Процесс формирования и использования доходов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить проблемы процесса формирования и использования доходов граждан в РФ и выявить способы из решения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Определить сущность финансов граждан и их роль в финансовой системе страны
Раскрыть основные источники формирования доходов граждан и охарактеризовать их структуру
Рассмотреть главные показатели дифференциации доходов граждан РФ
Выявить и проанализировать направления расходования средств домохозяйств
Определить проблемы в процессе формирования и использования доходов граждан

Файлы: 1 файл

НОВАЯ РАБОТА.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Однако, оценивая качество жизни населения, Правительство оперирует преимущественно  показателями роста денежных доходов населения.

И действительно они  за последнее время растут достаточно активными темпами. Так, если в 2005 году рост денежных доходов населения  составил 109,3 % (при индексе потребительских  цен 110,9 %), то в 2006 рост денежных доходов  населения до 112,5% (при индексе потребительских цен 109,0). На 2008-2010 годы очевидны все еще достаточно высокие темпы роста денежных доходов населения (соответственно 110,2%, 108,9 % и 108,2%).

Однако за этими благополучными процентами роста вовсе не просматривается удовлетворенность граждан России ростом своего благополучия. И становится все более очевидным, что рост денежных доходов населения сам по себе не адекватен росту жизненного уровня населения, и поэтому динамика количественных показателей этого роста, хотя и представляет собой достаточно красивую картинку, тем не менее не отражает ни реальных улучшений в жизни населения, ни позитивных настроений самого общества [Горегляд В.П.]

Нужен гораздо более  серьезный анализ ситуации. На самом  деле население оценивает свой уровень жизни не по среднестатистическим темпам роста доходов, а по росту возможностей удовлетворения своих потребностей за счет получения доходов.

Основная масса населения  формирует свои доходы главным образом  за счет заработной платы. Проанализируем уровень номинальной среднемесячной заработной платы в РФ в период с 2005 по 2009 годы с помощью представленной диаграммы (см. Рис. 3)

 

 

 

 

Рис. 3 Номинальная заработная плата в РФ

Данные, приведенные в  диаграмме, означают, что при текущем  курсе рубля к доллару в 2007 году работник получит 2,4 доллара в час, в 2008 году – 2,9 доллара в час, а на конец 2010 года – 3,0 доллара в час. Вместе с тем, еще в 1987 году ЮНЕСКО определила непререкаемое право человека получать за работу минимум 3 доллара в час.

По нашему мнению, именно это право и должно выступать главным ориентиром в решении задачи повышения качества жизни населения, а не только показатели темпов роста доходов.

Денежные доходы населения включают оплату по труду  всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие. Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах (Рис. 4).

В экономико-статистическом анализе данного графика можно  отметить следующее. Как расходы, так  и доходы населения с каждым годом продолжают расти. Как правило, это ни о чем не говорит, потому что принципиальным является не само по себе увеличение зарплаты, а рост ее покупательной способности, и рост общего уровня доходов населения может быть достигнут за счет увеличения доходов самого богатого слоя населения. С 2002 года рост реальных доходов приводит к усилению зависимости российской экономики от внешних факторов (прежде всего, от конъюнктуры мирового рынка сырья). Но следует отметить положительную тенденцию роста превышения доходов над расходами – это значит, что население не «сводит концы с концами». Видно, что наиболее динамично растет заработная плата (Рис. 4). Но, не смотря на рост зарплаты россиян, ее уровень остается намного ниже, чем в Европе и США; низкие официальные заработки способствуют развитию недекларированных «черных» доходов, взяток и прочих скрытых доходов, препятствующих нормальной оплате труда и развитию легальных доходов, повышению уровня жизни населения, развитию экономики. [Горегляд В.П.]

Также растут доходы от сравнительно новых для российских граждан видов деятельности –  предпринимательства, операций с собственностью и др. Статистика показывает, что  также растут различные социальные трансферты. «Монетизация» льгот  положила начало системным изменениям в составе и структуре денежных доходов населения.

Рис. 4. Динамика доходов населения в РФ за 2010

Из приведенного графика видно, что каких-либо серьезных  изменений в уровне доходов за исследуемый период не наблюдалось. Специалисты отмечают, что экономический кризис 2008 года существенно не отразился на общем уровне доходов, а лишь углубил социальную дифференциацию населения по доходам.

