Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель дипломной работы - рассмотреть и проанализировать развитие рынка потребительского кредитования в России на примере Сургутского филиала ОАО «МДМ Банк».
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- дать обзор развития рынка потребительского кредитования в России;
- рассмотреть понятие и виды потребительского кредитования;
- обозначить основные проблемы развития потребительского кредитования;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ………………………………………………………….
6
1.1. Развитие рынка потребительского кредитования в России: современный этап…………………………………………………………..
6
1.2. Понятие, виды и правовое регулирование потребительского кредитования……………………………………………………………….
10
1.3. Методы оценки кредитоспособности физических лиц в потребительском кредитовании……………………………………………
18
1.4. Проблемы развития потребительского кредитования………
23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «МДМ БАНК»
28
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сургутского филиала ОАО «МДМ Банк»……………………………………………….
28
2.2. Анализ системы потребительского кредитования в Сургутском филиале ОАО «МДМ Банк»………………………………..
36
2.3. Проблемы развития потребительского кредитования в Сургутском филиале ОАО «МДМ Банк»………………………………….
46
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………….
53
3.1. Совершенствование методики оценки кредитоспособности физических лиц…………………………………………………………….
53
3.2. Рекомендации по обучению работников кредитных подразделений……………………………………………………………….
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..
68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..
Из представленной таблицы видно, что в основном потребительские кредиты представлены долгосрочными (их удельный вес вырос с 73 до 77%), объем кредитования вырос на 6,46%, при этом доля просроченной задолженности по кредитам выросла с 0,11% до 0,79%. И хотя очевидно, что резервов достаточно, тем не факт увеличения просрочки по кредитам является негативным явлением. 21
Рассчитаем средний уровень процентной доходности по выданным кредитам физическим лицам:
в 2008 году: 567222:3317086=0,171 руб/руб
в 2009 году: 593853:3531339=0,168 руб/руб
В 2009 году уровень доходности по выданным кредитам физическим лицам меньше, чем в 2008 году на 1,75%. Кроме того, необходимо рассчитать соотношение процентов, полученных по выданным кредитам и выплаченными процентами по сберегательным депозитам физических лиц. Необходимо отметить важность проведения такого анализа, поскольку с ростом доли средств физических лиц в общем объеме ресурсов существенно возрастает ответственность СурФ ОАО «МДМ Банк» при выдаче кредитов, ведь главная задача филиала – обеспечить сохранность привлеченных средств физических лиц и гарантированную доходность.
Соотношение процентных доходов и выплат по привлеченным депозитам физических лиц
в 2008 году: 567222 : 501523 =1,131
в 2009 году: 593853 : 527869 = 1,125
С целью выявления влияющих факторов на снижение доходности операций проведем факторный анализ. Исходные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчет влияния факторов на снижение среднего уровня процентной доходности по кредитованию физических лиц в СурФ ОАО «МДМ Банк»
Показатель |
Значение, тыс.руб |
Отклонение ∆, тыс. руб |
∆а/∆b |
Ln[ |
∆уa |
∆уb | |||||||
2008 год |
2009 год | ||||||||||||
1. Снижение среднего уровня доходности операции по кредитованию физлиц 0,168-0,171= -0,003 | |||||||||||||
1. Проценты полученные |
567222 |
593853 |
26631 |
0,124 |
Ln[ ] =0,0626 |
0,124*0,0626 =0,00776 |
-0,011 | ||||||
2. Объем кредитования |
3317086 |
3531339 |
214253 | ||||||||||
1. Снижение соотношения процентных доходов и выплат по привлеченным средствам физических лиц 1,125-1,131= - 0,006 | |||||||||||||
1. Проценты полученные |
567222 |
593853 |
26631 |
1,0108 |
Ln[ ] = - 0,0512 |
1,0108*(-0,0512)= -0,0518 |
0,0578 | ||||||
2. Проценты выплаченные |
501523 |
527869 |
26346 |
По полученным результатам можно определить, что сумма полученных процентов явилась положительным фактором в изменении уровня доходности по кредитным операциям, а объем кредитования (значение по модулю больше) является отрицательным фактором, изменившим значение доходности в меньшую сторону. Также фактором, оказавшим отрицательное влияние на изменение соотношения процентных доходов и выплат по привлеченным средствам физических лиц на 0,006 % явился недостаточно высокий уровень процентных доходов по выданным кредитам по сравнению с выплаченными процентами по депозитным вкладам. Следовательно, для увеличения доходности активных операций СурФ ОАО «МДМ Банк» необходимо наращивать объем кредитования, с чем связано, прежде всего, совершенствование административного аспекта.22
В 2010г. СурФ ОАО «МДМ Банк» продолжит политику минимизации кредитных рисков, повысив требования к уровню кредитоспособности предполагаемых заемщиков, ликвидности принимаемого обеспечения и гарантиям возврата предоставляемых кредитов. Это связано с увеличением объема задолженности по кредитам.
