Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:23, дипломная работа
Цель дипломной работы - рассмотреть и проанализировать развитие рынка потребительского кредитования в России на примере Сургутского филиала ОАО «МДМ Банк».
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- дать обзор развития рынка потребительского кредитования в России;
- рассмотреть понятие и виды потребительского кредитования;
- обозначить основные проблемы развития потребительского кредитования;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ………………………………………………………….
6
1.1. Развитие рынка потребительского кредитования в России: современный этап…………………………………………………………..
6
1.2. Понятие, виды и правовое регулирование потребительского кредитования……………………………………………………………….
10
1.3. Методы оценки кредитоспособности физических лиц в потребительском кредитовании……………………………………………
18
1.4. Проблемы развития потребительского кредитования………
23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «МДМ БАНК»
28
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сургутского филиала ОАО «МДМ Банк»……………………………………………….
28
2.2. Анализ системы потребительского кредитования в Сургутском филиале ОАО «МДМ Банк»………………………………..
36
2.3. Проблемы развития потребительского кредитования в Сургутском филиале ОАО «МДМ Банк»………………………………….
46
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………….
53
3.1. Совершенствование методики оценки кредитоспособности физических лиц…………………………………………………………….
53
3.2. Рекомендации по обучению работников кредитных подразделений……………………………………………………………….
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..
68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..
Необходимо уделить серьезное внимание набору и обучению персонала, занятого выдачей ипотечных кредитов. В процессе обучения персонала необходимо сделать акцент на изучение законодательства РФ по вопросу кредитования и функционирования банковской системы. Представляется, что при закрытии вакансии кредитного инспектора предпочтение должно отдаваться кандидатам с высшим образованием, причем юридического, а не экономического профиля. Также следует уделить внимание доведению до сведения работников требований должностной инструкции и правил внутреннего трудового распорядка. Установление системы удаленного контроля доступа работников в помещение отдела по кредитованию позволит контролировать присутствие работников на рабочих местах и предотвратить несанкционированные перерывы в работе. Желательным представляется также прохождение работниками отдела кредитования физических лиц специального психологического тренинга для улучшения качества обслуживания клиентов.27
В процессе тренинга происходит моделирование требуемой учебной ситуации или конкретной проблемы и вовлечение слушателей в ее разрешение. При этом наряду с расширением профессиональных познаний формируются и соответствующие поведенческие реакции, в том числе и через метод проб и ошибок. Специалисты полагают, что минимальная продолжительность тренинга колеблется в пределах от 16 до 30 часов. Иными словами, требуется от двух до четырех рабочих дней для проведения такого занятия с требуемой результативностью. При этом, как и на других практических занятиях и тренингах, формирование профессиональных навыков и умений должно проводиться в небольших по численности учебных группах, с тем чтобы каждый участник имел возможность самостоятельно под руководством тренера неоднократно выполнить упражнения с целью отработки правильности действий и закрепления требуемого навыка реализации кредитных продуктов.
При этом необходимо определить потребность того или иного сотрудника в дополнительном обучении, подобрать для каждой конкретной категории персонала наиболее рациональную форму и методы обучения, персонифицировать ответственность службы персонала и руководителей линейных подразделений банка за реализацию установленных подсистемой задач в части сроков и общего числа обучаемых. Следует также учитывать реальные возможности банка, прежде всего производственные (объём текущей загрузки сотрудников) и финансовые (наличие средств для оплаты обучения).
Можно предложить три формы повышения квалификации сотрудников:
1.Повышение квалификации
сотрудника в рамках его
2.Повышение профессиональной
квалификации сотрудника путём
освоения им знаний и
3.Стажировка в других кредитных организациях, в том числе зарубежных, как возможность овладеть не столько теоретическими знаниями, сколько практическими навыками. Как самостоятельное направление этой формы обучения выступает стажировка на рабочих местах в других структурных подразделениях самой кредитной организации. Не будучи связана с дополнительными затратами, а также с необходимостью решения проблем чисто организационного характера, она представляется весьма привлекательной.
Чтобы помочь СурФ ОАО «МДМ Банк» минимизировать расходы на повышение квалификации и переподготовку персонала и одновременно повысить эффективность внутрибанковской системы обучения можно предложить вариант подготовки сотрудников филиала на основе использования возможностей дистанционного обучения.28
В связи с бурным развитием информатизации всех технологических процессов в страховании и широким внедрением компьютерной техники дистанционное обучение, или e-learning (электронное обучение), получает все большее распространение. Дистанционное обучение является действенным инструментом и эффективным способом построения внутрикорпоративной системы обучения персонала, и также может быть рекомендовано к внедрению в СурФ ОАО «МДМ Банк». При этом образовательный процесс может проходить с участием преподавателей и тренеров или самостоятельно с использованием специального программного обеспечения. Высокий результат достигается за счет свойства интерактивности системы, в результате чего обучающийся получает обратную связь в виде реакции на свои действия со стороны человека или компьютера. Подобная система позволяет осуществлять проверку и оценку знаний конкретных сотрудников, а также самопроверку и самоподготовку. Система может быть особенно эффективна при выработке требуемых навыков у обучаемых, в том числе и навыков работы на электронно-вычислительной технике. Географическая распределенность учебной аудитории позволяет централизованно и на высоком методическом уровне организовать учебный процесс с привлечением лучших преподавателей и специалистов-практиков. Особенно это актуально для кредитных организаций с разветвленной филиальной сетью, каковой является ОАО «МДМ Банк».
