Развитие потребительского кредитования в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:52, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.

В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Теоретически рассмотреть особенности потребительского кредитования в РК и в зарубежных странах;

2) Провести анализ механизма кредитования и учета выдачи, погашения кредитов в РК на базе отдельного банка, с учетом проблем оценки кредитоспособности индивидуального заемщика;

3) Выделить наиболее эффективные методы управления рисками, при потребительском кредитовании, применение этих методов в банковской системе современного Казахстана;

4) Определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитованием индивидуальных субъектов в РК.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….…………………… 4



1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7


Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7

1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16



2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26



2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26

2.2 Организация потребительского кредитования

на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41



3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66



3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского

кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66

3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования

в Республике Казахстан…………………………………………………… 72



Заключение………………………………………………..……………………….. 80



Список использованных источников………………….…………………………. 84

Файлы: 1 файл

диплом Марьям.docx

— 325.25 Кб (Скачать файл)

- введение целевых жилищно-строительных  вкладов и предоставление на  этой основе первоочередного  права на получение инвестиционного  кредита владельцам вкладов после  соблюдения установленных условий:  срока хранения и необходимой  суммы накопления средств на  вкладе;

- проведение маркетинговых исследований  банков с целью выявления потребности  населения в новых видах ссуд;

- повышение уровня информированности  частных клиентов банков о  новых видах кредитов и банковских  услуг;

- максимальный учет интересов  клиента, индивидуальный подход  при кредитовании.

Развитие кредитных отношений  населения с банками – это  вопрос не только экономический, но и  политический и социальный. Помимо необходимой экономической и  политической стабилизации, разработки коммерческими банками социально-ориентированной  кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также  модернизации форм и методов кредитования, совершенствования процентной политики и условий предоставления и погашения  кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.

Совершенствование кредитования населения  в условиях роста межбанковской  конкуренции служит для банка  важным фактором, укрепляющим его  общественный имидж, привлекательность  и доходную базу. Эти свойства потребительского кредита обеспечивают возрастающее к нему внимание.

Таким образом, при работе с большим числом индивидуальных заемщиков их платежеспособность нужно  оценивать только исходя из официальных  текущих доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять  большое внимание стабильности доходов  и вероятности их изменения в  будущем. Последнее, относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.

В банке должны быть сформулированы четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться работник банка, принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев  не должен быть избыточным, и любое  значение каждого из них должно быть легко проверяемым.

На каждой стадии бизнес-процесса необходимо описать все действия персонала, весь документооборот, бухгалтерский  и юридический, и разработать  все типовые формы документов. Бизнес-процесс должен также предусматривать  нетипичное развитие ситуации, например, изменение группы риска, появление  просроченных обязательств, досрочное  прекращение кредитования. Здесь  также должны быть описаны все  действия и весь документооборот.

Другими словами, для банка, занимающегося обслуживанием большого числа индивидуальных заемщиков, не должно возникать «не предусмотренных  ранее» ситуаций.

Финансовые операции по выдаче/погашению  кредитов, погашению процентов, внебалансовому учету, расчету и формированию резервов и т. п. должны осуществляться в автоматическом режиме на уровне непосредственных исполнителей с формированием соответствующих  документов и  распоряжений по факту  их совершения по итогам операционного  дня. Количество таких документов должно быть минимизировано. Обратный порядок, например, сначала подписание распоряжения на погашение процентов, а потом  сама операция по погашению процентов, приведет к резкому росту издержек банка.

На пространстве СНГ казахстанская  банковская система считается одной  из самых прогрессивных и грамотно построенных. Но отечественные потребители  пока не имеют достаточного опыта  в общении с финансовыми институтами. Проблема соотечественников в том, что сбережения у них появились  лишь недавно, и как ими лучше  распорядиться, какому банку, и в какой форме доверить, многие попросту не знают. Где открыть счет или депозит? В каком банке выгоднее условия кредитования? Через какой банк приобрести платежную карточку или осуществить перевод? Все эти вопросы для казахстанских потребителей сегодня весьма актуальны.  
          В наш стремительный век нелегко уследить за всеми новшествами и разобраться в качестве и выгодности услуг, предлагаемых потребителям банковским сектором. Поэтому изначально следует провести мониторинг банковских услуг, который помог бы заемщику сориентироваться в море предложений. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что услуги в различных казахстанских банках не имеют существенных отличий. Практически у всех банков (во всяком случае, у тех, что активно работают с физическими лицами) в арсенале имеется несколько видов депозитов, ипотечных и потребительских кредитов, платежных карточек и так далее. И у всех банков условия по этим видам услуг очень схожи.

