Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:40, курсовая работа
Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции – будь то операции по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординировано. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и стимулирующей функциями. Она не сводится лишь к бесстрастному мониторингу, но по результатам контроля осуществляются соответствующие коррективы в ходе текущих финансовых процессов, а также происходит совершенствование финансового прогнозирования и планирования.
Функциональная и организационная независимость системы финансового контроля означает, что никто не вправе приостановить проведение проверок и ревизий, вмешиваться в их ход и результаты.
Объективность контроля достигается неукоснительным соблюдением правовых норм при анализе фактического материала. Компетентность обеспечивается подбором в контрольные органы хорошо подготовленных профессионалов, использованием передовых методик контрольной деятельности. Гласность в работе достигается публикацией результатов контроля, постоянным информированием общественности о проводимых проверках.
Большинство государств, подписавших Лимскую декларацию, соблюдают ее основные требования, которые действительно направлены на повышение эффективности системы финансового контроля. Рассмотрим особенности национальных систем финансового контроля на примере отдельных стран.
Государством с самой мощной на сегодняшний день финансовой системой являются Соединенные Штаты Америки, которые имеют достаточно разветвленную и структурированную систему финансового контроля.
Важную роль в контрольном механизме США играет Служба Финансового Контролера. Она основана еще в 1863 году Законом о национальной валюте и представляет собой старейший федеральный распорядительный орган по контрольной деятельности. Данная служба относится к Министерству финансов. Финансовый контролер назначается на пять лет. Его главные функции: следить за выполнением федеральных финансовых и банковских законов, устанавливать правила регистрации уставов кредитных организаций, контролировать создание и ликвидацию национальных банков, проводить их ревизию. Служба финансового контролера также имеет право контролировать международные финансовые операции, вплоть до осуществления ревизий. Для выполнения этих задач существует специальный независимый контрольный аппарат более чем из 2 тысяч человек. Примечательно, что Служба финансового контролера существует на деньги тех кредитно-финансовых структур, деятельность которых регулирует.
Особенностью осуществления государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы этой страны закреплены в специальном разделе конституции ФРГ. Этот раздел носит название «Финансы», регулирует финансовые отношения между федерацией, землями, общинами, гарантируя их устойчивость. В частности, достаточно подробно говорится о системе распределения налоговых доходов между федерацией и землями. Эта система, в соответствии с конституцией, направлена на выравнивание различий в финансовых возможностях между землями (ст. 107 Основного закона ФРГ). В то же время федерация и земли независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства (ст. 109).
Федеральный министр финансов предоставляет в Бундестаг и Бундесрат отчеты обо всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и имеющихся долгах.
Финансовый контроль в Германии осуществляется Федеральной счетной палатой и счетными палатами земель. Счетная палата является независимым органом финансового контроля, который занимает место между парламентом и правительством страны и является их помощником. Федеральная счетная палата контролирует как бюджетное финансирование и управление экономикой федерации и федеральными объектами особой важности, так и деятельность государственных предприятий, организаций социального страхования, получающих государственные дотации. Палата может также контролировать учреждения, которые не входят в сферу компетенции федерации, но имеют право управлять федеральными средствами. Федеральная счетная палата состоит из восьми отделов, названия которых определены выполняемыми ими функциями: проведение ревизии счетов, бюджетного финансирования, контроль учреждений транспорта и связи, контроль оборонного бюджета, проверка объектов военного и гражданского строительства, проверки социальной сферы, контроль состояния подготовки кадров и эффективного управления экономикой, кураторство экономики и финансов. Основным признаком оценки деятельности Счетной палаты ФРГ является точность и эффективность. Проводя финансово-экономический анализ различных широкомасштабных проектов, сотрудники Палаты контролируют осуществление поставленных целей и задач в реальной жизни.
Члены Федеральной счетной палаты «пользуются независимостью судей». Ежегодно палата должна информировать о своей деятельности как правительство, так и Бундестаг и Бундесрат.
В области финансового контроля в Германии наиболее значимо действует парламентский контроль. Имеется в виду, прежде всего, функция государственного контроля, которая в основном сводится к контролю над соблюдением законодательства. Для этих целей во многих землях организован специальный уровень управления, так называемый средний уровень, который позволяет помимо прочего осуществлять финансовый контроль и в области межбюджетных отношений. Положительной стороной этого вопроса является то, что концентрация внимания на одной из определяющих функций управления позволяет сделать контроль реальным и эффективным, а процесс управления – результативным.
В бюджетном законодательстве Германии закреплены детали постановки задач, предмета проверок, критериев проверок и методов их проведения. Счетная палата Германии уполномочена давать проверяемым структурам предложения по принятию мер с целью устранения выявленных недостатков. На эти предложения проверяемые объекты должны ответить в установленный срок.
Во Франции контрольный орган судебного типа был создан еще при Наполеоне Бонапарте. В настоящее время во Франции существует Счетная палата, которая в соответствии со статьей 47 Конституции Французской республики «помогает парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.
В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.
В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.
Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.
Поэтому важнейшей задачей финансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.
Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля над формированием и использованием государственных средств.
Задача создания эффективного, работоспособного и действенного государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Создание системы государственного финансового контроля, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной экономической политики государства. Определение места и роли федеральных, региональных и местных контрольных структур с учетом развивающихся процессов бюджетно-налогового федерализма, выработка общей методологии и политики финансового контроля, принципов и механизмов его организации и функционирования будут способствовать созданию эффективной системы государственного финансового контроля с целью обеспечения выхода России на траекторию устойчивого социально-экономического роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельникова Е.И. Этапы развития финансов в России. / Финансовый бизнес, март-апрель 2003, с. 49-56;
2. Михайлов Д.М. Мировой
финансовый рынок: тенденции
3. Федулова С.Ф. Финансы: Учебное пособие. – Ижевск, 2009;
4. Счетная палата РФ http://www.
5. Интернет.
------------------------------
[1]. Ирвин Д. Фиансовый контроль. – М., 1998;
[2]. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – Л.: Изд-во Ленинг. Ун-та, 1969;
[3]. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 320 с.
ФОНД |
ФОНД |
ФОНД |
ФОНД |
ФОНД |
ФОНД |