Проблемы возвратности кредитов в современных условиях/ Loan repayment problems in modern conditions

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: проанализировать проблемы возвратности кредитов в банках второго уровня РК
Исходя из цели в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
– раскрыть теоретические аспекты банковского кредитования;
– изучить основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
–проанализировать динамику проблемных кредитов в банках второго уровня РК
– разработать рекомендации по совершенствованию практики работы с проблемными кредитами
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических отношений, возникающих в организации возвратности кредитов в банках второго уровня.
Объектом исследования являются банки второго уровня РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Банковское кредитование понятие, виды, формы и этапы
1.2 Основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
2. АНАЛИЗ ВОЗВРАТНОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ РК
2.1 Анализ состояния кредитного рынка Республики Казахстан
2.2 Анализ подходов к решению проблемы не работающих кредитов в банках второго уровня Республики Казахстан
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
3.1 Коллектроская служба как инструмент работы с проблемными долгами

Файлы: 1 файл

Проблемы возвратности кредитов в современных условиях.docx

— 95.10 Кб (Скачать файл)

 

Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, о возникновении трудностей у заемщика свидетельствуют одинаковые факты: прекращение контактов с работниками банка; представление финансовой отчетности с задержками, которые не объясняются; неблагоприятные изменения цен на акции заемщика; наличие чистых убытков в течение одного или нескольких отчетных периодов; негативные изменения показателей ликвидности, соотношения собственных и привлеченных средств, деловой активности; отклонение объема реализации продукции и денежных потоков от тех, которые планировавшиеся при выдаче кредита; резкие изменения остатков на счетах клиента, которые не ожидавшиеся и не объяснены.

Такую информацию получают из финансовых отчетов, контактов с заемщиком, внутренних и рыночных источников информации. Рыночные источники информации являются наиболее ценными, поскольку дают возможность предусмотреть негативное развитие событий и принять меры по их предубеждения.

В процессе работы с проблемными кредитами банк может применить два основных метода управления: реабилитацию или ликвидации. Метод реабилитации заключается в разработке общего с заемщиком плана мероприятий по возврату кредита. Метод ликвидации означает возврата кредита путем проведения процедуры банкротства и продажи активов заемщика.

 Работа с проблемной задолженностью является одним из наиболее важных аспектов банковской практики. Существует большое разнообразие методов управления проблемной задолженностью в коммерческом банке. От правильности выбора метода работы с проблемными кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

 Каждый банк выбирает  свои пути решения проблемной  задолженности согласно политике, проводимой внутри организации. Оценка наиболее эффективных  методов управления проблемной  задолженностью имеет огромное  значение в системе принятия  управленческих решений.

Существует несколько вариантов организации работы с проблемной задолженностью:

1) самостоятельная работа банка  по возврату проблемной задолженности;

2) совместная работа с коллекторскими агентствами на условиях «агентского соглашения»;

3) продажа портфеля проблемной  задолженности третьим лицам.

Рассмотрим каждый из вышеуказанных вариантов подробнее.

1) Самостоятельная работа по  возврату проблемной задолженности  пока остается для отечественных  банков самым распространенным  методом управления проблемной  задолженностью. Многие банкиры, по-прежнему, считают его наиболее эффективным, хотя он и требует от банка  значительных организационных и материальных затрат. Необходимо организовать систему работы с проблемной задолженностью, в том числе будут иметь место затраты на автоматизацию этой деятельности, кроме того нужно содержать штат квалифицированных сотрудников, покрывать судебные и прочие издержки по взысканию и реализации имущества.

Безусловный лидер по эффективности внесудебного производства — телефонные переговоры. При достаточном уровне интенсивности давления на должника в ходе телефонных переговоров удается убедить клиента восстановить график текущих платежей или досрочно погасить задолженность, часто при этом сохранив лояльность клиента. Себестоимость единичного телефонного звонка невелика, и один оператор может провести до 70–100 результативных телефонных переговоров за смену. Организационно это также наиболее удобная технология: единый контакт-центр может располагаться в оборудованном офисе и обеспечивать обзвон всей территории страны.

Помимо телефонных переговоров в практике внесудебного взыскания применяются методы массовой рассылки писем, sms и электронных сообщений, а также личные встречи с должниками. При правильном использовании эти методы дополняют телефонные переговоры и способны повысить суммы взысканной задолженности.

Типичный масштаб деятельности среднего розничного банка по взысканию задолженности по потребительским кредитам требует наличия отдельного подразделения по работе с проблемными кредитами, в котором задействованы обычно 10–15 сотрудников.

Для организации работы таких подразделений повсеместно применяется программное обеспечение и оборудование интеллектуальных АТС. Программное обеспечение класса CRM и системы управления документооборотом распределяют задачи между сотрудниками («коллекторами»), организуют контроль и аналитику.

Мониторинг результатов переговоров

В этом случае сотрудники-аналитики просматривают (100% или выборочно) результаты переговоров с каждым заемщиком и принимают решения о целесообразности продолжения взыскания и выборе дальнейшей стратегии взыскания.

