвязь между структурой капитала и дивидендной политикой акционерной компании (корпорации). Данная взаимосвязь проявляется в том, что структура капитала зависит от рентабельности собственных средств и нормы распределения чистой прибыли на выплату дивидендов акционерам и на развитие производства. При высокой рентабельности собственного капитала можно оставить больше чистой прибыли на цели накопления и пополнения оборотных активов без ущерба для дивидендных выплат акционерам.

Снижение абсолютного и относительного размера собственного капитала требует от предприятия новых заимствований у банков и иных кредиторов и роста расходов по обслуживанию долга. У банков происходит своеобразное обесценение выданных кредитов, так как ранее выданные ссуды, как правило, пролонгируют.

Вторая причина связана с тем, что при высоком уровне коэффициента задолженности (свыше 1,0) у компании возрастает потенциальный риск банкротства. В такой ситуации собственники склонны к риску, выбирая самые высокодоходные, но рискованные инвестиции, что не устраивает кредиторов.

Третья причина заключается в том, что при поглощении одной компании другой у фирмы-покупателя обычно происходит изменение структуры капитала: во-первых, часто поглощаемое предприятие приобретается за счет заемных средств и новый кредит изменяет структуру капитала поглощающей компании; во-вторых, присутствие заемных средств у поглощаемой фирмы также может оказать влияние на состав и структуру источников средств компании-покупателя. Последняя получает прирост рентабельности собственного капитала благодаря увеличению уровня эффекта финансового рычага, дивиденды по акциям и нераспределенная прибыль возрастают.

Четвертая причина связана с возрастанием темпов роста оборота (объема продаж) предприятия в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, что требует повышенного финансирования. Наращивание темпов роста оборота связано с увеличением переменных, а часто и постоянных издержек, а также объема дебиторской задолженности. Поэтому в период подъема деловой активности многие компании склонны привлекать в свой оборот больше заемных средств. В данном случае эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты дивидендов часто превышают стоимость привлечения обслуживания кредитов и займов.

Пятая причина: если при выпуске корпоративных облигаций новые заемные средства привлекают на более выгодных для инвесторов условиях, чем предыдущая эмиссия, то ранее выпущенные облигации могут упасть в цене.

При оптимизации структуры капитала (источников средств) исходят обычно из главной цели финансового менеджмента: установить такое соотношение между заемным и собственным капиталом, при котором стоимость акций компании достигает своего максимального значения. Уровень задолженности служит для инвестора чутким рыночным индикатором для оценки финансовой устойчивости эмитента. Высокий удельный вес заемных средств в пассиве баланса свидетельствует о повышении риска банкротства заемщика.

Если компания располагает в основном собственными источниками средств, то риск потери финансового равновесия значительно понижается, но акционеры могут не получить высоких дивидендов. В данном случае они полагают, что корпорация не преследует цели максимизации прибыли, и могут начать продажу принадлежащих им акций, снижая тем самым их рыночную стоимость. Итак, для зрелых, давно работающих на финансовом рынке компаний новая эмиссия акций обычно расценивается инвесторами как тревожный сигнал их вероятной финансовой нестабильности, а привлечение заемных средств -- как благоприятный или нейтральный. Поэтому и рекомендуется сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность получить кредиты и займы на приемлемых для заемщика условиях.

В настоящее время ОАО «МТС» продолжает совершенствовать свою маркетинговую политику. Основными задачами на 2010 год в области маркетинга являются: контроль оттока, привлечение новых абонентов, повышение качества клиентского сервиса, качества работы в роуминге, совершенствование межоператорского взаимодействия, развитие бизнеса в области междугородней и международной связи, слияний и поглощений, синергии и конвергенции, оптимизации расходов.

Компания нацелена на дальнейшее укрепление своих позиций, используя и развивая факторы, определяющие конкурентоспособность оператора на рынке. Среди основных факторов конкурентоспособности ОАО «МТС» следует выделить: широту охвата сети и внутрисетевого роуминга, традиционно высокое качество услуг связи, выгодные тарифные предложения, учитывающие потребности различных сегментов, широкий спектр дополнительных услуг. Эти факторы позволяют компании постепенно увеличивать уровень доходов как за счет роста абонентской базы, так и за счет увеличения интенсивности потребления услуг.

Численность работающих в Компании с учетом персонала филиалов на 31 декабря 2006 и 2007 гг. составила 18,336 и 18,025 человек соответственно. Основным источником доходов Компании является выручка от реализации следующих услуг:

услуги сотовой радиотелефонной связи;

предоставление в аренду каналов связи;

предоставление услуг местной и международной телефонной связи;

предоставление услуг телематических служб;

продажа телефонов и аксессуаров;

продажа оборудования;

осуществление работ в соответствии со строительной лицензией.

Основными покупателями услуг сотовой связи являются российские и иностранные физические и юридические лица.

Если компания располагает в основном собственными источниками средств, то риск потери финансового равновесия значительно понижается, но акционеры могут не получить высоких дивидендов. В данном случае они полагают, что корпорация не преследует цели максимизации прибыли, и могут начать продажу принадлежащих им акций, снижая тем самым их рыночную стоимость. Итак, для зрелых, давно работающих на финансовом рынке компаний новая эмиссия акций обычно расценивается инвесторами как тревожный сигнал их вероятной финансовой нестабильности, а привлечение заемных средств -- как благоприятный или нейтральный. Поэтому и рекомендуется сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность получить кредиты и займы на приемлемых для заемщика условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акционерное дело: Учебник /Под. Ред. В.А. Галанова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 544 с.

2. Батаева Б.С. Корпоративное управление: направления совершенствования - М.: Издательство ИПР СПО Минобразования России, 2002. - 136 с.

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"