Ниже приведем еще один, не мее важный показатель структуры доходов граждан РФ -  Распределение населения по размеру среднедушевых доходов (см. Рис 5)

Рис. 5. Распределение населения по размеру среднедушевых доходов (в % от общей численности населения) – 2010 год

 

Рисунок показывает, что около 15% имеет доходы ниже прожиточного минимума, а всего лишь 19% денежными доходами свыше 25 тыс. рублей, что отражает несостоятельность российского среднего класса, т.к. по данным Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500$ (около 105 тыс. р.). Но несмотря на это, при оценке отечественного среднего класса называется цифра 25% (до кризиса, по официальным данным, этот показатель составлял 10-12%).

В макроэкономическом анализе  повышение уровня жизни населения  характеризуется прежде всего повышением роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики. Эта роль оценивается долей заработной платы ВВП. В большинстве развитых стран этот параметр колеблется в размерах от 55 до 70 процентов. В России в 1991 году доля заработной платы ВВП составляла– 39 процентов, в 2002 году - 24,4%, в 2005 году - 22,9%, в 2006 г. - 22,3%. В 2010 году доля фонда заработной платы в ВВП составила только 24,5%.

Мы считаем, что для того, чтобы достичь адекватного участия трудового фактора в формировании первичных доходов экономики рост заработной платы должен как минимум в три раза опережать рост ВВП. Однако за период 2006-2009 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2005 годом возрастает в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП – в 1,8 раза. И это уже достаточно яркое свидетельство того, что ориентиры экономического роста у нас вовсе не направлены на решение задачи роста благосостояния общества.

Подтверждением этому  является и тот факт, что вклад  внутреннего спроса населения в  общий прирост ВВП катастрофически снижается. Если в 2006 году в приросте ВВП (который составил 7,2%) доля внутреннего спроса населения составляла 2,1%, то в 2008 году прирост ВВП составил уже 6,4% и в этом приросте существенно снизилась доля внутреннего спроса населения – до 1,7%, а в 2010 году прирост ВВП равен 5,9%, в том числе за счет внутреннего спроса населения – 1,5%.

Для нас совершенно очевидна обратная взаимосвязь между ростом доходов населения и экономическим ростом (а не только прямая зависимость доходов граждан от роста ВВП), и, соответственно, только взаимозависимость задач социальной (это прежде всего рост благосостояния) и экономической стратегии может обеспечить качество и стабильность роста российской экономики.

Что же касается повышения уровня доходов населения, то в основу роста материального благосостояния населения должно быть положено увеличение оплаты труда. Пособия, пенсии, стипендии являются лишь производным фактором от зарплаты. Здесь у государства в распоряжении есть 2 главных инструмента – рост минимального размера оплаты труда, и повышение заработной платы в бюджетном секторе, что, безусловно, будет оказывать давление на рост фонда оплаты труда в целом по стране.

Еще одна удивительная особенность для России – в  нашей стране минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум  не столь тесно взаимосвязаны, как должно быть. МРОТ – формальная основа для определения минимальных социальных гарантий, во многом представляет собой символический и даже технический показатель (используемый, в частности, для расчета штрафов). В нашей стране так же МРОТ меньше прожиточного минимума (ПМ). В настоящее время МРОТ (с 01.06.2011) составляет 4611 р., а ПМ на душу населения – 5144 р. Например, в единой тарифной сетке, состоящей из 18 разрядов, 15 разрядов ниже ПМ. МРОТ и ПМ остаются величинами номинальными и весьма условными, хотя и определяют уровень дохода значительной массы населения России. Для повышения уровня жизни это недоразумение необходимо неотложно устранить.

Таким образом, мы считаем, что существенное увеличение минимального размера оплаты труда должно стимулировать легализацию и рост заработной платы большинства отраслей, а следовательно, и поступлений в бюджеты от налога на доходы физических лиц и страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы. Необходимо регулярно увеличивать минимальный размер оплаты труда, для этого минимальная месячная тарифная ставка большинства отраслей, в том числе в сельском хозяйстве, установленная в отраслевых соглашениях, также должна существенно превышать минимальный размер оплаты труда.

Повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать поступлению дополнительных средств в бюджеты от налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также выводу из тени до 30% фонда оплаты труда.