К другим преимуществам данной формы обучения можно отнести следующее:
- оно предоставляет
возможность неоднократного
- расширяет
доступность обучения и
- дает возможность продолжить занятия с любого учебного материала;
- повышает объективность оценки знаний;
- позволяет
каждому выбрать
- дает возможность
закрепления за каждым
- позволяет
разрабатывать мультимедийные
- дает возможность организации и представления информации в новых формах и вариантах;
- создает уникальные
условия взаимодействия и
- дает возможность создавать модели смешанного обучения, сочетая, например, лекционный цикл с самостоятельным дальнейшим обучением с помощью специальных компьютерных программ;
- позволяет
использовать значительное
Регулярность повышения квалификации определяется специализацией и должностным положением конкретного специалиста. Представляется целесообразным ориентироваться на зарубежный опыт, определяющий следующую среднюю периодичность повышения квалификации по базовым категориям персонала:
- руководители высшего и среднего звена – раз в три года;
- руководители нижнего звена – раз в пять лет;
- ведущие специалисты линейных подразделений – раз в два года;
- исполнители (за исключением обслуживающего персонала) – раз в шесть лет.
Контроль за результатом
повышения квалификации или
Таблица 10
Форма заключительного контроля прохождения сотрудниками дополнительного обучения (повышения квалификации).
№ |
Оцениваемый параметр |
Границы оценки |
Ваша личная оценка (проставляется сотрудником СурФ ОАО «МДМ Банк» ) |
1 |
Профессиональная полезность семинара |
0-10 |
|
2 |
Профессиональная компетентность преподавателя |
0-5 |
|
3 |
Информационная насыщенность курса |
0-7 |
|
4 |
Качество раздаточного материала |
0-3 |
|
ИТОГО |
При средней суммарной рейтинговой оценке более 20 баллов качество программы можно признать хорошим, ниже 15- неудовлетворительным.
При условии хотя бы частичной реализации приведенных рекомендаций СурФ ОАО «МДМ Банк» будет иметь возможность существенно повысить уровень конкурентоспособности и выйти на новый уровень дальнейшего развития потребительского кредитования физических лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребительское кредитование выступает в качестве основной формы кредита, при которой денежные средства предоставляются банком во временное пользование заемщикам. Максимизация получаемой банками прибыли подталкивает их к поиску и разработке новых форм обслуживания клиентов, в которых кредитование потребностей населения играет не последнюю роль.
Потребительское кредитование стало основным источником роста банковской системы и привлекает все большее число игроков среди кредитных организаций. Качественные характеристики структуры ресурсной базы банков обуславливают привлекательность розничного бизнеса для его участников. Растущий уровень доходов и кредитоспособности населения позволяет прогнозировать стабильный рост объемов розничного кредитования и в дальнейшем. Кредитование банками населения имеет большое социальное значение, так как способствует удовлетворению жизненно важных потребностей населения в жилье, различных товарах и услугах. Но кроме социальных, кредитование выполняет и чисто экономические задачи, позволяя рационально использовать временно свободные денежные средства вкладчиков. За счет кредитования банки получают большую часть прибыли. Однако, при этом, кредитование, как и все активные операции, обладает высокой степенью риска, связанного с не возвратом заемных средств.
Не меньшее количество проблем, с которыми сталкивается в настоящее время банковская система, относится к сфере банковских технологий, планированию, структурным преобразованиям, управлению персоналом - сегодня многие считают, что налицо системная проблема с персоналом в банковском секторе. Корни этой проблемы уже не в квалификации персонала, а в его мотивации, если еще точнее, то в связи вознаграждения отдельного сотрудника и результатов его работы, а также результатов работы всего банка.
В дипломной работе рассмотрен и проанализирован процесс развития потребительского кредитования на примере Сургутского ОАО «МДМ Банк».
В результате исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрены виды и правовое обеспечение потребительского кредитования;
- обозначены основные проблемы в сфере потребительского кредитования;
- проведен анализ
системы потребительского
- разработаны
рекомендации по
По итогам проведенного анализа системы потребительского кредитования в СурФ ОАО «МДМ Банк» были выявлены следующие проблемы:
1.Трудности,
связанные с разработкой и
внедрением адекватных методов
оценки кредитоспособности
2. Проблемы мотивации и обучения работников Управления кредитования СурФ ОАО «МДМ Банк».
Для решения данных проблем были предложены пути совершенствования управления деятельностью по потребительскому кредитованию физических лиц:
1.Предложена
к внедрению скоринговая
2.Рекомендована
дистанционная система
Внедрение данных мероприятий позволит СурФ ОАО «МДМ Банк», несмотря на экономическую нестабильность, сохранить свои позиции на рынке потребительского кредитования физических лиц в г. Сургуте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Опубликованные
1.Конституция Российской Федерации. - БД «Консультант Плюс».
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. - БД «Консультант Плюс».
3.Федеральный закон № 102-ФЗ от 16.07. 1998 (в ред. 04.12.2007) Об ипотеке (залоге недвижимости) – БД «Консультант Плюс».
4.Федеральный
закон от 02.12.1990 №394-1 (ред. от 10 июля
2002 г.) «О
центральном банке Российской Федерации
(Банке России)».- БД «Консультант Плюс».
Информация о работе Развитие рынка потребительского кредитования