Частным случаем такого способа управления является делегирование полномочий по принятию решений непосредственно коллекторам.

Программное обеспечение в этом случае используется для сбора информации, построения отчетов, контроля сроков и т.п. рутинных задач.

Недостатками данного способа управления являются высокая ресурсоемкость (ручная работа) и высокая зависимость результатов деятельности коллекторского подразделения от частного мнения аналитиков, что особенно опасно в условиях недостатка квалифицированных кадров и острой конкурентной борьбы.

 Безусловно, финансовый кризис имел последствие и в возникновении просроченной задолженности по кредитному портфелю. После 2009 года, когда банки столкнулись с вопросами неплатежей по кредитам и активно заговорили о проблемных активах, менеджеры кредитных подразделений обратились к такому инструменту как реструктуризация кредитов.

Появились случаи массовой реструктуризации без учёта финансовых возможностей клиентов по соблюдению новых условий погашения кредитов. При таком подходе реструктуризация не улучшает реальное качество кредитного портфеля, а позволяет лишь отсрочить отражение просроченной задолженности на балансе, о чем свидетельствует существование значительной доли реструктуризированной задолженности, по которой повторно возникло нарушение графика ежемесячных платежей.

2) Следующим вариантом работы  с проблемной задолженностью  является совместная 3 работа банков  с коллекторскими агентствами. На практике сложилось два основных метода работы с коллекторскими агентствами: аутсорсинг (агентский договор) и цессия (переуступка прав требования). Аутсорсинг предполагает передачу коллекторскому агентству проблемной задолженности в управление. Уступка права требования долга (цессия) подразумевает передачу прав кредитора к коллекторскому агентству (согласие должника при этом не требуется, при условии, что это не предусмотрено договором).

В действующем Казахстанском законодательстве понятие «аутсорсинг» не существует, поэтому подобные правоотношения регулируются несколькими видами гражданско-правовых договоров, сходных по регулированию похожих обязательств. Предоставление коллекторских услуг по агентскому соглашению предполагает заключение между банком и коллекторским агентством договора, на основании которого коллекторы проводят работу с должниками по поручению банка.

В качестве вознаграждения за услуги по взысканию, с банка взимается комиссия — определённый процент от суммы возвращенного долга. Размер комиссии колеблется от 10 до 50 % и зависит от нескольких факторов. В первую очередь, от перечня услуг, предоставляемых коллекторским агентством: занимается ли оно судебным и постсудебным взысканием либо работает только по внесудебному взысканию задолженности.

Эффективность работы коллекторской компании зависит как от характеристик самой компании (размера штата, технического оснащения и методов работы, квалификации и опыта сотрудников), так и от качества кредитного портфеля, переданного на агентское обслуживание.

3) Продажа третьим лицам  проблемных долгов— общепринятая практика во всех странах, а в последнее время она начинает использоваться и в Казахстане. Сегодня на рынке продаются портфели со сроками задолженности от 180 дней. Применяя договора цессии при выкупе портфелей плохих долгов, могут быть предусмотрены дисконты. Договор цессии предполагает переход к банку права получения денежных средств по договорам о уступке прав требования. Стоимость услуг по данному виду договора должна быть достаточной, чтобы погасить весь объем ссудной задолженности. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только

для погашения выданного кредита и уплаты всей имеющейся по кредиту задолженности. В случае если по требованию поступает сумма денежных средств, превышающая задолженность по ссуде, то разница возвращается.

Преимущества, которые приносит продажа проблемного портфеля:

·     улучшение текущей ликвидности за счет получения ликвидных средств;

·     экономия прямых и косвенных затрат на администрирование проблемного портфеля;

·     очистка баланса от «плохих» активов;

·     освобождение капитала для наращивания рабочих активов;

·     при факторинге не требуется наличие письменного согласия должника на передачу информации третьим лицам.

 Одним из распространенных методов является продажа кредитных портфелей факторинговым компаниям, которые впоследствии могут передать их для взыскания коллекторским фирмам. Популярность осуществления продаж с использованием факторинговых компаний объясняется особенностями действующей нормативной базы. Факторинговые операции определяются следующим образом. По договору финансирования под уступку прав денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование [2].

Денежное требование к должнику может быть передано клиентом финансовому агенту для обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом. Факторинг является разновидностью краткосрочной кредитной и одновременно комиссионной сделки.

По сравнению с коллекторскими компаниями, факторинг имеет, на наш взгляд, больше возможностей. В частности, выкуп кредитного портфеля осуществляется также как и коллекторскими агенствами с дисконтом (в качестве платы за осуществление этой операции), однако продажа долгов проводится с исполнением различных методов, таких как открытый тендер, закрытый тендер, прямая продажа конечному покупателю, переуступка долга ПИФам.

