Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель работы: изучение специфических особенностей информационного сопровождения Программы государственного софинансирования пенсии в контексте развитие системы пенсионного обеспечения на современном этапе в Российской Федерации.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы информационного сопровождения Программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации.
2. Проанализировать механизмы, формы и методы информационного сопровождения Программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации.
3. Продиагностировать проблемы информационного сопровождения
Программы государственного софинансирования пенсий на примере Пенсионного фонда Российской Федерации города Белгород.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию информационного сопровождения Программы государственного софинансирования пенсий на примере Пенсионного фонда Российской Федерации города Белгород.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Информационное сопровождение: сущность, основные понятия
1.2. Тенденции развития реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Стратегии информационного сопровождения в системе пенсионного обеспечения
2.2. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации по информационному сопровождению Программы государственного софинансирования пенсий в Российской Федерации
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ
3.1. Диагностика проблем информационного сопровождения Программы государственного софинансирования пенсий на примере Пенсионного фонда Российской Федерации города Белгород
3.2 Рекомендации по совершенствованию информационного сопровождения Программы государственного софинансирования пенсий на примере Пенсионного фонда Российской Федерации города Белгород
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Государственное софинансирование пенсий действует в течении 10 лет, с момента уплаты первых взносов. Гражданин имеет право сам определять сумму дополнительных взносов, также имеет право прекращать выплаты добровольных взносов и возобновлять их в любое удобное время. В случае приостановки выплат государство так же остановит перечисление взносов [8, 45].
В Программе государственного софинансирования пенсии могут принять участие граждане с 14 лет и старше без ограничений.
Для работающих пенсионеров (женщины от 55 лет, мужчины от 60 лет), решивших не пользоваться трудовой пенсией, софинансирование пройдет в соотношении 1:4, но не может составлять более 48 000 рублей в год [25, 13].
При этом следует помнить, что государственная поддержка будет осуществляться, если:
– сумма взносов за год будет составлять не менее двух тысяч рублей;
– гражданин вступит в эту программу с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г..
Таким образом,
размер взноса на софинансирование формирования
пенсионных накоплений рассчитывается
ПФРФ с учетом условий предоставления
государственной поддержки
При условии участия в софинансировании добровольных пенсионных накоплений гражданин освобождается от уплаты НДФЛ с государственных взносов на накопительную часть страховой пенсии и платежей, вносимых работодателем, если сумма не превышает 12000 рублей в год. Также это возможность получения налогового вычета по дополнительным взносам на накопительную часть страховой пенсии равного сумме внесённых денег в рамках Программы добровольного софинансирования пенсии (но не более 120000 рублей в налоговом периоде). Все перечисленные гражданином средства по Программе софинансирования пенсии будут включены в его сумму средств пенсионных накоплений. Все деньги будут перечислены на персональный счёт гражданина в ПФР и НПФ. Дальнейшее использование этих средств будет происходить в соответствии с законом формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [19, 68].
Для работодателей, согласных помочь своим сотрудникам в Программе софинансирования добровольных пенсионных накоплений, предоставлены льготы по уплате ряда налогов.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
деятельность
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию в
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).
Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» [2] .
Право на получение
государственной поддержки
Российским законодательством предусмотрены основные механизмы, уполномоченные реализовывать пенсионные программы, в том числе Программу дополнительного государственного софинансирования пенсий: Пенсионный фонд Российской Федерации, частные управляющие компании, которые избирает гражданин путем подачи заявления в ПФР и негосударственные пенсионные фонды [20,165].
При вступлении в Программу государственного софинансирования пенсий застрахованные лица, имеющие накопительную часть пенсии или формирующие ее за счет уплаты дополнительных страховых взносов, могут выбрать несколько способов управления своими пенсионными накоплениями: либо через Пенсионный Фонд Российской Федерации, доверив свои средства государственной или частной управляющей компании, либо через негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, в порядке, определенном Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Концепция реформы
системы пенсионного
НПФ – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Ее исключительный вид деятельности – негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ на основании договоров о негосударственном обеспечении с вкладчиками НПФ в пользу участника. Что касается деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, то она включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных ресурсов, учет пенсионных обязательств и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. При этом НПФ осуществляет свою деятельность и производит выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного обеспечения населения.
Сильная сторона НПФ – гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. За прошедшие несколько лет значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц, а также иных показателях.
Управляющая организация – организация (акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью), созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию Федеральной службы по Финансовым рынкам России (ФСФР) на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Управляющая компания
может осуществлять доверительное
управление: активами фонда коллективных
инвестиций, средствами пенсионных накоплений,
пенсионными резервами
Итак, в России созданы новые социально – финансовые механизмы – негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании , как важные элементы реформирования пенсионной системы страны. В процессе их создания возможно решение целого ряда социально – экономических проблем, представляющих интерес для конкретных отраслей, предприятий, организаций и регионов страны. Прежде всего, решается задача повышения материального обеспечения пенсионеров, путем внедрения и реализации программ пенсионного обеспечения, в том числе и Программы государственного софинансирования пенсии. Эффективно решаются вопросы заинтересованного отношения предприятий (организаций) и граждан к самообеспечению пенсией, развития социального партнерства работодателей и работников, гибкого влияния на использование экономически активного и занятого в экономике населения.
