Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их развития.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений на уровне региона;
- выявить проблемы межбюджетных отношений в России, внести предложения по поводу их решения.
Введение............................................................................................................
1. Теоретические аспекты организации межбюджетных отношений.........
1.1 Понятие и принципы построения межбюджетных отношений.........
1.2 Разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы...............................................................................
1.3 Основные формы и методы бюджетного регулирования, их роль и значение...................................................................................................
2. Анализ межбюджетных отношений на уровне региона (на примере Владимирской области)...................................................................................
2.1 Обзор нормативно-законодательной базы в области организации межбюджетных отношений региона.....................................................
2.2 Анализ распределения расходов и доходов Владимирской области на 2013г....................................................................................................
3. Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения.............................................................................................................
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в России................................
3.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России...............................................................................
Заключение.......................................................................................................
Список использованных источников.............................................................
Содержание
Введение...................... |
3 | |
1. Теоретические аспекты
организации межбюджетных |
5 | |
1.1 |
Понятие и принципы построения межбюджетных отношений......... |
5 |
1.2 |
Разграничения расходных полномочий
между уровнями бюджетной системы............. |
7 |
1.3 |
Основные формы и методы бюджетного
регулирования, их роль и значение.................... |
12 |
2. Анализ межбюджетных отношений на уровне
региона (на примере Владимирской области)...................... |
19 | |
2.1 |
Обзор нормативно-законодательной
базы в области организации |
19 |
2.2 |
Анализ распределения расходов
и доходов Владимирской области
на 2013г......................... |
23 |
3. Проблемы межбюджетных
отношений в России и |
34 | |
3.1 |
Проблемы межбюджетных
отношений в России............ |
34 |
3.2 |
Перспективы совершенствования
системы межбюджетных отношений
в России...................... |
35 |
Заключение.................... |
40 | |
Список использованных
источников.................... |
43 |
Введение
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах прошлого века не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.
Разработанная и одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает. Все надежды в настоящее время в плане качественных сдвигов в реформировании межбюджетных отношений ложатся на «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2011–2013 гг.», принятую в апреле 2011г.
Таким образом, проблема
реформирования бюджетной системы
эффективного использования общественных
финансовых ресурсов, вопросы их централизации
и децентрализации
В российской экономической
литературе вопросы межбюджетных отношений
рассматриваются и
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их развития.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение
понятию «межбюджетные
- исследовать состояние
межбюджетных отношений на
- выявить проблемы межбюджетных отношений в России, внести предложения по поводу их решения.
Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие
и принципы построения
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение средств с целью обеспечения территориальным бюджетом минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий.
По действующему законодательству
под межбюджетными отношениями (перераспределением финансовых ресурсов) подразумеваются
взаимоотношения между
Межбюджетные отношения
территориальным бюджетам финансовой помощи. Финансовая помощь территориальным бюджетам из бюджетов других уровней осуществляется в целях выполнения территориальными органами власти возложенных на них функций и в целях выполнения ими полномочий, переданных им органами других уровней.
Межбюджетные отношения базируются на следующих основных принципах:
- сочетание интересов всех
- четкое законодательное
- сокращение дотационности и
- применение в межбюджетных
отношениях субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований
- наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;
- прозрачность и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов, понятная не только специалистам в этой сфере, но и политикам, принимающим бюджет [13, с.86].
Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета» [2, с.147]:
Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами, рассматривается как положительное явление, поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами, рассматривается как отрицательный фактор.
Смысл бюджетного регулирования заключается в том, что при разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов и при возникновении ситуации, когда в бюджетах субъектов Российской Федерации или местных бюджетах заведомо не хватает средств для покрытия их расходов происходит разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. Возможности же по увеличению собственных доходов у этих бюджетов весьма невелики.
Поэтому включается «в работу» механизм бюджетного регулирования, который заключается в том, что каждый вышестоящий бюджет передает часть своих доходов нижестоящему бюджету, обеспечивая тем самым его сбалансированность.
уровнями бюджетной системы
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формы расходов бюджетов:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на осуществление
полномочий, передаваемых на другие
уровни власти и на
- бюджетные кредиты юридическим лицам;
- субвенции и субсидии,
юридическим и физическим
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетные ссуды,
дотации, субвенции и субсидии
бюджетам других уровней,
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание
и погашение долговых
При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину [3, с.62].
Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено
целым рядом факторов: природой и
функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,
административно-
В зависимости от ориентации
государственного регулирования структура
расходной части может
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:
- текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов;
Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения