Проблемы функционирования инвестиционных компаний на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить проблемы функционировани инвестиционных компаний на российском рынке (на примере ООО «ФА «Милком-Инвест»). Для достижения цели поставлены задачи: 1. Изучить профессиональных участников рынка ценных бумаг, их характеристика. 2. Рассмотреть брокерско-дилерские компании как участников рынка ценных бумаг. 3. Провести анализ функционирования инвестиционной компании на фондовом рынке на пример ИК «Милком- инвест», в том числе анализ брокерско-дилерских операций; операций по доверительному управлению ценными бумагами; формирование доходов от брокерско – дилерской деятельности и направление расходования средств.
4. Представить основные направления повышения эффективности функционирования инвестиционных компаний на фондовом рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.1 Профессиональные участники рынка ценных бумаг, их характеристика 6
1.2 Брокерско-дилерские компнаии как участники рынка ценных бумаг 17
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОМПАНИИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕР ИК «МИЛКОМ- ИНВЕСТ» 23
2.1 Анализ брокерско-дилерских операций 23
2.2 Операции по доверительному управлению ценными бумагами 28
2.3 Формирование доходов от брокерско – дилерской деятельности и направление расходования средств 35
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

problemy_funktsionirovania_investitsionnoy_kompan.docx

— 372.75 Кб (Скачать файл)

 

Расходы компании в 2011 г. также  снизились, рис. 10.

Рис. 10. Динамика расходов ООО «ФА «Милком-Инвест» за 2009-2011 гг.

Общее снижение расходов компании в 2011 г. составляет  899965 тыс. руб. в  результате влияния тенденции большего снижения доходов при меньшем  снижении расходов изменилась прибыль  организации, рис. 11. В 2012 г. заметен небольшой рост расходов, связанный с общим уровнем инфляции в стране, что потребовало роста зарплат.

Рис. 11. Динамика прибыли ООО «ФА «Милком-Инвест» за 2009-2012 гг.

Таким образом, в деятельности организации наметилась тенденция  к росту результативности и эффективности, которую следует поддержать.  Направления повышения эффективности функционирования ООО «ФА «Милком-Инвест» будут рассмотрены далее в главе три.

При этом должны быть рассмотрены  возможности влияния на рост прибыли  в 2013-2014 гг., а также  повышение зависимости доходов от результатов управления и объемов деятельности организации.

3 Основные направления  повышения эффективности функционирования  инвестиционных компаний на фондовом  рынке

 

В настоящее время на законодательном  уровне в России отсутствует комплексное  регулирование доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги. Мировой экономический  кризис продемонстрировал провал в  реализации современной государственной  политики по отношению к финансовым рынкам, а также показал неспособность  современных правительств избегать использования государственного регулирования, которое вредит эффективному функционированию рынка ценных бумаг. Существующий финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что  управляющие средствами финансовые институты в погоне за получением прибыли перекладывают отрицательные  риски доходности на неквалифицированных  инвесторов, вовремя не информируют  их о возможном снижении стоимости  ценных бумаг, а также осуществляют такое инвестирование в ущерб  их экономическим интересам. Прокуратурой и Федеральной комиссией по ценным бумагам США уже подготовлены и предъявлены требования в интересах  американских инвесторов к международным  компаниям, злоупотребившим своим  доверительным положением на финансовом рынке США перед инвесторами. Грубое нарушение финансовыми институтами  прав и интересов инвесторов характерно и для России. В одной только Иркутской области от деятельности финансовых пирамид, привлекающих финансовые средства граждан, пострадало значительное количество населения. Указанные организации  в своей деятельности руководствовались  различными ведомственными нормативными актами и отсутствием четких критериев  привлечения их к ответственности, что позволило экспроприировать денежные средства в должной мере неосведомленных инвесторов. Отсутствие единого закона о доверительном  управлении ценными бумагами и денежными  средствами привело к отсутствию комплексной защиты прав и интересов  неинституциональных инвесторов, которые не обладают достаточными финансовыми и юридическими познаниями, чтобы самостоятельно защитить свои интересы. Кроме того, отсутствие федерального закона о доверительном управлении ценными бумагами и денежными средствами приводит к тому, что недобросовестные участники рынка вуалируют свои имущественные отношения с инвесторами относительно управления ценными бумагами под другие сходные правовые отношения, не являющиеся, по сути, доверительным управлением, и лишают их тем самым специальной защиты законодательства.

