Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их развития.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений на уровне региона;
- выявить проблемы межбюджетных отношений в России, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

Введение............................................................................................................
1. Теоретические аспекты организации межбюджетных отношений.........
1.1 Понятие и принципы построения межбюджетных отношений.........
1.2 Разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы...............................................................................
1.3 Основные формы и методы бюджетного регулирования, их роль и значение...................................................................................................
2. Анализ межбюджетных отношений на уровне региона (на примере Владимирской области)...................................................................................
2.1 Обзор нормативно-законодательной базы в области организации межбюджетных отношений региона.....................................................
2.2 Анализ распределения расходов и доходов Владимирской области на 2013г....................................................................................................
3. Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения.............................................................................................................
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в России................................
3.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России...............................................................................
Заключение.......................................................................................................
Список использованных источников.............................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Проблемы и перспективы межбюджетных отношений в России.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Наибольший объём расходов в сумме 28356,0 тыс. руб. предлагается направить в распоряжение департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации области. Расходы департамента в 2013 г. составят 63,7% от общего объёма бюджетных обязательств в сфере охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 

РОССИИ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1 Проблемы  межбюджетных отношений в России.

 

Несмотря на положительные  изменения в системе межбюджетных отношений и в организации  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.

Неоправданно возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов [17, с.236].

Причины существования  и роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы  финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.

Стимулы для увеличения собственной доходной базы на региональном и местном уровнях невелики. Практически  ни один элемент налоговой базы, кроме относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится напрямую к источникам доходов этих бюджетов. Даже передача на региональный уровень дополнительного норматива отчислений по налогу на прибыль проблему пополнения доходной части бюджетов не решила, поскольку уже с ноября 2008 года поступления от взимания этого налога существенно сократились, а возможность воздействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на поступление этого налога фактически отсутствует [8, с.14].

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты  недополучают доходы в связи с  предусмотренными федеральным законодательством  налоговыми льготами и изъятиями.

 

3.2 Перспективы  совершенствования системы межбюджетных  отношений в России

 
Основной      целью     реформирования       системы       межбюджетных

трансфертов РФ должно стать  повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в  субъектах Российской Федерации, в  том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.

В целях решения проблем  в сфере межбюджетных отношений  следует действовать в следующих направлениях [9, с.3]:

· инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация  публичных обязательств;

· обеспечение режима экономного и рационального использования  бюджетных средств, оптимизация  расходов на содержание органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и  муниципальных услуг, разработка критериев  качества предоставления услуг, методик  расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

· при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;

· создание стимулов для  повышения качества управления бюджетным 

процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

· выделение субсидий субъектам Российской Федерации  исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;

· переход в ряде случаев  от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  на структурные преобразования;

· активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

· дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Необходимо рассмотреть  вопрос о разработке механизма компенсации  бюджетам субъектов Российской Федерации  и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.

Должна быть повышена ответственность органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.

В период экономического кризиса особо важное значение приобретает  мониторинг финансового состояния  субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в  первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.

В случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи следует инициировать введение временной финансовой администрации. При этом в целях более оперативного решения вопросов восстановления платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо уточнить критерии и упростить процедуру ее введения.

Для перехода к политике реального выравнивания Россия должна завершить территориально-экономическую  реструктуризацию повышения экономической  самодостаточности населения. Ее основные принципы:

· ослабление региональной дифференциации на основе экономического роста и развития всех регионов с  опорой на собственные силы:

· государство должно не «обирать» богатые территории в пользу бедных, а стремиться к  разумному компромиссу между ними:

· право на федеральную  поддержку имеют не только бедные депрессивные районы, но и богатые, вложения в которые высокоэффективны:

· механизм межрегионального перераспределения, не подрывая

источники развития, обеспечивает приемлемые стандарты жизни в регионах;

· помощь отсталым регионам исходит из критерия экономической  эффективности с учетом поддержания  социальной справедливости;

· интересы Федерации  имеют приоритет перед интересами отдельных ее регионов;

· перспективные интересы Федерации и регионов имеют приоритет перед текущими;

· федеральное законодательство и административно-правовое регулирование (договоры) способствуют уменьшению региональной социальной и экономической асимметрии [8, с.119].

Выводы по третьей  главе:

Основной проблемой межбюджетных отношений в России является то, что бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.

Для этого необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Поэтому необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере. Они должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.

 

 

Заключение

 

Наличие различных административно-территориальных образований в одном государстве приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает необходимость решения такой проблемы.

Эта проблема решается в  рамках межбюджетных отношений.

Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной  системы РФ, перечисляемые другому  бюджету бюджетной системы РФ.

Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

· дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации;

· субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

· субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· иных межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ;

· межбюджетных трансфертов  бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Несмотря на положительные  изменения в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

В целях решения проблем  в сфере межбюджетных отношений  следует действовать в следующих  направлениях:

· инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация  публичных обязательств;

· обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

· обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

· при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения