Проблемы управления и прогнозирования ликвидности на современном этапе развития банковской системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение прогнозирования и управления ликвидностью банка, рассмотрение ликвидности на примере банка ОАО «ВТБ».
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие ликвидности кредитной организации.
2. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую ликвидность кредитных организаций.
3. Рассмотреть уровни управления ликвидностью кредитных организаций.
4. Проанализировать нормативы ликвидности на примере банка ОАО «ВТБ»
5. Исследовать характеристику основных положений политики управления ликвидностью.
6.Изучить зарубежный опыт управления и прогнозирования ликвидности.
7. Рассмотреть новый подход к оценке ликвидности с учетом рекомендаций Базельского комитета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..…….2
1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ.…………………………………………………………………………….……….….5
1.1. Экономическая сущность ликвидности банка и значение прогнозирования и управления ликвидностью…………………………………………………………….…………5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая ликвидность кредитных организаций..7
1.3. Уровни управления ликвидностью кредитных организаций.……………………….…9
1.4. Теории управления ликвидностью кредитных организаций.………………….……...12
1.5. Зарубежный опыт управления и прогнозирования ликвидности…………………….14
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………………….17
2.1. Характеристика основных положений политики управления ликвидностью.……..17
2.2. Оценка нормативов ликвидности банка.………………………………………….…….18
2.3. Оценка риска несбалансированной ликвидности.……………………………………...19
2.4. Анализ потребностей кредитных организаций в ликвидных средствах.………….…20
2.5. Управление ликвидностью на основе денежных потоков, как метод прогнозирования ликвидности.………………………………………………………………...23
2.6.Стресс-тестирование – перспективный метод прогнозирования ликвидности……..24
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ…….30
3.1. Проблемы управления ликвидностью кредитных организаций на современном этапе………………………………………………………………………………………………..30
3.2. Новый подход к оценке ликвидности с учетом рекомендаций Базельского комитета…………………………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...……………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 82.21 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Нормативно  – правовая база, регулирующая  уровень ликвидности кредитной  организации.

Необходимо отметить, что  нормативно-правовая база регулирования  ликвидности в истории современной  России неоднократно пересматривалась и изменялась. Формирование первого  механизма ликвидности кредитных  организаций началось сразу после  создания в стране двухуровневой  структуры банковских учреждений. «…Разграничение  функций между ЦБ и банками, занимающимися  кредитно-расчётным обслуживанием  юридических и физических лиц, определило необходимость государственного регулирования  ликвидности вновь созданных  банков для обеспечения доверия  к банковской системе» [12]. Уже в 1989 году Государственный банк СССР установил  для кредитных организаций ряд  обязательных нормативных показателей  ликвидности. В частности, нормативно были установлены коэффициенты К1 (равный отношению общей суммы обязательств банка к объёму его собственных средств), К2 (исчисляемый как отношение вкладов физических лиц к объёму собственных средств банка), К4 (соотношение ликвидных активов и обязательств банка в пределах 30-дневного срока), и т.д. Показатели коэффициентов были установлены на соответствующим уровне: К1 – не менее 1/20, К2 – не более 1, К4 – не ниже 0,3.

С принятием в 1990 году закона «О Центральном банке» Банк России пересмотрел существовавшую систему  коэффициентных оценок ликвидности. С  апреля 1991 года с введением в действие Инструкции ЦБ РФ №1 все кредитные  организации стали рассчитывать  показателе ликвидности (среди основных Н2 – мгновенная ликвидность, Н3 – текущая ликвидность, Н4 – долгосрочная ликвидность).

При этом необходимо отметить, что нормативно-правовая база регулирования  ликвидности отличается большой  динамичностью, с момента принятия первой редакции Инструкции №110 – И, регламентирующей расчёт обязательных нормативов ликвидности, были внесены  существенные изменения в механизм управления ликвидностью. В частности, с 1 апреля 1996 года данный документ был  практически полностью изменён  в связи с переходом кредитных  организаций на принципиально новый  План счетов. С 2000 года изменены требования к минимальному размеру уставного  капитала. В 2004 году Инструкция №110 –  И вновь подверглась корректировке  – были изменены сроки соблюдения нормативных коэффициентов (переход  на ежедневный расчёт основных коэффициентных показателей). Кроме того, изменения  потребовались в связи с созданием  в стране системы страхования  вкладов (АСВ) – для кредитных  организаций, желающих вступить в данную систему, были установлены отдельные  нормативы ликвидности.