Правовое регулирование  отношений по управлению ценными  бумагами и средствами инвестирования осуществляется разрозненными законодательными актами в отсутствие основополагающего  федерального закона, который бы комплексно регулировал указанные отношения, устанавливая единые критерии указанной  деятельности и стандарты ответственности  доверительных управляющих. Гражданский  кодекс исходит из принятия специального закона, который бы регулировал особенности  доверительного управления ценными  бумагами (ст. 1025 Гражданского кодекса  РФ). Между тем правовое регулирование  указанных отношений в настоящее  время осуществляется спорными по своей  легитимности ведомственными нормативными актами, такими как Приказ Федеральной  службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н "Об утверждении  Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами" и Приказ Центрального банка РФ от 2 июля 1997 г. N 02-287 "Об утверждении  Инструкции "О порядке осуществления  операций доверительного управления и  бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации". Например, возникают  сомнения относительно компетенции  ФСФР России устанавливать на уровне ведомственного нормативного акта дополнительные по отношению к установленным  в ГК РФ существенные условия договора доверительного управления ценными  бумагами, а также обязанность  по установлению указанных условий  письменно. Такими обязательными условиями, в частности, являются: перечень объектов доверительного управления, которые передаются в управление управляющему, перечень надлежащих объектов доверительного управления, т.е. ценных бумаг, приобретение которых управляющим в состав имущества учредителя управления является правомерным; структура объектов, поддерживать которую в течение всего срока действия договора обязан доверительный управляющий (соотношение между ценными бумагами различных видов и эмитентов; соотношение между ценными бумагами и денежными средствами данного учредителя управления, находящимися в доверительном управлении); виды сделок, которые управляющий вправе заключать с объектами доверительного управления, а также ограничения на совершение отдельных сделок.

Порядок деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденный ФСФР России, содержит положения, ущемляющие интересы неквалифицированных инвесторов, которые используются недобросовестными  управляющими для ухода от ответственности. Так, указанный порядок предусматривает, что подписание учредителем управления отчета о деятельности управляющего или одобрение его иным образом, в том числе без проверки, может  рассматриваться в случае спора  как одобрение действий управляющего и согласие с результатами управления ценными бумагами. Сложность выявления  и доказывания правонарушений на рынке ценных бумаг не дает право  считать принятие указанного отчета инвестором одобрением деятельности доверительного управляющего. В соответствии с принятым ФСФР России приказом управляющий имеет  право на вознаграждение и возмещение необходимых расходов при осуществлении  деятельности по управлению ценными  бумагами независимо от получения дохода от осуществления указанной деятельности (п. 2.8 Порядка). Это идет вразрез с  положениями ГК РФ, предусматривающими право управляющего на вознаграждение и возмещение расходов только за счет доходов от использования объекта  доверительного управления (ст. 1023 ГК РФ).

Кроме того, из наименования утвержденного ФСФР России Порядка  осуществления деятельности убрано слово "доверительное" при названии управления ценными бумагами. Именно присутствие "доверительного" управления ценными бумагами характеризует наличие высокой степени заботливости управляющего об интересах выгодоприобретателя, высоких требований к его управленческой деятельности, а также повышенной ответственности доверительного управляющего при установлении нарушений. Доверительность в данном случае обусловлена также тем, что порой нарушение при инвестициях в ценные бумаги сложно установить. В связи с этим неквалифицированный инвестор вынужден довериться репутации доверительного управляющего и полагаться на то, что деятельность последнего принесет ожидаемый доход. Кроме того, непрофессиональный инвестор вынужден верить доверительному управляющему, что его имущественные потери от доверительного управления (при наличии таковых) возникли в результате рыночных факторов, связанных с риском, а не в связи с неосмотрительностью доверительного управляющего. Таким образом, складывается впечатление, что утвержденный ФСФР России Порядок осуществления деятельности по доверительному управлению отражает в первую очередь интересы профессиональных доверительных управляющих, а не неквалифицированных инвесторов.

В соответствии с пунктом 3 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" ФСФР России разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления  профессиональной деятельности с ценными  бумагами. Согласно статье 40 указанного Закона ФСФР России как уполномоченный федеральный орган по проведению государственной политики в области  рынка ценных бумаг определяет порядок  деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Из изложенного  следует, что принимаемые ФСФР России требования должны касаться исключительно  самих профессиональных участников рынка ценных бумаг, за неисполнение которых к последним должны применяться  установленные законом санкции, например отзыв либо приостановление  действия выданной лицензии, административный штраф. Поэтому содержащиеся в нормативных  актах ФСФР России нормы гражданского законодательства могут и не иметь юридических последствий для сторон по сделке, которые профессиональными участниками рынка ценных бумаг не являются. Следовательно, несоблюдение обязательных условий договора доверительного управления, предусмотренных приказом ФСФР России, нельзя расценивать как несогласование существенных условий договора доверительного управления и в связи с этим применять такое правовое последствие как его незаключенность. Несоблюдение установленных вышеупомянутым Приказом указанных обязательных требований может повлечь лишь последствия в отношении профессионального доверительного управляющего, в частности привлечение его к установленной ответственности.