Последней по списку, но далеко не последним по значению элементом доходной части финансов граждан является пенсия. Пенсии в реальном выражении за 2000-2009 гг. выросли почти в 7,5 раз, но соотношение средней пенсии к средней зарплате за это время снизилось с 32,9% до 25,8%. Законодательно установленный ПМ для пенсионеров – 4091 р. (см. Рис.6) Все это свидетельствует о низком уровне гуманизации отечественной экономики, что самым негативным образом отражается на уровне и качестве жизни населения и на экономике страны в целом. [Горегляд В.П,]

 

Рис. 6. Средний размер назначенных пенсий (до 2002г. - с учетом компенсации), значение показателя за год

 

Рост доли пенсионеров  по отношению работающему населению  ведут к дефициту средств бюджета  Пенсионного фонда. Не всегда эффективно работает механизм заинтересованности граждан в страховых накоплениях: только ничтожная доля из тех, кто имеет на них право, разместили свои средства в негосударственных инвестиционных компаниях. Остальные оставили свои средства государству, которое размещает их в низкодоходных бумагах, фактически не приводя к формированию эффективной накопительной системы. В связи с этим необходимо начать реализовывать действенные меры по улучшению пенсионной системы. Для этого целесообразно выплачивать базовую часть трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета, а страховую составляющую пенсии увеличить дополнительно на 6 % за счет части страховых взносов в федеральные и территориальные фонды, из которой сейчас формируется базовая пенсия. [Исаев А.К.]

Кроме того, необходимо рассмотреть возможность либо отказаться от накопительной части, объединив ее со страховой, либо ввести систему, когда средства, нераспределенные по решению самих граждан как часть накопительной пенсии, распределяются в обязательном порядке государством между ограниченным количеством инвестиционных компаний, выигравших соответствующий открытый конкурс.

Наконец, работникам, достигшим  пенсионного возраста, следует предоставить право в индивидуальном порядке  и абсолютно добровольно заключать  соглашения с Пенсионным фондом, в соответствии с которым граждане после наступления у них права выхода на пенсию смогут продолжать работать, получая только базовую часть пенсии, а получение повышенной страховой части будет откладываться до момента прекращения трудовой деятельности. [Исаев А.К.]

Итак, обобщая вышенаписанное, мы делаем вывод о том, что для поддержания нормальных социально-экономических условий жизни населения, стабильности государства необходимо осуществление перераспределения полученных доходов в целях формирования позитивного отношения граждан к проводимым экономическим преобразованиям. Вместе с тем главная задача общества – улучшение благосостояния граждан – заключается в построении эффективной и перспективной системы экономических отношений, основанных на рыночных принципах, направленных на формирование финансов населения и способов управления ими.

 

 

2.2. Показатели дифференциации доходов населения России

Сравнить доходы граждан Российской Федерации могут помочь такие показатели как коэффициент Джинни и децильный коэффициент, которые являются достаточно распространенными методами, которые входят в систему фундаментального анализа.

При этом, коэффициент  Джинни – это количественный показатель такой характеристики, как неравномерность  доходов среди населения разных стран. При оценке используется графический метод. Используя коэффициент Джинни, учитывают то, что значения доходов являются неотрицательными величинами.

Данная модель была разработана еще в девятнадцатом  веке, а в 1912 году впервые представлена научной общественности. коэффициент Джинни и децильный коэффициент, в настоящее время используются макроэкономистами и фундаментальными аналитиками. Однако, применимость данного показателя может быть поставлена под сомнение, так как существуют другие, более точные, методы, которые позволяют более просто оценивать статистические параметры неравномерности доходностей населения разных стран.

Чаще всего коэффициент Джинни и децильный коэффициент применяют для того, чтобы оценить то, насколько качественно живет население различных стран. Показатели того, что существует слишком большое расслоение в общество, может говорить о неустойчивости экономики, о высокой степени риска инвестиционных вложений в активы данного государства. Вместе с тем, этого явно недостаточно, поэтому используются и другие различные статистические индексы и показатели, чтобы оценить развитие экономики в стране и определить то, насколько высокий уровень риска имеют инвестиции в бизнесы данной страны. [http://www.businessvoc.ru/]

Следует отметить, что если имеются острые проблемы с расслоением доходов среди населения, то скорее всего в ближайшем будущем может быть осуществлено государственное вмешательство в различные финансовые рынки. Поэтому прогнозирование в этом случае может быть ошибочным. Как правило, финансовые математики учитывают данный фактор и вносят вероятностные корректировки в свои прогнозы и планы, когда значения данных показателей принимают критические значения.  Кроме того, в таких ситуациях заменяются и методы анализа на те, в которых учитываются различные возможные отклонения.

Информация о работе Процесс формирования и использования доходов граждан