Указанием ЦБ РФ от 18.02.05 №1549 –У отменён норматив общей ликвидности  банка (Н5), который регулировал (ограничивал) общий риск потери кредитной организацией ликвидности и определял минимальное  соотношение ликвидных активов  и суммарных активов банка. В  связи с этим исключены также  нормы, содержащие указания на норматив Н5.

На сегодняшний день нормативную  базу оценки ликвидности кредитных  организаций составляют в основном документы:

   Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующий правоотношения  между субъектами при совершении банковских операций и сделок.

   Федеральный закон  «О банках и банковской деятельности», №395-1 от 02.12.1990 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в котором детально прописывается порядок совершения банковских операций, процентные ставки по кредитам, вкладам и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации.

   Инструкция №110 –  И (в редакции указаний ЦБ), которая предполагает обязательное  вычисление нормативов ликвидности;

Указание 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов", включающая систему показателей ликвидности;

Указание 2005-У «Об оценке экономического положения банков»,в  котором Оценка экономического положения  банков осуществляется по результатам  оценок: капитала, активов, доходности, ликвидности;

Положение 242-П "Об организации  внутреннего контроля в кредитных  организациях и банковских группах", по выявлению, измерению и определению  приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной  организацией потерь и (или) ухудшения  ликвидности вследствие наступления  связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной  организации неблагоприятных событий;

Указание 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", в котором Банк России устанавливает формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской Федерации, а также перечень форм отчетности и другой информации, представляемых кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

Письмо 139-Т  "О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций", которое предполагает составление таблицы соотношения по срокам активов и пассивов банка, а также элементы GAP- анализа в виде расчёта нарастающим итогом показателя избытка (дефицита) ликвидности;

Банковской системой России принимаются к сведению методики Базельского соглашения, однако они  носят рекомендательный характер и  предполагают использование более  сложных инструментов, чем сложившаяся  практика коэффициентного метода управления ликвидностью.

 

1.3. Уровни  управления ликвидностью.

Управление ликвидностью КБ: системы централизованного и  децентрализованного управления ликвидностью КБ.

Ликвидность банков - основополагающий фактор их платежеспособности, который  создает доверие публики к  банковской системе.

Управление в РФ осуществляется на 2 уровнях: на уровне ЦБ (централизованное) и на уровне КБ (децентрализованное).

Централизованное управление.

Централизованное управление заключается в установлении ЦБ единых для всех кредитных организаций  нормативов ликвидности; осуществлении  регулирования ликвидности с  использованием различных инструментов (обязательное резервирование, система  рефинансирования и др.); организации  контроля за состоянием ликвидности  кредитных организаций; применении мер воздействия к кредитным  организациям, нарушающим нормативы  ликвидности. Контроль осуществляется на основе отчетности о соблюдении экономических нормативов и о  формировании фонда обязательных резервов, а также путем проведения инспекторских  проверок кредитных организаций. Цель централизованного - поддержание ликвидности  каждой кредитной организации.

Система управления ликвидностью в кредитной организации включает: комплекс организационных мер по анализу, оценке и контролю; обоснование  методов и инструментов управления ликвидностью; выбор способа регулирования ликвидности. Цели: обеспечение своевременного и полного удовлетворения банком обязательств перед кредиторами, поддержание такой структуры активов и пассивов, которая обеспечивала бы оптимальное сочетание ликвидности и прибыльности КБ.

Децентрализованное управление.

 В управлении  ликвидностью банка участвуют  многие подразделения. Возглавляет пирамиду управления руководящий орган банка — наблюдательный совет, совет директоров и т.п., либо исполнительный орган — правление, председатель правления и т.п. Все глобальные решения принимаются на уровне руководства. В то же время вся информация, необходимая для принятия таких решений, должным образом обработанная и систематизированная, доводится до руководства банка (рис. 1).

Основным подразделением, собирающим внешнюю для банка  информацию, является маркетинговое подразделение. Для того чтобы определять потенциальные источники привлечения денежных средств и возможные направления вложений в активные операции, работники этого подразделения систематически собирают информацию о денежных и финансовых рынках, выявляют тенденции их развития и прогнозируют конъюнктуру рынков на перспективу.

