Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:53, дипломная работа
Цель дипломной работы: проанализировать проблемы возвратности кредитов в банках второго уровня РК
Исходя из цели в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
– раскрыть теоретические аспекты банковского кредитования;
– изучить основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
–проанализировать динамику проблемных кредитов в банках второго уровня РК
– разработать рекомендации по совершенствованию практики работы с проблемными кредитами
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических отношений, возникающих в организации возвратности кредитов в банках второго уровня.
Объектом исследования являются банки второго уровня РК.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Банковское кредитование понятие, виды, формы и этапы
1.2 Основные формы и методы по работе с проблемными банковскими кредитами
2. АНАЛИЗ ВОЗВРАТНОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ РК
2.1 Анализ состояния кредитного рынка Республики Казахстан
2.2 Анализ подходов к решению проблемы не работающих кредитов в банках второго уровня Республики Казахстан
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
3.1 Коллектроская служба как инструмент работы с проблемными долгами
Внутренние финансовые отчеты более детально характеризуют финансовое положение компании, трансформацию ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно.
Данные внутреннего оперативного учета представляют собой сводки, касающиеся текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.
Прогноз финансирования должен содержать оценки будущих продаж, расходов, издержек производства, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Необходимы также налоговые декларации, в которых содержатся сведения, характеризующие заемщика как налогоплательщика, бизнес-планы с информацией о целях проекта и методах его осуществления. Кредитный инспектор изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим заемщиком. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали предстоящей сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, реалистичность оценок положения и перспектив развития предприятия, которые высказывают его топ-менеджеры. В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают к третьему этапу кредитного процесса. Обеспечением банковского кредита могут служить залог, банковская гарантия, поручительство, страхование кредитного риска, переуступка требования (цессия).
В качестве гаранта по кредитной сделке также может выступить правительство, если речь идет о кредитовании проекта государственного значения, предприятия и организации (например, страховые компании, банковские учреждения и др.).
Менеджер по кредитам проверяет наличие гаранта в списке организаций-гарантов, утвержденном кредитным комитетом. При отсутствии гаранта в списке менеджер по кредитам готовит заключение о кредитном рейтинге организации-гаранта и обращается в кредитный комитет с вопросом о приемлемости такой гарантии.
При положительном решении кредитного комитета гарантия ставится на учет в банке. В случае недостаточности суммы гарантии или ее неприемлемости вообще кредитный работник сообщает об этом потенциальному заемщику и требует дополнительного обеспечения.
Поручительства частных лиц как форма исполнения обязательств по кредиту чаще всего используются при кредитовании населения. В практике кредитования одновременно могут применяться различные формы исполнения обязательств по кредиту (например, залог имущества может быть усилен поручительствам частных лиц или гарантия может сопровождаться предоставление залога).
Оценка залога производится экспертом соответствующего кредитного подразделения банка, чаще всего службы по оценке залога. После заключения эксперта о приемлемости залога или других форм исполнения обязательств по кредиту менеджер по кредитам приступает к этапу структурирования кредит и подготовки кредитного договора.
Кредитный договор - письменное соглашение между коммерческим банком и ссудозаемщиком, согласно которому банк обязуется предоставить заемщику кредит в оговоренной сумме на условиях срочности, возвратности и платности, а заемщик обязуется использовать полученную ссуду по назначению и возвратить в установленный срок с уплатой оговоренных процентов. Обычно кредитный договор содержит следующие основные разделы:
- Преамбула, в которой содержатся наименования договаривающихся сторон.
- Цель, объем, сроки использования кредита и дата его погашения.
- Ссудный процент за
- Отчет и гарантии.
- Порядок предоставления
- Обязывающие, запрещающие, ограничивающие условия кредитного договора.
- Условия невыполнения
Проекты кредитного договора, договора залога и других сопроводительных документов передаются для согласования в юридическую службу юристу кредитного подразделения. Работа юриста проводится с целью подтверждения соответствия, представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, правомочности сотрудников кредитных подразделений, подписавших документы по кредитной сделке.
Специалист юридической службы визирует документы или возвращает их на доработку менеджеру по кредитам. Затем менеджер по кредитам подписывает кредитный договор у начальника кредитного подразделения, либо представляет подготовленные документы на рассмотрение кредитного комитета. Последний принимает окончательное решение, санкционируя выдачу кредита, отправляя документы на доработку или отказывая в предоставлении кредита. Если принято положительное решение, менеджер по кредитам приступает к следующему этапу кредитного процесса.
Банк выдает кредиты следующими способами:
1)разовым зачислением средств
на банковские счета либо
2)открытием кредитной линии;
3)кредитованием счета клиента
и оплаты расчетных документов
с этого счета клиента (если
в договоре банковского счета
предусмотрено проведение
4)участием банка в
5)другими способами, не противоречащими
законодательству и
Кредит выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери от кредитной деятельности в порядке, установленном Банком. Предоставление кредита сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный.
При предоставлении кредитов в оборотные (текущие) активы, как правило, используются отдельные ссудные счета. В банке по месту получения кредита заемщику открывается один или несколько ссудных счетов в зависимости от количества объектов кредитования.
В данном случае заемщик может обслуживаться в одном банке, а получать кредит в другом. При этом банк, дающий кредит, уведомляет банк, в котором открыт текущий счет кредитополучателя, о размере и сроках погашения кредита. Возможен также вариант открытия специального ссудного счета, который не дает кредитополучателю возможности обслуживаться в разных банках. Специальный ссудный счет может быть открыт только в банке по месту нахождения текущего счета заемщика. Кредитование по специальному ссудному счету разрешается обычно предприятиям, занимающимся розничной и оптовой торговлей товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения.