Поскольку доверительное  управление ценными бумагами сопряжено  со значительным риском получения отрицательной  прибыли, обусловленной колебанием их рыночной стоимости по сравнению  с доверительным управлением  другим имуществом, нет оснований  применять к доверительному управлению ценными бумагами положения пункта 3 ст. 1022 ГК РФ в части обращения  взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление.

В связи с тем, что доверительное  управление ценными бумагами и денежными  средствами учреждается вследствие необходимости постоянного осуществления  управленческих действий, пятилетний срок договора доверительного управления является недостаточным для удовлетворения потребности в постоянном доходе. Поэтому срок договора доверительного управления ценными бумагами или  денежными средствами должен составлять не более 15 лет.

Инвестиционная декларация должна являться неотъемлемой частью договора доверительного управления ценными  бумагами. В ней необходимо определять цель инвестирования средств с учетом принимаемой учредителем доверительного управления степени риска и размера  ожидаемой прибыли, перечень объектов инвестирования и требования к структуре  инвестиционного портфеля с учетом диверсификации и распределения  риска.

Должно даваться понятие  конфликта интересов и определяться обязательства доверительного управляющего по недопущению его возникновения. Обязательства доверительного управляющего по недопущению конфликта интересов  в своей профессиональной деятельности по доверительному управлению ценными  бумагами должны следовать из общей  обязанности, также устанавливаемой  указанным Законом, по соблюдению беспристрастности  в осуществлении переданных ему  прав.

Доверительным управляющим  по договору доверительного управления ценными бумагами или денежными  средствами может являться профессиональный участник рынка ценных бумаг, соответствующий  установленным требованиям по достаточности  собственных средств. Доверительный  управляющий ценными бумагами либо денежными средствами должен являться юридическим лицом.

В федеральном законе необходимо конкретизировать обязательства доверительного управляющего по предоставлению отчета о своей деятельности. В частности, должны определяться порядок и сроки  раскрытия доверительным управляющим  информации об инвестировании средств, переданных в доверительное управление, о доходах, полученных в результате доверительного управления, об аннулировании  или о приостановлении действия лицензии, о существенных изменениях в учредительных документах доверительного управляющего, о персональном составе  органов управления, составе персонала  и составе аффилированных лиц, о  порядке и сроках доверительного управления, которые устанавливаются  договором доверительного управления.

В Гражданском кодексе  РФ упущено одно из оснований прекращения  договора доверительного управления - приостановление либо аннулирование  лицензии доверительного управляющего. Между тем приостановление действия лицензии у доверительного управляющего влечет негативные последствия для  бенефициара, поскольку в связи  с перерывом управленческой деятельности, носящим длящийся характер, теряется доходность доверительного управления. Поэтому федеральный закон должен дополнить обязательства доверительного управляющего ценными бумагами обязанностью по соблюдению лицензионных требований и условий, выполнение которых является обязательным при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Федеральный закон должен определять в качестве одной из основных обязанностей доверительного управляющего обеспечение способами, предусмотренными гражданским законодательством, возврата переданных ему денежных средств  по договору доверительного управления.

Общие положения ГК РФ о  доверительном управлении практически  не определяют обязанности доверительного управляющего, возникающие в связи  с осуществлением доверительного управления, что влечет частые злоупотребления  на практике. Поэтому закон должен конкретизировать основные обязанности  доверительного управляющего, к числу  которых относятся:

- инвестирование переданных  в управление средств исключительно  в интересах бенефициара;

- несение установленной  законом и договором доверительного  управления ответственности за  сохранность средств, переданных  в управление;

- поддержание достаточности  собственных средств (капитала), рассчитанных в соответствии  с требованиями Федеральной службы  по финансовым рынкам, относительно  объема обслуживаемых активов  в установленном порядке;

- соблюдать лицензионные  требования и условия, выполнение  которых является обязательным  при осуществлении лицензируемых  видов деятельности;

- осуществление инвестирования  переданных в управление средств  разумно и добросовестно, исходя  из необходимости обеспечения  принципов надежности, ликвидности,  доходности и диверсификации;

- открытие банковских  счетов и осуществление операций  с переданными в управление  средствами в кредитных организациях, удовлетворяющих установленным  повышенным требованиям, расторжение  договоров, закрытие счетов и  принятие мер по истребованию  денежных средств, если кредитные  организации перестали удовлетворять  указанным требованиям;

- ежедневное определение  текущей рыночной стоимости и  стоимости чистых активов, находящихся  в доверительном управлении для  определения правильности выбранных  объектов инвестирования, предотвращения  понижения их стоимости и своевременного  осуществления управленческих действий;

Информация о работе Проблемы функционирования инвестиционных компаний на российском рынке