Поскольку в своей  деятельности банку постоянно приходится сталкиваться с проблемой межбанковской конкуренции, маркетинговое подразделение также постоянно изучает состояние рынка банковских услуг, состав, качество и стоимость услуг, предлагаемых другими банками. Подобные исследования позволяют выбрать и обосновать наиболее эффективную позицию на рынке, способствующую расширению и стабилизации клиентской базы.(Приложение 1)

Информация о  состоянии и тенденциях развития финансовых и денежных рынков, как и информация о предлагаемых банками-конкурентами услугах, маркетинговым подразделением предоставляется для дальнейшего изучения в специализированное аналитическое подразделение и аналитикам из подразделений, непосредственно осуществляющих активные и пассивные операции. Так, информация об экономической среде, в которой действует банк, поступает в распоряжение и используется r работе различных подразделений банка.

В то же время  внешняя для банка информация не ограничивается информацией об экономической  среде. Субъекты национальной банковской системы основывают свою деятельность на международном и российском законодательстве, нормативных документах Банка России и других обязательных к исполнению документах министерств и ведомств. В российских экономических условиях законодательная и нормативная среда постоянно изменяются; отслеживание этого процесса поручается отделу методологии. Это же подразделение изучает и обобщает теоретическую базу банковской деятельности — достижения экономической науки и практики, опубликованные в экономической литературе и периодической печати.

Служба  внутреннего контроля осуществляет внутрибанковский надзор за деятельностью банка. Обобщенный и проанализированный опыт проверок деятельности различных подразделений банка может быть основой дня рекомендаций по корректировке внутрибанковских нормативных документов. Таким образом, внутрибанковские нормативные документы дополняются, уточняются и перерабатываются подразделением методологии на основе рекомендаций службы внутреннего контроля.

Особое место  в организации управления банковской ликвидностью отводится аналитическому подразделению. Его основной задачей является обработка огромного массива информации, обобщение и представление результатов анализа руководству банка и рекомендаций планирующим подразделениям.

Внешняя информация поступает в аналитическое подразделение  после первичной обработки в маркетинговом подразделении, а в функции аналитического отдела (управления) входит ее дальнейшая обработка и формулирование выводов в виде рекомендаций подразделению, осуществляющему стратегическое планирование портфелей активов и пассивов.

Основной объем  внутренней информации поступает в  аналитическое подразделение из подразделений, осуществляющих активные и пассивные операции, в виде отчетности. Благодаря обработке этой информации оценивается адекватность деятельности операционных подразделений задачам, которые перед ними ставились.

Кроме того, в  процессе управления ликвидностью банка  особо важное значение имеет обработка  внутренней информации, поступающей от подразделения, оперативно управляющего ликвидными средствами. Поток оперативной информации о текущем состоянии ликвидных и высоколиквидных средств, поступающий аналитикам, является основой для прогнозирования их тенденций на будущее. Аналитическое подразделение должно своевременно выявлять неблагоприятные тенденции, возникающие в процессе управления ликвидными средствами.

Функции стратегического  управления портфелями активов и  пассивов в небольшом банке может выполнять коллективный руководящий или исполнительный орган. В средних по размеру и, особенно, крупных банках эти функции поручаются специально созданному подразделению (финансовому управлению и т.п.). Специалисты этого подразделения, учитывая огромный объем информации, прогнозируют дальнейшее развитие банка, выявляют долгосрочные желательные и нежелательные тенденции, планируют основные показатели банка на ближайшие годы, а также определяют оптимальное распределение обязанностей между подразделениями банка,

Подразделение стратегического управления не только формулирует основные цели банка на ближайшие годы, но и структурирует план всего банка на части, касающиеся отдельных управлений, отделов, доводит до этих управлений и отделов их стратегические планы.

На краткосрочную  перспективу стратегический план структурируется в виде оперативных планов, поэтому подразделение или орган управления банка, выполняющий функции стратегического управления портфелями активов и пассивов, работает в непосредственном контакте с подразделением, осуществляющим оперативное управление ликвидными средствами, постоянно уточняет и корректирует свои планы, сверяясь и учитывая текущие результаты деятельности банка.

Подразделение оперативного управления, с одной стороны, доводит оперативные планы до подразделений, непосредственно формирующих "портфели активов и пассивов, а с другой стороны, постоянно контролирует выполнение этих планов на основании оперативной информации. Кроме того, в функции данного подразделения входит определение потребности банка в ликвидных средствах.

 

1.4. Теория управления ликвидностью  кредитных организаций

Информация о работе Проблемы управления и прогнозирования ликвидности на современном этапе развития банковской системы в России