Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:53, дипломная работа
Цель дипломной работы: проанализировать проблемы возвратности кредитов в банках второго уровня РК
Исходя из цели в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
– раскрыть теоретические аспекты банковского кредитования;
– изучить основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
–проанализировать динамику проблемных кредитов в банках второго уровня РК
– разработать рекомендации по совершенствованию практики работы с проблемными кредитами
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических отношений, возникающих в организации возвратности кредитов в банках второго уровня.
Объектом исследования являются банки второго уровня РК.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Банковское кредитование понятие, виды, формы и этапы
1.2 Основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
2. АНАЛИЗ ВОЗВРАТНОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ РК
2.1 Анализ состояния кредитного рынка Республики Казахстан
2.2 Анализ подходов к решению проблемы не работающих кредитов в банках второго уровня Республики Казахстан
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
3.1 Коллектроская служба как инструмент работы с проблемными долгами
Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, о возникновении трудностей у заемщика свидетельствуют одинаковые факты: прекращение контактов с работниками банка; представление финансовой отчетности с задержками, которые не объясняются; неблагоприятные изменения цен на акции заемщика; наличие чистых убытков в течение одного или нескольких отчетных периодов; негативные изменения показателей ликвидности, соотношения собственных и привлеченных средств, деловой активности; отклонение объема реализации продукции и денежных потоков от тех, которые планировавшиеся при выдаче кредита; резкие изменения остатков на счетах клиента, которые не ожидавшиеся и не объяснены.
Такую информацию получают из финансовых отчетов, контактов с заемщиком, внутренних и рыночных источников информации. Рыночные источники информации являются наиболее ценными, поскольку дают возможность предусмотреть негативное развитие событий и принять меры по их предубеждения.
В процессе работы с проблемными кредитами банк может применить два основных метода управления: реабилитацию или ликвидации. Метод реабилитации заключается в разработке общего с заемщиком плана мероприятий по возврату кредита. Метод ликвидации означает возврата кредита путем проведения процедуры банкротства и продажи активов заемщика.
Существует несколько вариантов организации работы с проблемной задолженностью:
1) самостоятельная работа банка
по возврату проблемной
2) совместная работа с
3) продажа портфеля проблемной задолженности третьим лицам.
Рассмотрим каждый из вышеуказанных вариантов подробнее.
1) Самостоятельная работа по
возврату проблемной
Безусловный лидер по эффективности внесудебного производства — телефонные переговоры. При достаточном уровне интенсивности давления на должника в ходе телефонных переговоров удается убедить клиента восстановить график текущих платежей или досрочно погасить задолженность, часто при этом сохранив лояльность клиента. Себестоимость единичного телефонного звонка невелика, и один оператор может провести до 70–100 результативных телефонных переговоров за смену. Организационно это также наиболее удобная технология: единый контакт-центр может располагаться в оборудованном офисе и обеспечивать обзвон всей территории страны.
Помимо телефонных переговоров в практике внесудебного взыскания применяются методы массовой рассылки писем, sms и электронных сообщений, а также личные встречи с должниками. При правильном использовании эти методы дополняют телефонные переговоры и способны повысить суммы взысканной задолженности.
Типичный масштаб деятельности среднего розничного банка по взысканию задолженности по потребительским кредитам требует наличия отдельного подразделения по работе с проблемными кредитами, в котором задействованы обычно 10–15 сотрудников.
Для организации работы таких подразделений повсеместно применяется программное обеспечение и оборудование интеллектуальных АТС. Программное обеспечение класса CRM и системы управления документооборотом распределяют задачи между сотрудниками («коллекторами»), организуют контроль и аналитику.
Мониторинг результатов переговоров
В этом случае сотрудники-аналитики просматривают (100% или выборочно) результаты переговоров с каждым заемщиком и принимают решения о целесообразности продолжения взыскания и выборе дальнейшей стратегии взыскания.
Частным случаем такого способа управления является делегирование полномочий по принятию решений непосредственно коллекторам.
Программное обеспечение в этом случае используется для сбора информации, построения отчетов, контроля сроков и т.п. рутинных задач.
Недостатками данного способа управления являются высокая ресурсоемкость (ручная работа) и высокая зависимость результатов деятельности коллекторского подразделения от частного мнения аналитиков, что особенно опасно в условиях недостатка квалифицированных кадров и острой конкурентной борьбы.
Безусловно, финансовый кризис имел последствие и в возникновении просроченной задолженности по кредитному портфелю. После 2009 года, когда банки столкнулись с вопросами неплатежей по кредитам и активно заговорили о проблемных активах, менеджеры кредитных подразделений обратились к такому инструменту как реструктуризация кредитов.
Появились случаи массовой реструктуризации без учёта финансовых возможностей клиентов по соблюдению новых условий погашения кредитов. При таком подходе реструктуризация не улучшает реальное качество кредитного портфеля, а позволяет лишь отсрочить отражение просроченной задолженности на балансе, о чем свидетельствует существование значительной доли реструктуризированной задолженности, по которой повторно возникло нарушение графика ежемесячных платежей.
2) Следующим вариантом работы с проблемной задолженностью является совместная 3 работа банков с коллекторскими агентствами. На практике сложилось два основных метода работы с коллекторскими агентствами: аутсорсинг (агентский договор) и цессия (переуступка прав требования). Аутсорсинг предполагает передачу коллекторскому агентству проблемной задолженности в управление. Уступка права требования долга (цессия) подразумевает передачу прав кредитора к коллекторскому агентству (согласие должника при этом не требуется, при условии, что это не предусмотрено договором).
для погашения выданного кредита и уплаты всей имеющейся по кредиту задолженности. В случае если по требованию поступает сумма денежных средств, превышающая задолженность по ссуде, то разница возвращается.
Методы работы с проблемными кредитами |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельная работа банка по возвращению проблемной задолженности |
Отсутствие расходов на оплату работ коллекторских компаний и дисконта при продаже коллекторских компаний и дисконта при продаже |
1. Расходы средств банка и времени штатных сотрудников при отсутствии гарантии возвращения средств. 2. Необходимость формирования 51-100 % резерва на возможные потери по ссуде. 3. Негативное влияние проблемной задолженности на качество кредитного портфеля. |
Заключение с коллекторской компанией соглашения относительно агентского обслуживания портфеля |
1. Отсутствие затрат времени на работу с проблемной задолженностью предоставляет банку возможность сосредоточиться на прибыльных операциях. 2. Финансовые расходы
на возвращение проблемной |
Расходы на уплату комиссии коллекторскому агентству (в процентах от объёма возвращенной задолженности) |
Уступка права требования (продажа портфеля), в том числе передача портфеля ПИФу |
1. Отсутствие затрат средств
и времени на работу с задолженностью предоставляет банку возможность
сосредоточиться на прибыльных операциях. 2.Снятие с банка Возвращение задолженности и, таким образом, избежание конфликта с должником 3. Улучшение качества
портфеля за счёт передачи
права требования третьим 4.Оптимизация налогообложения (при передаче долгов на ПИФ) |
Потеря части портфеля за счёт продажи с дисконтом. |
Списание безнадёжных кредитов |
1. Отсутствие затрат средств
и времени на работу с 2. Улучшение качества кредитного портфеля за счёт списания проблем- ной задолженности. |
1. Необходимость формирования 100 % резервов на возможные потери. 2. Затраты на налоги. Поскольку для заёмщика списанный кредит — это доход, банк как налоговый агент должен списать с этой суммы налог на доходы физических лиц и заплатить налог на прибыль (из суммы высвободившихся резервов) |