Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:53, дипломная работа
Цель дипломной работы: проанализировать проблемы возвратности кредитов в банках второго уровня РК
Исходя из цели в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
– раскрыть теоретические аспекты банковского кредитования;
– изучить основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
–проанализировать динамику проблемных кредитов в банках второго уровня РК
– разработать рекомендации по совершенствованию практики работы с проблемными кредитами
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических отношений, возникающих в организации возвратности кредитов в банках второго уровня.
Объектом исследования являются банки второго уровня РК.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Банковское кредитование понятие, виды, формы и этапы
1.2 Основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
2. АНАЛИЗ ВОЗВРАТНОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ РК
2.1 Анализ состояния кредитного рынка Республики Казахстан
2.2 Анализ подходов к решению проблемы не работающих кредитов в банках второго уровня Республики Казахстан
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
3.1 Коллектроская служба как инструмент работы с проблемными долгами
Этапы банковского
Основой возникновения и развития кредитных отношений между коммерческими банками и их клиентами в связи с движением кредита является кредитный процесс, обуславливающий круговорот ссудного капитала коммерческого банка в целом и жизненный цикл каждой отдельной банковской ссуды в частности.
Кредитный процесс представляет собой единство взаимосвязанных друг с другом стадий: планирование, предоставление, использование и возврат ссуды. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов. Каждый из них вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности.
Кредитование условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:
• рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;
• оценка кредитоспособности заявителя;
• изучение обеспечения кредита;
• заключение кредитного договора;
• предоставление кредита;
• обслуживание (сопровождение) кредита;
• погашение кредита.
Необходимо отметить, что на каждом этапе в управлении кредитным процессом принимает участие не только коммерческий банк, но и государство в лице Центрального Банка, а также налоговые и судебные органы государственного управления. Так, Центральный Банк формулирует обязательные для всех коммерческих банков правила и ключевые параметры их кредитной деятельности, вмешиваясь в особых случаях в кредитные процессы (устанавливая, например, "кредитные потолки").
Организационным началом формирования отношений между банком и заемщиком является обращение заемщика в коммерческий банк с ходатайством о предоставлении кредита. [20, 157 с.] В нём указываются:
• цель получения кредита;
• сумма и срок использования;
• краткая характеристика кредитуемого мероприятия;
• расчет экономического эффекта от его осуществления.
Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой.
Главным для обеих сторон (кредитора и заёмщика) на начальном этапе является вопрос о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить заявку потенциального заемщика.
Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе.
Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента.
При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т.е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики.
В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.
Процесс кредитования связан с действием различных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды заемщиком в обусловленный договором срок. Поэтому до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика. Данный этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация кредитная история.
На этом этапе кредитования банку предстоит выяснить:
• серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
• обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
• соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля (т.е. приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или к обратным результатам).
При необходимости к работе привлекаются сотрудники других служб банка. Если по итогам переговоров кредитный инспектор считает целесообразным продолжить работу с заявкой, он передает соответствующую часть комплекта полученных документов вместе с сопроводительной запиской в юридическое управление, отдел обеспечения кредитных операций, службу экономической защиты, с целью проведения комплексного анализа заявки.
Для банка-кредитора финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и проценты на нее. Такая состоятельность заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.
Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства.
В отличие от нее кредитоспособность — это способность и готовность лада своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком плане.
Вместе с ходатайством заемщик предоставляет в банк копии следующих сопроводительных документов:
Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.
Финансовый отчет включает в себя 6аланс компании и счет прибылей и убытков за последние три года.
Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фонда.
Отчет дает полную картину того, как использовался дефицит ресурсов, сколько времени потребовалось на высвобождение фондов и образование дефицита кассовых поступлений и тд.