Проблемы финансирования в учреждениях образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть проблемы финансового планирования в учреждениях образования.
Основными задачами курсовой работы являются:
˗ Изучение понятий финансового планирования и управления;
˗ Изучение особенности финансового планирования в бюджетных учреждениях;
˗ Изучение особенности финансового управления в бюджетных учреждениях;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовое планирование и управление в бюджетных учреждениях 5
1.1. Понятие финансового планирования и управления 5
1.2. Особенности финансового планирования в бюджетных учреждениях 12
1.3. Особенности финансового управления в бюджетных учреждениях 15
Глава 2. Анализ финансового планирования на примере МОУ Петропавловская СОШ №1 19
2.1 Экономическая характеристика МОУ «Петропавловская СОШ №1» 19
2.2 Разработка сметы расходов МОУ «Петропавловская СОШ №1» 22
2.3 Организация финансирования МОУ «Петропавловская СОШ №1» 30
Глава 3. Основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование 34
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

проблемы фин планир-я в учрежд образов-я.docx

— 85.44 Кб (Скачать файл)

Областной и местный уровни аналогичны республиканскому. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Величина  ассигнований в первую очередь регулируется объёмом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В нём чётко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Бюджетный Кодекс Российской Федерации чётко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение (мі в сутки на одного учащегося); санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

МАОУ «Петропавловская СОШ №1» финансируется из районного бюджета через Главное управление Министерства финансов по Джидинскому району (казначейство). Финансирование осуществляется на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, приобретение расходных материалов и предметов снабжения и пр.

Деятельность учреждений образования может финансироваться  не только из бюджетных средств на сферу образование, но из государственных  программ (например, Государственная  программа развития среднего специального образования на 2009-2013 годы и др.). В объем бюджетного финансирования для расчета обеспеченности расходов на образование по соответствующей административно-территориальной единице включаются:

  • суммы текущих и капитальных расходов (за исключением средств, предусмотренных на капитальное строительство) в соответствии с функциональной классификацией расходов по видам, на финансирование организаций образования, структурных подразделений иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от уровня бюджета, за счет которого осуществляется финансирование (республиканский, областной, городской, районный);
  • суммы расходов из централизованных источников на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений образования;
  • суммы расходов на проведение централизованных мероприятий и реализацию программ в сфере образования.

Таким образом, изучив организацию финансирования учреждений образования, а в частности  МАОУ «Петропавловская СОШ №1», необходимо отметить, что финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования муниципального заказа по видам бюджетных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально-экономической  политики Российской Федерации, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Устранение недостатков и решение  проблем, накопившихся в системе  образования, в том числе, на государственном  уровне управления, требует выработки  новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности  и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов  государственного управления и рыночных подходов.

Ведущими направлениями оптимизации  сети государственных образовательных  организаций является поиск для  них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия органов  государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций  распределения государственных  полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные  организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса  и других факторов.

В настоящее  время система частного предпринимательства  в образовании отражает общественную реакцию на новые направления  развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.7

Привлечение дополнительных источников финансирования на цели образования может осуществляться тремя путями:

  • предпринимательской,
  • условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
  • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов  и расходов, составляют бюджетную  роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

В связи  с большой актуальностью вопроса  особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается  в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам  услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные  результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определенные  трудности возникают из-за необходимости  учета средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что  такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в  строгом соответствии со сметами  доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных  распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени  лишает руководителей учреждений оперативности.

Государственный заказ ограничен возможностями  бюджетного финансирования и рамками  государственных стандартов, он формируется  государственными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» негосударственные образовательные учреждения имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося негосударственного образовательного учреждения в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов.

Опыт  дореволюционной России и современных  учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств, в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году.

Для активного привлечения бизнеса  к развитию образования необходимо в ходе реструктуризации бюджетной  образовательной сети обеспечить преобразование образовательных учреждений в организационно-правовые формы, позволяющие эффективно использовать многоканальные схемы финансирования и другие рыночные механизмы развития.

Бюджетное финансирование образования продолжает играть немалую роль, поскольку другие источники по разным причинам пока слабы. Средством повышения эффективности  бюджетного финансирования, может стать  использование принципов «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования. В сфере образования на основе оценки потребности определяется государственный заказ на образование. Эта оценка должна осуществляться органом управления образованием совместно с потребителями (ведомствами, профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей). Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и Минобразования Российской Федерации системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки, оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Целесообразно предусмотреть ежегодное выделение средств на проведение социологических исследований в целях дополнения объективной образовательной статистики.

Для общего образования применение нормативного бюджетного финансирования предусматривает  финансирование учебных заведений  пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований образовательного стандарта.

Вместе с тем, особый порядок  финансирования может быть предусмотрен для сельских школ, детских домов  и интернатов, спецшкол и специальных  профтехучилищ для детей с  противоправным поведением, для учреждений системы специального образования для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, а также для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования.

Информация о работе Проблемы финансирования в учреждениях образования