Одним из вариантов освобождения баланса от неработающей задолженности является списание проблемной задолженности. К нему обычно прибегают в крайних мерах, когда нет надежды на получение эффекта от попыток взыскания задолженности либо проведение мероприятий по взысканию долга нерентабельно (при мелких суммах кредитов затраты на поиск заёмщика могут иногда превышать сумму задолженности).

При списании безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию указанной задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев делового оборота либо договора [3].

В настоящее время одним из методов реанимации банковского сектора, применяющихся в мировой экономике, является создание «плохих» банков.

Банк проблемных активов – это финансовая структура, на баланс которой поступают активы частных банков, вероятность возврата которых невозможна. «Плохой» банк (bad bank) является полностью государственной структурой. В задачу «плохого» банка входит накопление токсичных активов посредством выкупа их у банков и проведение работы с проблемными активами с целью возвращения долгов.

Зарубежный опыт деятельности плохих банков является успешным. В 90-х годах в Швеции банкам с проблемными активами удалось вернуть третью часть балансовой стоимости проблемной задолженности. На данный момент, в конце марта Министерство финансов

США обнародовало долгожданную программу, получившую название «TARP» (Troubled Asset Relief Program). Ее суть заключается в выкупе у банков «токсичных активов» и переводе их на балансы специально созданных частно-государственных инвестиционных фондов.

Вопрос о создании банка проблемных активов в нашей старне поднимается постоянно. Однако существуют некоторые сложности в создании подобного банка. Во-первых возникают трудности с определением цены, по которой банк покупал бы у коммерческих банков их проблемные активы; во-вторых, при условии, если коммерческий банк переведет свою проблемную задолженность на баланс специального банка, тем самым сможет продолжить свою деятельность без особых изменений, таким образом государство оплатит ошибочную политику руководства и владельцев банка. Здесь следует обратить внимание, что создание банка проблемных активов может спровоцировать коррупционные действия одновременно банкиров, их должников и чиновников.

Санационный банк может быть создан не только государством, но и группой банков или одним банком, или другой компанией. Специалисты предлагают еще один путь решения проблемы.

Суть состоит в том, чтобы каждый банк создавал дочерний «плохой» банк, на баланс которого и переводил бы свои «плохие активы». Головной банк продолжал бы работу с «хорошими активами», а следовательно, возобновлял бы кредитование, а дочерний «плохой» банк проводил бы работу с проблемными кредитами. Но вывод из банка «плохих» долгов не обязательно спасет его от банкротства.

Проанализировав описанные выше подходы по работе с проблемной задолженностью, выделим их сильные и слабые стороны ( см. табл.1).

 

 

Таблица 1

Преимущества и недостатки различных методов работы с проблемной задолженностью коммерческого банка

Методы работы с проблемными кредитами

Преимущества

Недостатки

1

2

3

Самостоятельная работа банка по возвращению проблемной задолженности

Отсутствие расходов на оплату работ

коллекторских компаний и дисконта

при продаже коллекторских компаний и дисконта

при продаже

1. Расходы средств банка  и времени 

штатных сотрудников при отсутствии гарантии возвращения

средств.

2. Необходимость формирования 

51-100 % резерва на возможные

потери по ссуде.

3. Негативное влияние  проблемной задолженности на качество кредитного портфеля.

Заключение с коллекторской компанией

соглашения относительно агентского обслуживания портфеля

1. Отсутствие затрат времени  на работу с проблемной задолженностью

предоставляет банку возможность сосредоточиться на прибыльных операциях.

2. Финансовые расходы  на возвращение проблемной задолженности  возникают только при условии  возврата задолженности

Расходы на уплату комиссии коллекторскому агентству (в процентах от объёма возвращенной задолженности)

Уступка права требования (продажа портфеля), в том числе передача портфеля ПИФу

1. Отсутствие затрат средств  и времени на работу с проблемной

задолженностью предоставляет банку

возможность

 

сосредоточиться на прибыльных операциях.

2.Снятие с банка ответственности  за

Возвращение задолженности и, таким

образом, избежание конфликта с

должником

3. Улучшение качества  портфеля за счёт передачи  права требования третьим лицам.

4.Оптимизация налогообложения (при

передаче долгов на ПИФ)

Потеря части портфеля за счёт продажи с дисконтом.

Списание безнадёжных

кредитов

1. Отсутствие затрат средств  и времени на работу с проблемной  задолженностью предоставляет банку  возможность сосредоточиться на  прибыльных операциях 

2. Улучшение качества  кредитного портфеля за счёт  списания проблем-

ной задолженности.

1. Необходимость формирования 

100 % резервов на возможные  потери.

2. Затраты на налоги.

Поскольку для заёмщика списанный кредит — это доход, банк как налоговый агент должен списать с

этой суммы налог на доходы физических лиц и заплатить налог на

прибыль (из суммы высвободившихся резервов)

     

Информация о работе Проблемы возвратности кредитов в современных условиях/ Loan repayment problems in modern conditions