Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:25, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании общетеоретического и гражданско-правового аспектов правового регулирования оказания услуг в системе государственного обязательного медицинского страхования
Данная цель предопределила конкретные задачи исследования, которые могут быть сведены к следующему:
- проведение сравнительного анализа правового регулирования медицинского страхования в России и зарубежных странах;
- анализ действующего законодательства регулирующего медицинские отношения и практика его применения;
- выявление недостатков в законодательной базе, регулирующей отношения по оказанию услуг в сфере обязательного медицинского страхования;
Введение 3
Глава 1 Социально-экономическая природа медицинского страхования 9
1.1 История становления мировой системы здравоохранения …9
1.2 Основные модели современных систем здравоохранения в развитых странах 14
Глава 2 Общая характеристика гражданско-правовых отношений в системе обязательного медицинского страхования 25
2.1 Субъекты страховых правоотношений в системе ОМС 25
2.2 Договор обязательного медицинского страхования как законодательная основа оказания медицинских услуг 40
Глава 3 Проблемы законодательного обеспечения реформ в здравоохранении Российской Федерации. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан 56
3.1 Концепция развития обязательного медицинского страхования в России 56
Заключение 68
Приложение 71
Заявление о выдаче лицензии на проведение обязательного медицинского страхования 72
Литература 74
Права пациентов — это особая группа прав, производных от общих прав человека. В числе ключевых прав пациентов в обоих проектах указываются следующие: право на жизнь, право на свободу от дискриминации, право на безопасность в сфере здравоохранения, право на сохранение психической и физической целостности при медицинском вмешательстве, право на облегчение боли, право на участие в планировании и проведении лечения, право на получение медицинской информации.
В то же время проект имеет нормы, регламентирующие обязанности пациентов и предусматривающие ограничение их прав. Подобные нормы фактически не встречаются в действующем законодательстве, что существенно препятствует включению в процесс оздоровления нации важнейшего потенциала — стремления населения к здоровому образу жизни. Безусловно, обязанности пациентов являются важнейшим условием построения устойчивых правоотношений в здравоохранении и являются неотъемлемым элементом их правового статуса19.
Российскому законодательству в сфере медицинского страхования присущи многие недостатки. Среди них — отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм. Законы не всегда содержат четкое описание процедуры исполнения, распределение предметов ведения и полномочий. В ближайшее время необходимо развивать следующие основные направления законотворческой деятельности:
- необходимо принять закон, регламентирующий деятельность национальной системы здравоохранения (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I в настоящее время устарели). Это позволит устранить разобщенность и раздробленность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также восстановить их управляемость;
- для сохранения равенства и доступности населения к системе здравоохранения необходим закон о государственных гарантиях медицинской помощи гражданам РФ. В нем следует четко определить пакет медицинских услуг, гарантированных населению в рамках обязательного медицинского страхования.
Российское
законодательство в сфере
Именно пациент, не являясь главным субъектом отрасли, является ее системообразующим субъектом, поскольку вокруг него образуются все формы деятельности, все возможные варианты взаимоотношений. Разработка и принятие закона о правах пациентов - насущная необходимость, поскольку в условиях данного правового вакуума происходит смешение понятий больной и пациент (больной - это определение физического состояния человека, а пациент - определение правового статуса человека, которому оказывается профессиональная медицинская помощь, независимо от его физического состояния). В качестве вариантов решения указанной проблемы можно предложить: 1) дополнить существующие нормы Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан; 2) принять специальный закон о правах пациента, как сделано в большинстве экономически стабильных стран.
Кроме того, в настоящее время наблюдается рост количества гражданских исков, связанных с качеством оказания медицинской помощи. В связи с этим, на втором этапе правового обеспечения реализации постановленных задач по развитию здравоохранения, в целях создания правовых и финансовых основ для урегулирования вопросов, связанных с качеством оказания медицинской помощи, должны быть приняты федеральные законы «О защите прав пациента» и «Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников».
Кроме того необходимо осуществить конкретизацию государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произвести переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществить разработку стандартов и порядок оказания медицинской помощи, начать внедрение информационной системы персонифицированного учета граждан в системе обязательного медицинского страхования и оказания им индивидуальных медицинских услуг.
Наряду с реструктуризацией систем обязательного медицинского страхования необходима реализация мер по стимулированию развития добровольного медицинского страхования как более солидарной формы оплаты дополнительных медицинских услуг по сравнению с их прямой оплатой. Несмотря на то, что в настоящее время непредусмотрены возможности выхода застрахованных работающих граждан из общегосударственной системы обязательного медицинского страхования, при условии, что они, либо их работодатели, приобрели полис добровольного медицинского страхования, который соответствует определенным требованиям, данная проблема по-прежнему остается актуальной. Стимулирующей мерой в этом направлении мог бы стать зачет части единого социального налога, уплачиваемого в фонды обязательного медицинского страхования в счет платежей по добровольному медицинскому страхованию. Введение в действие новых механизмов сочетания добровольного и обязательного медицинского страхования позволит привлечь дополнительные источники финансирования для оплаты медицинских услуг.
Приложение 1
Федеральная служба страхового надзора
Выдана────────────────────────
──────────────────────────────
──────────────────────────────
──────────────────────────────
(полное наименование
Юридический адрес страховой медицинской организации─────────────────
──────────────────────────────
Лицензия действует на
──────────────────────────────
Срок действия лицензии
Выдана на основании решения Федеральной службы страхового
надзора от " " ──────────────────── 20 г. N
Подпись руководителя (заместителя руководителя)
Федеральной службы страхового надзора
───────────── М. П. " " ──────────────20 г.
Приложение 2
Федеральная служба страхового надзора
──────────────────────────────
(полное и сокращенное
наименование медицинской
──────────────────────────────
(юридический адрес)
──────────────────────────────
──────────────────────────────
(наименование банков, в которых
──────────────────────────────
открыты расчетные и другие счета счета)
──────────────────────────────
(территория, на которой будет проводиться страховая деятельность)
Государственная регистрация
──────────────────────────────
(кем, дата, регистрационный номер)
Размер оплаченного уставного капитала и других собственных
средств ──────────────────────
Регистрационный номер лицензии (если имеется)
" " ────────── 19 ───── г.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
10.Постановление
11. Приказ Минфина РФ от 16 мая 2000 г. N 50н "Об утверждении Положения о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями и
Положения о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций" /У Российская газета. - 3 августа 2000 г. -№149.
12. Приказ Росстрахнадзора от 14 марта 1995
г. N 02-02/06 "О введении в
действие Правил размещения страховых
резервов" (с изм. и доп. от 20 октября
1998 г., 22 февраля 1999 г.) // "Российские
вести" от 8 июня 1995 г. N 105.