Для примера депозиты, на которые можно в любое время  вкладывать деньги, а также снимать  их (соблюдая минимальный неснижаемый  остаток). Еще некоторое время  назад они были редкостью, сейчас же такие депозиты предлагают очень  многие банки. При этом в какой  бы банк вы ни положили деньги на депозит, прибыль по окончании срока вклада будет различаться очень незначительно, так как ставки вознаграждения у  всех примерно одинаковы. Скажем, по депозиту «Чемпион», который предлагает БанкЦентрКредит, она составляет 9,5 процентов для  вкладов в тенге и 6 процентов  для долларовых вкладов (процент  на этот и последующие депозиты приводится из расчета, что вклад открыт на 18 месяцев). «АТФ-Комфорт» от АТФБанка предполагает банковское вознаграждение 8,5 проц. для  тенговых депозитов и 5 процентов  для депозитов в долларах. «Фаворит»  Альянс Банка обещает 10 процентов  в тенге и 6,5 – в валюте, «Формула успеха» от банка БТА – 9,7 и 6, 2 соответственно, депозит Казкоммерцбанка «Свобода» – 10 процентов в тенге, 6,4 – в долларах, а «Максимум Популярный» Нурбанка – 9,5 проц. в тенге и 6 – в долларах.

Как видно, ставки вознаграждения отличаются несущественно, хотя имеются  и определенные нюансы. Например, в  БТА минимальный первоначальный взнос по депозиту «Формула успеха»  составляет 1 тысячу долларов или 150 тысяч  тенге, а в Нурбанке по «Максимум  Популярный» – 10 тысяч тенге или 100 долларов. Какие-то банки дарят  клиентам, открывающим депозит, платежные  карты, другие же привлекают потребителей розыгрышами призов или возможностью поменять валюту депозита в течение  срока действия договора без потери вознаграждения. В общем, можно долго  изучать предложения, и в конце  концов выбрать то, что оптимально подходит именно вам, но итог, то есть полученная прибыль, все равно окажется примерно такой же, как и у вкладчиков других банков. В основном это обусловлено  тем, что максимальная ставка выплат по депозитам ограничивается Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

На расширенном заседании консультативного совета АO «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» обсуждался вопрос об отмене максимальных ставок вознаграждения по гарантируемым депозитам и расширении гарантируемой базы за счет включения в нее негарантируемых срочных и условных депозитов (VIP-депозитов).

Но пока максимальные ставки остаются в силе и, как говорится, выше головы банки прыгнуть не могут. Хотя, конечно, доход по различным  депозитам разнится в зависимости  от того, на какой срок открыт вклад (чем больше срок, тем выше процент  доходности), собираетесь ли вы снимать  проценты ежемесячно или хотите получить их в конце срока депозита с  капитализацией (ежемесячное получение  процентов, естественно, предполагает меньший доход), и ряда других причин. Но все возможные варианты условий  по депозитам можно найти и  в пределах одного банка. Если же какой-то банк предлагает более выгодную, необычную или интересную услугу, то остальные очень скоро тоже вводят подобную.

Примерно такая же ситуация и с кредитованием, переводами, открытием  платежных карточек и так далее. Полноценное ноу-хау на казахстанском  банковском рынке встречается не часто. Из свежих примеров на ум приходят только кредитные карты Казкоммерцбанка GoCard, предполагающие, что чем больше вы тратите, тем больше у вас скапливается бонусов, которыми затем можно расплачиваться за различные услуги и товары.

