Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их развития.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений на уровне региона;
- выявить проблемы межбюджетных отношений в России, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

Введение............................................................................................................
1. Теоретические аспекты организации межбюджетных отношений.........
1.1 Понятие и принципы построения межбюджетных отношений.........
1.2 Разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы...............................................................................
1.3 Основные формы и методы бюджетного регулирования, их роль и значение...................................................................................................
2. Анализ межбюджетных отношений на уровне региона (на примере Владимирской области)...................................................................................
2.1 Обзор нормативно-законодательной базы в области организации межбюджетных отношений региона.....................................................
2.2 Анализ распределения расходов и доходов Владимирской области на 2013г....................................................................................................
3. Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения.............................................................................................................
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в России................................
3.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России...............................................................................
Заключение.......................................................................................................
Список использованных источников.............................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Проблемы и перспективы межбюджетных отношений в России.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение............................................................................................................

3

1. Теоретические аспекты  организации межбюджетных отношений.........

5

1.1

Понятие и принципы построения межбюджетных отношений.........

5

1.2

Разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы...............................................................................

 

7

1.3

Основные формы и методы бюджетного регулирования, их роль и значение...................................................................................................

 

12

2. Анализ межбюджетных отношений на уровне региона (на примере Владимирской области)...................................................................................

 

19

2.1

Обзор нормативно-законодательной  базы в области организации межбюджетных отношений региона.....................................................

 

19

2.2

Анализ распределения расходов и доходов Владимирской области  на 2013г....................................................................................................

 

23

3. Проблемы межбюджетных  отношений в России и перспективы  их решения.............................................................................................................

 

34

3.1

Проблемы межбюджетных отношений в России................................

34

3.2

Перспективы совершенствования  системы межбюджетных отношений  в России...............................................................................

 

35

Заключение.......................................................................................................

40

Список использованных источников.............................................................

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Во многом стихийно сложившаяся  модель межбюджетных отношений в 90-х  годах прошлого века не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

Разработанная и одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает. Все надежды в настоящее время в плане качественных сдвигов в реформировании межбюджетных отношений ложатся на «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2011–2013 гг.», принятую в апреле 2011г.

Таким образом, проблема реформирования бюджетной системы  эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации  и децентрализации обуславливают  высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

В российской экономической  литературе вопросы межбюджетных отношений  рассматриваются и анализируются  в работах: Нешитой А.С., Поляка Г.Б., Завьялова Д.Ю., Милякова Н.В. и др.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их развития.

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих задач:

- дать определение  понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть  основные принципы и содержание;

- исследовать состояние  межбюджетных отношений на уровне  региона;

- выявить проблемы  межбюджетных отношений в России, внести предложения по поводу их решения.

Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы  межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.

Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды  отечественных авторов, законодательные  акты РФ.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Понятие  и принципы построения межбюджетных  отношений

 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение средств с целью обеспечения территориальным бюджетом минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий.

По действующему законодательству под  межбюджетными  отношениями (перераспределением финансовых ресурсов) подразумеваются  взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования межбюджетных правоотношений,  организации  и  осуществление   бюджетного  процесса [12, с.112].

Межбюджетные отношения действуют в основном в связи с оказанием 

территориальным  бюджетам финансовой помощи. Финансовая помощь территориальным бюджетам из бюджетов других уровней осуществляется в целях выполнения территориальными органами власти возложенных на них  функций и в целях выполнения ими полномочий, переданных им органами других уровней.

Межбюджетные  отношения базируются на следующих основных принципах:

-  сочетание интересов всех участников  такого рода отношений;

- четкое законодательное разграничение  расходных  полномочий  между  органами  власти  разных  уровней  и  соответствующих  им расходов, а  также  доходных  источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;

- сокращение дотационности и количества  дотационных бюджетов за счет  оптимизации встречных финансовых  потоков и наращивания налогового  потенциала на соответствующих  территориях;

- применение  в  межбюджетных  отношениях  субъектов  Федерации,  а  внутри  каждого из них для всех  муниципальных образований единых  методологии и критериев, учитывающих  их индивидуальные и групповые  особенности;

- наличие  достоверной информации  о  финансовой  обеспеченности  территориальных  образований, нуждающихся  в финансовой поддержке из  бюджета другого уровня;

- прозрачность  и  гласность  межбюджетных  отношений,  простота  расчетов, понятная  не только специалистам в этой  сфере,  но  и  политикам,  принимающим   бюджет [13, с.86].     

Для понимания сущности бюджетного регулирования  необходимо раскрыть значение таких  категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета» [2, с.147]:

Профицит  бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами, рассматривается как положительное явление, поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами, рассматривается как отрицательный фактор.

Смысл бюджетного регулирования заключается  в том, что при разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов и при возникновении ситуации, когда в бюджетах субъектов Российской Федерации или местных бюджетах заведомо не хватает средств для покрытия их расходов происходит разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. Возможности же по увеличению собственных доходов у этих бюджетов весьма невелики.

Поэтому включается «в работу» механизм бюджетного регулирования, который заключается  в том, что каждый вышестоящий  бюджет передает часть своих доходов  нижестоящему бюджету, обеспечивая  тем самым  его  сбалансированность.

 

    1. Разграничения расходных полномочий между

уровнями  бюджетной  системы

 

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

- оплата по государственным  (муниципальным) контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на осуществление  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти и на компенсацию  дополнительных расходов, возникающих  из-за решений вышестоящих органов власти;

- бюджетные кредиты  юридическим лицам; 

- субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

- инвестиции в уставные  капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды,  дотации, субвенции и субсидии  бюджетам других уровней, внебюджетным  фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину [3, с.62].

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура  расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства  на следующие виды:

- текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов;

Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения