Проблема управления бюджетным дефецитом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования бюджетного дефицита…..…..5
1.1.Сущность и причины возникновения дефицита бюджета…………………5
1.2Формыи виды бюджетного дефицита……………………………………….8
1.3.Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях…………………………………………………………..15
Глава 2. Анализ государственного бюджета за 2011-2013 годы..………...24
2.1.Анализ доходов Государственного бюджета РФ за 2011-2013 годы…….27
2.2.Анализ расходов Государственного бюджета РФ за 2011-2013 годы…....29
Глава 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом…………………….34
3.1.Возможные пути решения проблемы управления бюджетного дефицита РФ в рамках использования зарубежного опыта………………………………34
3.2.Источники финансирования бюджетного дефицита и пути решения…..………………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46

Файлы: 1 файл

проблемы управления бюдж дефицитом курсовая 1.docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

1) увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;

2) неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение  и т.п.;

3) либерализация налогового  законодательства и как следствие  этого снижение величины налоговых  ставок (без соответствующей корректировки  государственных расходов);

4) возрастание объема  внешней задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными факторами:

1) долгосрочной тенденцией  в динамике налоговых поступлений  и государственных расходов;

2)стадией экономического  цикла, в которой находится экономика  в рассматриваемый период;

3) текущей политикой государства  в области бюджетных расходов  и доходов.

Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах с переходной экономикой, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.

Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:

1) “налоговой амнистии”, которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты  налогов, внести за один раз  всю сумму, равную определенной  части общего налогового сбора;

2) мероприятий по сбору  просроченных налоговых платежей;

3) введением временных  или добавленных налогов;

4) отсрочками выплат заработной  платы работникам государственного  сектора;

5) отсрочкой обязательной  индексации заработной платы  в соответствии с динамикой  уровня инфляции;

6) распродажей государственных  активов;

7) наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными  расходами.

К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком (далее ЦБ). Кроме того, ЦБ может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.

Глава 13 Бюджетного Кодекса (далее БК) РФ определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета [7].

Бюджетный дефицит может образоваться в результате следующих причин:

-    чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;

-   подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;

-      как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета - явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

Существуют глубинные, общие причины бюджетного дефицита, что свойственно любому государству, в котором расходы бюджета превышают доходы, и конкретные, особенные причины, которые имеют место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.

Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, есть [11, С.33]:

- структурная разбалансированность  экономики и несвоевременное  и неэффективное проведение структурных  превращений;

-  сохранение значительного количества нерентабельных государственных предприятий, которые получают дотации;

-    неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;

-    значительный объем теневой экономической деятельности;

-  несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;

-    нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

-   потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.

Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

 

1.3 Способы финансирования дефицита  государственного бюджета в современных  условиях развития 

 

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых  поступлений в госбюджет, а также  доходов от приватизации, продажи  госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

Рассмотрим достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета.

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.

При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, то есть новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов ЦБ государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются ЦБ или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:

1) имеется значительный  внешний долг, что исключает льготное  финансирование дефицита бюджета  из внешних источников;

2) возможности внутреннего  долгового финансирования практически  исчерпаны;

3) валютные резервы ЦБ  истощены, в силу чего регулирование  платежного баланса остается  первостепенной задачей;

4) экономика способна  выдержать высокую инфляцию, а  граждане уже привыкли к постоянному  росту цен.

Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли [16,С.364].

Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название “теоремы Саржента-Уоллеса”.

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

Информация о работе Проблема управления бюджетным дефецитом