В целом же ситуация с  похожестью и сопоставимостью услуг, предлагаемых казахстанскими банками, свидетельствует о стабильности и высоком уровне банковской системы  страны. Скажем, если вы решите выбрать  лучший швейцарский банк с максимально  выгодными услугами, то вряд ли справитесь с задачей, так как все они  примерно на одном уровне и предлагают похожий продукт. Причем если раньше крупнейшие лидирующие казахстанские  банки уделяли работе с физическими  лицами меньше внимания, чем своему сотрудничеству с крупными клиентами (юридическими лицами), а разнообразные  и выгодные потребительские кредиты  и депозиты для физических лиц  предлагали в основном банки поменьше, то, сейчас конкуренция на рынке розничных банковских услуг обострилась. И это, кстати, косвенно свидетельствует о реальном росте доходов населения и о приумножении личных накоплений казахстанцев. А также говорит о том, что казахстанцы становятся более уверенными в завтрашнем дне и все меньше боятся «жить в кредит».

Второй положительный  момент, который можно отметить в  сложившейся ситуации, заключается  в том, что, не имея возможности эффективно конкурировать по ставкам вознаграждения, банки пытаются вводить новые  дополнительные услуги. Но так как  новшества моментально начинают тиражироваться, конкуренция все  больше перемещается в сферу качества сервиса. Поэтому мы пришли к выводу, что сравнивать и оценивать банки  следует не по выгодности их услуг (как  было сказано выше, условия, предлагаемые различными банками, вполне сопоставимы), а по доступности для населения  информации о тех или иных банковских продуктах, уровню сервиса и удобству обслуживания.

Что касается доступности  информации, то таковой лишь с натяжкой можно считать рекламу. Она, конечно, свое дело делает, так как потребители  не располагающие временем на проведение мониторинга банковских услуг, зачастую выбирают тот банковский продукт, который  более активно рекламируется. Так, более половины из опрошенных нами нескольких десятков потребителей банковских услуг отметили, что остановили выбор  на том или ином банке, поддавшись влиянию рекламы.

Хотя понятно, что далеко не всегда широко рекламируемая услуга является лучшей. Кроме того, банки  в выгодном свете выставляют плюсы  той или иной своей услуги, но на этапе рекламы никогда не информируют  о ее минусах. Например, практически  ни один банк не афиширует размер своей  комиссии при выдаче потребительских кредитов. Например, взяв потребительский кредит в Альянс Банке и в последствии рассчитав платежи, можно выяснить, что комиссия банка составила 5 процентов от суммы кредита. Более того, оказалось, что, оформив кредит на сумму 300 тысяч тенге, он получил на руки 285 тысяч, но проценты по кредиту выплачивает с полной суммы. Впрочем, Альянс Банк в данном вопросе не исключение, и многие другие банки также в последний момент информируют клиентов о том, что выданная в кредит сумма окажется меньше той, на которую вы рассчитываете.

В общем, реклама ненадежный источник информации, зато практически  все казахстанские банки имеют  сайты. А если банковский сайт хорошо продуман и удобен для пользователей, то на нем можно найти всю необходимую  информацию. В этом плане хорош  сайт Казкоммерцбанка, ТемирБанка  на котором можно воспользоваться  специальным калькулятором и  рассчитать доход по депозитам, размер выплат по кредитам и так далее. Подобная калькуляция возможна и на сайтах БТА, Альянс Банка, Нурбанка и некоторых других.

К сожалению, далеко не все  казахстанские потребители являются продвинутыми пользователями Интернета, поэтому большое значение имеет  то, насколько грамотно и вежливо  отвечают на вопросы сотрудники банков.                          Большое значение при выборе банка  имеет удобство обслуживания в нем, то есть разветвленная сеть филиалов и достаточное количество банкоматов. Но не всегда обилие филиалов это гарантия качества обслуживания.

Каждый банк, рано или  поздно, сталкивается с проблемой  неплатежей, и перед его руководством встает дилемма - решать этот вопрос собственными силами, увеличивая штат специализированных сотрудников, или обращаться в компанию, профессионально занимающуюся сбором задолженности.

В большинстве случаев, следуя сложившейся традиции, руководители кредитных организаций поручают решение этой задачи штатным юристам, либо службе экономической безопасности банка. Преимущество этого варианта - в экономии средств на оплату услуг  коллекторской компании, а также  в относительном контроле за ходом  выполнения работ своими сотрудниками. На практике подобная экономия не всегда себя оправдывает. Недостаток специальной  подготовки, опыта, гибкости, свободы  принятия решений и отсутствие прямой материальной заинтересованности в  возврате денежных средств, в конечном счете приводит к малоэффективным результатам действий штатных сотрудников банка.

Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане