Процесс формирования и использования доходов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить проблемы процесса формирования и использования доходов граждан в РФ и выявить способы из решения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Определить сущность финансов граждан и их роль в финансовой системе страны
Раскрыть основные источники формирования доходов граждан и охарактеризовать их структуру
Рассмотреть главные показатели дифференциации доходов граждан РФ
Выявить и проанализировать направления расходования средств домохозяйств
Определить проблемы в процессе формирования и использования доходов граждан

Файлы: 1 файл

НОВАЯ РАБОТА.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  доходов представляет собой систему  мер и норм законодательного,  исполнительного и контролирующего  характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).  Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными. [http://www.epochtimes.ru/]

 По нашему мнению, в современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства.  Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.  Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

В настоящее время  государственное регулирование  доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует  экономический рост, поощряет прогрессивные  сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. Наиболее развитый механизм государственного регулирования доходов сложился во Франции, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, Японии, нескольких странах Азии и Латинской Америки. Слабее оно развито в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных экономических потрясений, связанных со второй мировой войной.

Основными объектами  государственного регулирования доходов  являются сферы, ситуации, условия, источники  формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации. [http://www.epochtimes.ru/]

Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.  При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.  Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.  Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.

Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем  восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям и недавно завершенного Мирового Финансового Кризиса. Россия потеряла в реальном исчислении за первые годы реформ половину заработной платы, тогда как в Румынии, например, заработная плата  уменьшилась на треть, в Польше  потеряна только десятая часть, в Чехии – трехпроцентный прирост.

Кризис 17 августа 1998 и 2008 годов очень пагубно отразились на благосостоянии населения нашей  страны. На начало 2009 года в России 33% населения не имеют минимального стандарта проживания. При такой сложной ситуации невозможно реализация только какой-то одной стратегии доходов и социальной защиты. Среди  мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие [http://www.epochtimes.ru/]:

  • оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;
  • изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;
  • перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;
  • изменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону,  а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;
  • более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;
  • активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.

Наиболее радикальная  мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов  на предпринимателя, таможенный протекционизм  стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.

Мы полагаем, что следует не забывать то, что  возможности расширения оплачиваемой занятости требуют особого внимания и несомненно приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.

Кризисное состояние  вызывает необходимость оценить  значение ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи.

 

Заключение

Домашние  хозяйства — не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В данной работе всесторонне был изучен процесс  формирования и использования доходов  граждан. Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В ходе решения поставленных перед нами задач были получены следующие выводы:

Финансы домашнего  хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. В финансовой системе финансы домохозяйств в отдельный структурный элемент выделяются недавно. Это связано с возрастанием их роли в экономике: большая часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг идет в сферу личного потребления, спрос на потребительские товары и услуги определяется и регулируется доходами населения характером социальной политики государства Кроме того, в домохозяйствах образуются сбережения, которые могут быть инвестированы а различные сферы экономики.

В состав финансовых ресурсов домашнего хозяйства включаются:

- собственные  средства, то есть заработанные  каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

- средства, мобилизованные  на рынке, в форме полученного кредита, дивиденды, проценты;

- средства, поступившие  в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Уровень реальных доходов  большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья населения, падению уровня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества. Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в известной степени смягчить эти негативные тенденции.

Расходы домохозяйства (семьи) – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека. Они включают в себя потребительские расходы - покупка товаров и услуг, обязательные и добровольные платежи - налоги, сборы, пошлины, отчисления, и сбережения и накопления домохозяйств. В современных условиях домохозяйствам необходимо так планировать получаемые доходы и так рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо в своем семейном бюджете.

Исходная задача национального  масштаба в России — повышение  в течение ближайших полутора—двух  лет минимальной заработной платы выше уровня прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2007 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране. Данная ситуация оказывает пагубное влияния не только на совокупность домохозяйств, но и на экономику и финансовую систему страны в целом, так как влечет за собой низкий уровень благосостояния населения, а значит и низкий уровень ряда других показателей, связанных с доходной и расходной частью бюджетов домашних хозяйств.

В настоящее время  необходимы экстренные меры по улучшению  доходов населения и выполнение этих мер возложено на государственное  регулирование доходов, которое  должно заключаться в повышении роли государства в процессе распределения доходов граждан, установление «адекватных» налоговых ставок, повышение уровня государственных трансфертов в сторону граждан. Для обеспечения выполнения целевых макроэкономических показателей необходимо прежде всего ограничивать размеры повышения тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, а именно увеличить роль государства в регулировании деятельности крупнейших компаний страны. Анализ показывает, что в настоящее время около 25-28% общего прироста инфляции формируется под воздействием повышения цен и тарифов естественных монополий.

 

 

Список использованной литературы

  1. Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 09.12.1991 N 2003-1
  2. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993
  3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. N 197-ФЗ.
  5. Федеральный закон от 29.12.06 N 255-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  6. Белозеров С.А. Денежные расходы домашних хозяйств. Проблемы социально-экономического развития субъектов Федерации на современном этапе // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции – Смоленск, 2006 – 467с.
  7. Войтов А.Г. История экономических учений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2000.- 454 с.
  8. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2002. – 416 с.
  9. Дмитриева. Е. А. Финансы домохозяйств: Учебное пособие – М.: Кордис, 2007. – 61 с.
  10. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. Экономика общественного сектора: Учебное пособие/ Под ред. проф. ─ М.: ТЕИС, 2004.- 356 с.
  11. Зайц М.В. Финансы предприятий: Учебник. Под ред.– М: Финансы и статистика, 2004. – 196 с.
  12. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 1024 с.
  13. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 512 с.
  14. Родионова В.М. Финансы. Учебник. Под ред. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 369 с.
  15. Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит.: Учебное пособие. Под ред. - М., Юрайт, 2006. - 425 с.
  16. Горегляд В.П. "Доходы граждан в 2007-2009 году" – доклад от 20.06.2008 года
  17. Исаев А.К. «Труд и социальная политика» - доклад от 29.08.2006 года
  18. Роик В. Механизмы регулирования доходов в России. // Российский экономический журнал – 2002. - № 8 (с.40 - 42).
  19. Российский экономический журнал – 2002 г. - № 8 (с. 41)
  20. Российский экономический журнал – 2000. - № 7 (с. 17 – 18).
  21. Об итогах социально-экономического развития РФ в январе – ноябре 2010 года // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy. gov.ru
  22. Об уровне жизни, доходах, расходах и сбережениях населения, распределении доходов населения, прожиточном минимуме, уровене бедности, доходах, расходах и условиях проживания домашних хозяйств // Официальный сайт Федеральной Службы государственной Статистике [электронный ресурс] – http://www.gks.ru
  23. Официальный сайт Министерства финансов РФ [электронный ресурс] – www. minfin.ru
  24. Базнес-словарь онлайн [элекронный ресурс] – http://www.businessvoc.ru/

Информация о работе Процесс формирования и использования доходов граждан