Кредит по контокоррентному счету предоставляется для обслуживания текущей производственной деятельности, осуществления всех видов товарных и нетоварных платежей с использованием различных форм расчетов. Контокоррентный счет представляет собой единый активно-пассивный счет, на котором отражаются все потоки денежных средств: поступления и платежи. Он открывается клиентам, на протяжении длительного времени обслуживающимся в банке и отличающимся высокой кредитоспособностью и значимостью для данного учреждения. Дебетовое сальдо по контокоррентному счету характеризует долг банку или задолженность по ссуде, а кредитовое сальдо - поступление средств, ресурсов или задолженность банка перед клиентом.
После определения вида ссудного счета менеджер по кредитам готовит и направляет в операционный отдел распоряжение на открытие ссудного счета и выдачу кредита. Кредитный процесс переходит на новый этап обслуживания уже предоставленного кредита. Часто финансовые возможности заемщика и уровень риска кредитной сделки меняются за период от предоставления ссуды до окончательного ее погашения. Поэтому процедура обслуживания кредита направлена, в первую очередь, на осуществление менеджером по кредитам контрольных функций. Различают следующие направления контроля:
-за целевым использованием
-достаточностью обеспечения
-своевременным погашением
-платежными документами
Менеджер по кредитам обеспечивает также наблюдение за финансовым состоянием заемщика и тенденциями к его изменениям, периодически анализирует кредитоспособность клиента, совместно с кредитополучателем обсуждает в случае необходимости вопросы изменений и дополнений к кредитному договору, касающиеся изменения процентных ставок, пролонгации кредита и т.д., ведет кредитное досье заемщика, пополняет его новой документацией, обеспечивает надежность хранения и коммерческую тайну. Все эти меры направлены на успешное завершение сделки - погашение кредита.
Переход к последнему этапу и успешное окончание кредитного процесса возможны только при правильной организации всех предыдущих этапов. Большинство кредитов погашаются своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями кредитного договора.
Кредит возвращается (погашается) и проценты за него платятся следующими способами:
1) списанием средств со счета заемщика по его платежному поручению;
2) списанием средств со счета
заемщика, обслуживаемого в другом
банке, на основании платежного
требования банка-кредитора. В этом
случае средства могут
3) списанием средств со счета заемщика - юридического лица, обслуживающегося, а самом банке кредиторе, на основании платежного требования.
4) перечислением средств со
В установленный в договоре день (день уплаты процентов или погашения основного долга) работник бухгалтерии, ответственный за ведение счета заемщика, оформляет бухгалтерскими проводками факт уплаты процентов или погашения основного долга, либо (при неисполнении или ненадлежащем исполнении клиентом своих обязательств) переносит возникшую задолженность клиента на счета для учета просроченной задолженности.
Задолженность по кредитам, безнадежная или признанная нереальной для взыскания, в установленном порядке списывается с баланса банка за счет средств специально формируемого на такой случай резерва, а при недостатке таких средств относится на убытки отчетного года. В среднем около 15 % банковских ссуд становятся проблемными с точки зрения возможности их возврата.
Независимо от качества кредитного портфеля и методов, которые применяются при управлении кредитным риском, все банки в той или иной мере сталкиваются с проблемами не возврата кредитов.
Проблемными кредитами называют такие, по которым своевременно не проведены один или несколько платежей, значительно снизилась рыночная стоимость обеспечения, возникли обстоятельства, которые позволяют банку иметь сомнение относительно возврата займа.
Каждый банк имеет в своем портфеле проблемные кредиты и поэтому главный вопрос заключается в установлении допустимого для банка уровня этих кредитов относительно общей стоимости выданных займов.
Для зарубежных банков приемлемыми являются следующие значения показателей: удельный вес списанных займов в общем объеме выданных - 0,25 - 0,75%; удельный вес просроченных ссуд (свыше 90 дней) в общем объеме выданных - 0,5 - 3%. Если последний показатель достигает уровня 7%, то положение банка определяется как кризисное. Обычно это означает, что кредиты были предоставлены слаборазвитых странам или странам, которые развиваются. Для отечественной банковской системы значения аналогичных показателей имеют довольно широкий диапазон колебаний: от 2% до 50% и выше.
Проблемные кредиты в большинстве случаев не возникают внезапно. На практике существует много сигналов, свидетельствующих об ухудшении финансового состояния заемщика и о повышении вероятности не возврата кредита. Задача кредитного работника заключается в выявлении таких сигналов можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут неизбежными.
Поскольку полностью избежать потерь по кредитам невозможно, иногда их рассматривают как стоимость ведения банковского бизнеса. Но это не означает, что банк должен смириться с такими убытками, ведь в этом случае причиненный банку ущерб значительно больше, чем сумма не возвращенного кредита. Большое количество просроченных кредитов ведет к падению доверия к банку со стороны вкладчиков и акционеров, возникновения проблем с платежеспособностью и ликвидностью, ухудшение репутации банка.
Кроме того, банк должен нести дополнительные расходы, связанные с требованиями по возврату кредита, часть активов банка замораживается в форме непродуктивных. Такие потери по своим размерам могут намного превысить прямые убытки от непогашенной ссуды. Поэтому стоимость проведения эффективной кредитной политики и организации кредитной работы в банке, включая опытную команду кредитного анализа и контроля, безусловно, значительно ниже, чем затраты по управлению проблемными кредитами и убытки, которых можно было избежать.