В 2008-2009 гг. возрос объем обращений взыскания на залог на рынке высокорисковой ипотеки в США. Влияние данных процессов распространилось за пределы ипотечного рынка США, поскольку международные инвесторы были вынуждены переоценить принимаемые риски, что привело к росту нестабильности и снижению ликвидности на рынках финансовых инструментов с фиксированным доходом, долевых и производных финансовых инструментов. Сужение кредитных рынков, имевшее место в 2009г., может повлиять на возможности ОАО «МДМ Банк» рефинансировать заемные средства, депозиты клиентов и прочие обязательства, а также на стоимость кредитного портфеля Банка. В соответствии с МСФО снижение справедливой стоимости финансового актива ниже его амортизированной стоимости, обусловленное увеличением базовой процентной ставки, обычно не является признаком обесценения. В настоящий момент не представляется возможным оценить влияние на финансовое положение Банка возможного дальнейшего снижения ликвидности и роста нестабильности на финансовых рынках.
2.3 Проблемы
развития потребительского
Оценка кредитоспособности заемщика является основным моментом процесса потребительского кредитования. Выше мы уже говорили об отдельных недостатках существующих методик оценки кредитоспособности заемщика – физического лица.
ОАО «МДМ Банк» разработал и применяет свой вариант методики оценки, который используется и Сургутским филиалом банка. Для определения нормативных темпов роста используются показатели, рассчитанные на основании сравнения заданного и базового уровня значений показателя, достигнутого к началу прогнозируемого периода. На основании этих показателей определяется уровень эффективности производства, заложенный в прогноз. Эффективность управления определяется не по приросту частных показателей, а по изменению этого прироста от периода к периоду. При этом наиболее эффективное управление достигается тогда, когда темпы роста показателей результатов опережают темпы роста показателей затрат и ресурсов. Уровни эффективности производства и управления определяются по формулам коэффициентов ранговой корреляции Кэнделла, Спирмена, и по результирующему коэффициенту. Однако этот метод также не лишен недостатков.
Рассмотрим ключевые показатели оценки кредитоспособности, применяемые в СурФ ОАО «МДМ Банк» и причины отказов в выдаче кредитов физическим лицам на протяжении 2008 – 2009 годов. Эти данные приведены в таблице 7.
Таблица 7
Причины отказов в выдаче кредитов физическим лицам (по ключевым параметрам кредитоспособности физических лиц в практике СурФ ОАО «МДМ Банк»)
Показатель |
Период |
Изменение |
Удельный вес в структуре, % | |||
2008 год |
2009 год |
Абсо- лютное |
Относи- тельное, % |
2008 год |
2009 год | |
1. Всего заявлений на выдачу кредитов, ед |
85989 |
92285 |
6296 |
107,32 |
100 |
100 |
Выдано кредитов, ед., в том числе: |
76626 |
81607 |
4981 |
106,5 |
89,11 |
88,43 |
До 1 года |
6130 |
4896 |
1234 |
79,87 |
8 |
6 |
- 1 – 3 лет |
14559 |
13873 |
-686 |
95,29 |
19 |
17 |
- 3 – 5 лет |
55937 |
62838 |
6901 |
112,34 |
73 |
77 |
2. Количество
случаев отказа в выдаче кредит |
9363 |
10678 |
1315 |
114 |
100 |
100 |
- Недостаточный
размер среднемесячной |
1429 |
1782 |
353 |
124,7 |
15,26 |
16,69 |
- Возрастные границы |
382 |
521 |
139 |
136,39 |
4,08 |
4,88 |
- Частая смена работы (по копии трудовой книжки) |
821 |
924 |
103 |
112,55 |
8,77 |
8,65 |
- Стаж работы на последнем месте менее 3 лет |
994 |
1012 |
18 |
101,81 |
10,62 |
9,48 |
- Срок регистрации по г. Сургуту менее 2 лет |
952 |
882 |
-70 |
92,65 |
10,17 |
8,26 |
-Отсутствие
или неполноценный залог ( |
1585 |
1723 |
138 |
108,7 |
16,93 |
16,14 |
- Наличие невыплаченных кредитов в других банках на данный момент, неблагополучная кредитная история |
717 |
621 |
-96 |
86,61 |
7,66 |
5,82 |
-Недостаточная
кредитоспособность или |
934 |
1016 |
82 |
108,78 |
9,98 |
9,51 |
- Очевидная
неблагонадежность (наличие |
711 |
821 |
-113 |
115,47 |
7,6 |
7,69 |
- Недостаточный доход в расчете на 1 члена семьи (наличие иждивенцев, т.д.) |
838 |
1376 |
538 |
164,2 |
8,95 |
12,89 |
По представленным данным, можно констатировать, что в 2009 году количество отказов в выдаче кредитов увеличилось на 14% или 1315 случаев. Наиболее частые причины отказов в выдаче кредита представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение причин отказов в выдаче кредитов в СурФ ОАО «МДМ Банк», 2008 – 2009гг.
