Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала исследовать практику регулирования брокерской и дилерской деятельности и дать рекомендации по ее дальнейшему развитию.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущностные аспекты брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг;
рассмотреть основные формы регулирования профессиональной деятельности;
исследовать проблемы регулирования брокерской и дилерской деятельности на современном этапе;
провести анализ регулирования профессиональной деятельности;
привести рекомендации по решению проблем регулирования брокерской и дилерской деятельности.
Введение 5
1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг 8
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 16
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе 23
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам 29
2.2Анализ организации деятельности саморегулируемых
организаций 47
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг 62
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности 69
Заключение 73
Список использованных источников 75
Согласно ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг деятельность по ведению реестра не может быть совмещена с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Некоторые ограничения на совмещение деятельности расчетного депозитария и расчетного клирингового центра с иными видами профессиональной деятельности установлены также в Постановлении ФКЦБ РФ от 20.01.1998 г. № З, которое формально еще действует.
В соответствии
со статьей 2 Закона о рынке ценных
бумаг профессиональную деятельность
на фондовом рынке могут осуществлять
только юридические лица. Вместе с
тем действующее
Законодатель
должен устранить имеющиеся недостатки
в части правового
Главной проблемой, связанной
с деятельностью СРО, является противоречивость
их статуса, заложенная в положениях
Закона "О рынке ценных бумаг"
и усугубленная ведомственными актами
ФКЦБ России. Противоречивость
статуса СРО вытекает из того, что, с одной
стороны, это "добровольное объединение
профессиональных участников рынка ценных
бумаг... функционирующее на принципах
некоммерческой организации" (ст. 48
Закона "О рынке ценных бумаг"). С
другой стороны, как путем толкования
положений Закона "О рынке ценных бумаг",
так и в рамках ведомственных актов ФКЦБ
России предпринимаются попытки возложить
на СРО функции и полномочия, которыми
субъекты гражданских правоотношений
в принципе обладать не могут. Речь идет
о наделении СРО элементами регулятивных
функций государственных органов.
К числу такого рода полномочий относилось,
в частности, участие СРО в лицензировании
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг. В соответствии со ст. 38 Закона
"О рынке ценных бумаг" "Основы
государственного регулирования рынка
ценных бумаг" лицензирование деятельности
профессиональных участников относится
к способам государственного регулирования
рынка ценных бумаг. Согласно п. 6 ст. 42
того же Закона на ФКЦБ России возложена
функция установления порядка и осуществления
лицензирования различных видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг. В
ведомственных же актах этого органа
речь, в частности, идет о Постановлении
ФКЦБ России от 23 ноября 1998 г. N 50 "Об
утверждении Положения о лицензировании
различных видов профессиональных деятельности
на рынке ценных бумаг Российской Федерации"
(далее - Постановление N 50) - предусматривалось
участие СРО в процессе лицензирования
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг. Например, Постановление
N 50 устанавливает порядок, предусматривающий
необходимость представления в СРО заявления
на выдачу лицензии и необходимых для
ее получения документов (п. 3). СРО принимает
решение о выдаче ходатайства на выдачу
лицензии профессионального участника
рынка ценных бумаг (п. 3.4) и передает в
ФКЦБ России документы заявителя с приложением
ходатайства или уведомления об отказе
в выдаче ходатайства.
В соответствии со ст. 49 Закона "О рынке
ценных бумаг" СРО наделяются в числе
прочих следующими правами:
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1. Регулирование
брокерской и дилерской
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), являвшаяся федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг согласно Указу Президента России В.В. Путина № 314 от 9 марта 2004 г., упразднена. Тем же Указом Президента России создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Федеральная служба по финансовым рынкам находится в ведении Правительства РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:
Развитие брокерской деятельности на рынке ценных бумаг в России связано в первую очередь с принятие постановления Правительства РСФСР "Об утверждении положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" от 28 декабря 1991 г. № 78 (далее – Постановление № 78). Данный документ являлся практически единственным нормативным правовым актом в сфере регулирования выпуска и обращения ценных бумаг, деятельности участников рынка ценных бумаг и фондовой биржи, аттестации специалистов вплоть до принятия в 1994-1995 гг. Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, а также Федерального закона “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.5
Согласно закону “О рынке ценных бумаг” профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, в том числе брокерская, может осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ России.
ФКЦБ России осуществляет регулирование и лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг начиная с 1996 г. На протяжении этого времени условия лицензирования менялись четыре раза:
На практике в условиях лицензирования содержатся основные требования к брокерам. К таким требованиям относится следующее:
Брокер может оказывать
своим клиентам и третьим лицам
также консультационные услуги по вопросам
приобретения ценных бумаг, выступать
андеррайтером при размещении эмиссионных
ценных бумаг. Для осуществления
более качественного
При приобретении брокером ценных бумаг по поручению клиента он обязан по его требованию помимо отчетности, установленной для договора комиссии, предоставить следующую информацию:
Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг