Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их развития.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений на уровне региона;
- выявить проблемы межбюджетных отношений в России, внести предложения по поводу их решения.
Введение............................................................................................................
1. Теоретические аспекты организации межбюджетных отношений.........
1.1 Понятие и принципы построения межбюджетных отношений.........
1.2 Разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы...............................................................................
1.3 Основные формы и методы бюджетного регулирования, их роль и значение...................................................................................................
2. Анализ межбюджетных отношений на уровне региона (на примере Владимирской области)...................................................................................
2.1 Обзор нормативно-законодательной базы в области организации межбюджетных отношений региона.....................................................
2.2 Анализ распределения расходов и доходов Владимирской области на 2013г....................................................................................................
3. Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения.............................................................................................................
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в России................................
3.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России...............................................................................
Заключение.......................................................................................................
Список использованных источников.............................................................
- капитальные расходы
представляют собой денежные
затраты, связанные с
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
- финансирование промышленного производства;
- финансирование социально-
- финансирование науки;
- финансирование обороны;
- содержание правоохранительных
органов и органов
- расходы по
- создание резервных фондов;
- расходы по обслуживанию государственного долга;
- прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики; расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера; расходы на программу развития гражданской авиации; расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
- заработная плата;
- начисления на заработную плату;
- канцелярские и хозяйственные расходы;
- командировки и служебные разъезды;
- стипендии;
- расходы на питание;
- приобретение медикаментов и перевязочных средств;
- приобретение оборудования и инвентаря;
- приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
- государственные капитальные вложения;
- капитальный ремонт;
- содержание сооружений благоустройства;
- геологоразведочные работы;
- проектирование;
- государственная дотация;
- операционные расходы;
- платежи по ссудам;
- возмещение разницы в ценах;
- прочие расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства [5, с.30].
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:
- расходы республиканского бюджета;
- расходы бюджетов членов федерации;
- расходы местных бюджетов.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
регулирования, их роль и значение
Начиная анализ форм и методов бюджетного регулирования, прежде всего выделим методы государственного воздействия на экономику, которые, как полагают специалисты, можно сгруппировать следующим образом [10, с.20]:
регулирования, включающие:
- налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);
- амортизационную политику (установление норма амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация);
- кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т.п.);
- таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).
2. прямое государственное финансовое регулирование - распределение бюджетных инвестиций, дотации (плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме), субвенций (целевая передачи средств) и субсидий (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов) в случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов,
3. методы регулирования производственной деятельности - заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование.
4. государственное предпринимательство - участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству. Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства.
Бюджетное регулирование осуществляется как в правовой, так и неправовой форме.
Правовая форма заключается в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов. Для реализации этой формы государство использует финансово-правовые акты.
Методами бюджетного регулирования являются:
а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;
б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;
в) установление налогов, передаваемых
из вышестоящих бюджетов в нижестоящие
в целях сбалансирования
г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);
д) межбюджетное кредитование в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;
е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование [15, с.161].
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ.
Регулирующие доходы бюджетов - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48, 63 БК РФ).
Так, федеральный бюджет уступает бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного региона в результате уплаты налогов, отнесенных к федеральным. В этом случае федеральный налог становится регулирующим доходом бюджета субъекта Российской Федерации. Отметим, что практика бюджетной деятельности «подсказала» какие из видов федеральных налогов наиболее удобно использовать в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, т. е. наработаны определенные стандарты при использовании налогов в роли методов бюджетного регулирования.
Аналогичным образом осуществляется бюджетное регулирование в связке «бюджет субъекта Российской Федерации - местный бюджет»: бюджет субъекта Российской Федерации уступает местному бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного муниципалитета в результате уплаты налогов, отнесенных к налогов субъектов Российской Федерации. В этом случае налог субъекта Российской Федерации становится регулирующим доходом местного бюджета. Кроме того, бюджет субъекта Российской Федерации может передать местному бюджету доходы, которые получит от федеральных налогов, переданные бюджету субъекта Российской Федерации в качестве регулирующего дохода. В результате будет иметь место вторичное перераспределение федеральных налогов, с преобразованием их из регулирующего дохода бюджета субъекта Российской Федерации в регулирующий доход местного бюджета.
Поскольку размер регулирующего налога, идущего на нужды нижестоящего бюджета, выражается в процентах от общей суммы этого налога, собранной на данной территории, то в практике бюджетной деятельности этот метод бюджетного регулирования именуется как метод установления процентных отчислений от регулирующих налогов.
Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.
В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.
Субсидию объединяет с субвенцией
то, что оба вида предоставления денежных
средств носит целевой характер, а также то, что они осуществляются
на безвозвратной и безвозмездной основе.
Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего
бюджета в финансировании того или иного мероприятия или
Трансферт - наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов [14, с.10].
Предоставление денежных средств из вышестоящего бюджета нижестоящему в процессе бюджетного регулирования может быть осуществлено и на возвратной основе, т. е. посредством кредитования.
Бюджетный кодекс Российской Федерации говорит в данном случае о двух формах кредитования: бюджетном кредите и бюджетной ссуде.
Отличие бюджетной ссуды от бюджетного кредита заключается лишь в сроке предоставления денежных средств на заемной основе: в определении бюджетного кредита этот срок не упомянут, в определении бюджетной ссуды он оговаривается (не более шести месяцев).
Существует практика, когда вышестоящий бюджет берет на финансирование расходов нижестоящего бюджета. Обычно это осуществляется в рамках общефедеральных целевых программ.
Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в России и перспективы их решения