Наиболее распространенной причиной отказов в выдаче кредита является недостаточный размер заработной платы, неполноценный залог и недостаточно высокий средний доход на одного члена семьи. Видно, что в общем распределении увеличилось число отказов по причинам: недостаточный размер заработной платы – на 1,43%, по возрастным критериям – 0,8%, очевидная неблагонадежность – 0,09%, недостаточный доход в расчете на одного члена семьи – на 3,94%. По остальным причинам произошло снижение.
Очевидно, что наличие одного из этих признаков вовсе не означает, что кандидат на получение кредита обязательно станет «проблемным» для филиала, хотя именно так фактически его и рассматривает кредитный отдел. С другой стороны, кандидат на получение кредита, имеющий все положительные оценки по приведенным критериям также не застрахован от дефолта. Однозначно можно сделать вывод о том, что в данном случае имеет место, скорее субъективный подход, в связи с чем и связано увеличение числа отказов по сравнению с прошлым годом в выдаче кредитов.
Итак, недостатками методики оценки кредитоспособности Управления кредитования СурФ ОАО «МДМ Банк» являются:
- Непринятие
во внимание дополнительных
- Для признания ОАО «МДМ Банк» в международных банковских кругах и повышения его рейтинга необходимо внедрять в практику общепризнанные международные стандарты (прежде всего UNIDO - COMFAR), используемые Управлением проектного финансирования и гарантий по иностранным инвестициям, а не сертифицированные методики, даже хорошо продуманные;
- Из предложенной
Методики выпадает целый ряд
важных показателей, таких как:
Таким образом, можно заключить, что методы оценки кредитоспособности физических лиц, применяемые в СурФ ОАО «МДМ Банк», не являются достаточно эффективными, следовательно, необходимо предложить более усовершенствованные методики.
Еще одной проблемой является процедура ипотечного кредитования, принятая в СурФ ОАО «МДМ Банк». Вопрос о предоставлении кредита решается в течение двух недель. После принятия СурФ ОАО «МДМ Банк» положительного решения клиент должен подобрать себе квартиру для покупки. Срок для поиска предоставляется ограниченный - 3 месяца. Найти продавца, готового иметь дело с "ипотечным" покупателем, довольно сложно. СурФ ОАО «МДМ Банк» имеет строго определенный порядок расчетов - безналичный, через счета филиала. Однако все продавцы сегодня привыкли получать деньги наличными. Для них ипотека означает промедление с получением денег и ненужная легализация доходов. В ипотечном договоре участвуют три стороны - банк, покупатель и продавец, а значит, квартиру для покупки нужно искать только в прямой продаже, что существенно сужает круг поисков. А если учесть еще и ограниченность сроков, то становится очевидно, что найти нужную квартиру и уговорить продавца достаточно сложно. Зачастую заемщик находит квартиру, договаривается с продавцом, но при появлении покупателя с наличной суммой продавец отказывается от сделки. Порой поиски квартиры затягиваются, отпущенный СурФ ОАО «МДМ Банк» срок истекает, и заемщик вынужден вновь проходить процедуру рассмотрения кредитной заявки в СурФ ОАО «МДМ Банк».
Сотрудничество СурФ ОАО «МДМ Банк» с риэлтерскими агентствами могло бы способствовать оптимизации процесса поиска жилья заемщиком. По сути, агентство недвижимости в дополнение к традиционной услуге по поиску нужного объекта предлагает "ипотечному" покупателю услугу по ведению переговоров с продавцом. Риэлтор, досконально знающий ипотечный процесс, и уполномоченный также Банком может стать представителем интересов покупателя перед продавцом недвижимости . В настоящее время в г. Сургуте практикуется неофициальная, искаженная форма такого сотрудничества. Пользуясь загруженностью сектора ипотечного кредитования и длительностью рассмотрения кредитной заявки, риэлторы предлагают услуги по предоставлению в Банк пакета документов вне очереди и скорейшего его рассмотрения. Плата за услуги такого рода высокая и составляет 25 000 рублей. Часть данных средств риэлтор отдает (разумеется, неофициально) кредитному инспектору за организацию скорейшего рассмотрения кредитной заявки. Данная процедура еще больше увеличивает стоимость оформления ипотечного кредита для заемщика. Однако если сделать схему работы с риэлторами официальной, заключив договор между СурФ ОАО «МДМ Банк» и несколькими агентствами города, обладающими солидным опытом и безупречной репутацией, это, напротив, может облегчить для заемщика поиск вариантов для приобретения жилья в кредит. СурФ ОАО «МДМ Банк» мог бы оговорить в договоре максимальный размер комиссии, взимаемой риэлтором с заемщика. Риэлтор получал бы в этом случае поток клиентов, клиенты – квалифицированную помощь в поиске жилья, СурФ ОАО «МДМ Банк» - дополнительные гарантии, что потенциальное жилье заемщика будет соответствовать требованиям Банка (уровень износа, юридическая чистота и пр.), а также удобства для своих заемщиков.
Информация о работе Развитие рынка потребительского кредитования