2. ОСОБЕННОСТИ
ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
2.1. Стратегии
информационного сопровождения
в системе пенсионного
Проводимая в России пенсионная реформа коренным образом меняет роль застрахованных лиц - настоящих и будущих пенсионеров, т.е. по сути, всего населения страны, в пенсионных отношениях. Раньше роль пенсионера и работника – будущего пенсионера была исключительно пассивной. Государство, исходя из своих финансовых возможностей, устанавливало определенный размер пенсии по старости, и пенсионер никаким образом не мог повлиять на размер получаемой пенсии. Единственной возможностью самому формировать свои пенсионные доходы наделил граждан Закон «О негосударственных пенсионных фондах», принятый в 1998 году. Он ввел параллельно с государственным пенсионным обеспечением систему негосударственного добровольного пенсионного обеспечения. Однако возможности, предоставляемые Законом, в принципе доступны лишь лицам, которые до выхода на пенсию имели средства для отчислений в негосударственные пенсионные фонды, либо той категории работников, работодатели которых приняли на себя добровольные обязательства по их дополнительному пенсионному обеспечению через систему НПФ. К сожалению, такие лица с момента принятия Закона составляют подавляющее меньшинство [7, 144].
Проводимая в настоящее время пенсионная реформа направлена как раз на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии. С этой целью законодательно предусмотрена накопительная составляющая трудовой пенсии. Застрахованное лицо уже в ближайшее время сможет выбирать, во-первых, управляющую компанию, которая будет управлять средствами, сформированными в рамках накопительной части его пенсии. Во-вторых, застрахованное лицо сможет выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который будут переведены его средства из Пенсионного фонда России. Кроме того, застрахованное лицо может менять управляющую компанию или НПФ.
Осуществляя выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, застрахованное лицо тем самым выбирает не только лиц, которые будут управлять средствами накопительной части пенсии, но и инвестиционный портфель, то есть виды активов в определенном соотношении, в которые будут инвестированы его средства. От такого выбора напрямую зависит доходность вложений, и, следовательно, будущий размер пенсии [28].
Очевидно, что в настоящее время лишь очень незначительная часть населения обладает необходимыми знаниями для реализации предоставленных им законами прав. Пока основная часть будущих пенсионеров вообще слабо представляет, в чем состоит суть пенсионной реформы, не говоря уже о том, что разобраться в тонкостях инвестирования в различные активы могут лишь профессионалы в этой области.
Существуют 2 пути информирования населения ПФРФ:
Информационно-разъяснительная работа должна проводиться на различных уровнях, в том числе на уровне частных фондов, управляющих компаний, независимых средств информации. Пенсионный фонд России – это государственное учреждение, наделенное публично-правовыми функциями в области пенсионного страхования. Поэтому прежде всего Пенсионный фонд и его территориальные подразделения должны осуществлять информирование населения о проводимой пенсионной реформе. Об этом свидетельствует и тот факт, что в бюджете Пенсионного фонда на 2003 год заложены расходы на проведение информационно-разъяснительной работы с населением в размере 149,5 млн. рублей. Очень важно, чтобы заложенные в бюджете средства были потрачены эффективно [11, 256].
16 октября 2012
года принят Государственной
Думой в первом чтении проект
Федерального закона «О
Рассылка уведомлений о состоянии пенсионных счетов - лишь малая часть той информационной работы, которую необходимо проделать. Кроме того, такой метод информирования дает лишь информацию о размере средств накопительной части, но никаким образом не достигает других целей информационно-разъяснительной работы, о которых уже говорилось выше [35].
Поэтому направления информационной работы, в числе прочего, должны предусматривать информирование о сути пенсионной реформы, о правах застрахованных, об управляющих компаниях и их инвестиционных портфелях, о негосударственных пенсионных фондах.
Однако такая масштабная задача не должна возлагаться исключительно на Пенсионный фонд России. Он не обладает достаточными ресурсами для информирования населения в масштабе всей страны. Особо следует подчеркнуть, что информирование населения должно проходить не только на центральном, но и на местном уровне, и прежде всего территориальными подразделениями Пенсионного фонда России в тесном взаимодействии с субъектами Федерации и местными органами власти. При огромной территории России информирование населения, осуществляемое исключительно из центра и исключительно Пенсионным фондом, невозможно. Власти «на местах» хорошо представляют себе уровень информированности населения в их регионе, и, следовательно, могут продумать, какими именно методами и в каких направлениях должна осуществляться информационно-разъяснительная кампания в рамках их региона [36].