Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала исследовать практику регулирования брокерской и дилерской деятельности и дать рекомендации по ее дальнейшему развитию.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущностные аспекты брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг;
рассмотреть основные формы регулирования профессиональной деятельности;
исследовать проблемы регулирования брокерской и дилерской деятельности на современном этапе;
провести анализ регулирования профессиональной деятельности;
привести рекомендации по решению проблем регулирования брокерской и дилерской деятельности.

Содержание работы

Введение 5
1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг 8
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 16
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе 23
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам 29
2.2Анализ организации деятельности саморегулируемых
организаций 47
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг 62
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности 69
Заключение 73
Список использованных источников 75

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 161.30 Кб (Скачать файл)

В соответствии с  Постановлением  ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" правилами осуществления дилерской деятельности являются:

  • при осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональному участнику следует добросовестно исполнять обязательства по совершенным им сделкам купли-продажи ценных бумаг;
  • при осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональный участник совершает действия и сделки, связанные с осуществлением дилерской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2006 году ФСФР России был разработан и утвержден нормативный правовой акт, регулирующий совершение маржинальных сделок на фондовом рынке, - приказ ФСФР России от 07.03.2006 № 06-24/пз-н «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)». Указанным нормативным правовым актом введено понятие «необеспеченной сделки», под которой понимаются сделки, заключенные брокером в отношении клиентов, в случае, если в момент заключения подобных сделок у клиента не хватает собственных средств для расчетов по ней. Распространение правил регулирования, относящихся к маржинальной торговле, на этот вид сделок было обусловлено необходимостью пресечения использования брокерами денежных средств и ценных бумаг третьих лиц, предоставляющих займы клиентам в обход ограничений установленных законодательством. С этой же целью изменена методика расчета показателя «ЗК» - задолженности клиента перед брокером, которая будет увеличиваться на величину равную сумме денежных средств и/или количеству ценных бумаг, перечисленных клиенту по договору займа между клиентом и третьим лицом. Произошли изменения в списке ценных бумаг, с которыми разрешено совершение маржинальных сделок. 

ФСФР России в целях  усиления административной ответственности  участников финансового рынка был  разработан и представлен в конце 2006 года в Правительство Российской Федерации проект изменений в  Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафов, налагаемых на юридических лиц за правонарушения, совершаемые на финансовом рынке, до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Законопроект, с учетом сложившейся по ранее действовавшему законодательству практики наложения административных штрафов за нарушения на рынке ценных бумаг и применения законодательства о рынке ценных бумаг, а также в связи с принятием федеральных законов от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», уточняет действующие редакции составов административных правонарушений на рынке ценных бумаг, предусматривая административную ответственность акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов за нарушения требований законодательства. Также законопроектом предусматривается введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряда новых составов правонарушений:

- за нарушение требований  законодательства о порядке созыва  и проведения общих собраний  акционеров, участников обществ  с ограниченной ответственностью, владельцев инвестиционных паев  паевых инвестиционных фондов;

- за манипулирование ценами  на рынке ценных бумаг;

- за незаконное использование  наименований «инвестиционный фонд»  и «паевой инвестиционный фонд»  и образованных на их основе  словосочетаний;

- за нарушение требований  законодательства о хранении  документов.

Еще одним принципиальным положением законопроекта является установление годичного срока давности привлечения административной к  ответственности за совершение правонарушений в области финансового рынка, а также возможность проведения административного расследования  по данным делам ввиду их высокой  сложности, а также сложности подбора доказательственной базы.

ФСФР РФ вправе осуществлять проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для  выдачи лицензии. ФСФР РФ контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимает  решение о приостановлении либо об отзыве выданной лицензии при нарушении  законодательства РФ о ценных бумагах. Приостановление действия лицензии осуществляется в случае неоднократного нарушения в течение 1 года профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению  лицензирующего органа на срок до 6 месяцев. Приостановление действия лицензии влечет запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия ФСФР РФ решения о возобновлении действия лицензии.

Уведомление о приостановлении  действия лицензии должно быть направлено лицензиату в письменной форме в  течение 3 рабочих дней с даты его  принятия с указанием оснований  приостановления действия лицензии. Если нарушения, допущенные лицензиатом, могут быть устранены, лицензирующий  орган направляет лицензиату одновременно с таким уведомлением предписание  об устранении выявленных нарушений.

Лицензиат, действие лицензии которого приостановлено, обязан:

  • прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности с момента получения уведомления;
  • в течение 3 рабочих дней с момента прекращения деятельности письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) о приостановлении действия лицензии;
  • по требованию клиента и в соответствии с его указаниями немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата.

Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом  в порядке, установленном законодательством  РФ. После устранения лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие устранение нарушения, в срок, установленный в предписании.

Лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом в следующих  случаях:

  • неоднократное нарушение в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ;
  • неоднократное нарушение в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных ст. 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ;
  • неуплата государственной пошлины за предоставление лицензии в течение 3 месяцев с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;
  • аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций - для кредитных организаций;
  • непредставление в лицензирующий орган в срок, установленный в предписании, документов, подтверждающих устранение нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии и/или подтверждающих принятие мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем;
  • по инициативе лицензиата.

Теперь рассмотрим результаты лицензирования профессиональной деятельности ФСФР России.

 

Таблица 2.1-Лицензирование ФСФР брокерской деятельности в 2007-2011гг.

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Количество действующих  лицензий

1379

1433

1459

1475

1335

Количество выданных лицензий

155

278

304

280

295

Количество аннулированных лицензий

130

138

144

147

150


Согласно данным  таблицы 2.1  количество действующих лицензий на осуществление брокерской деятельности с каждым годом увеличивается, только в 2011г.  этот показатель снизился на 140 лицензий, по сравнению с 2010г. Тоже самое можно сказать и про  количество выданных лицензий. С каждым годом ФСФР выдает все больше и  больше лицензий на ведение данной профессиональной деятельности. Так  же можно отметить, что количество аннулированных лицензий по всем годам  не превышает количество выданных.

 

 

Таблица 2.2-Лицензирование ФСФР дилерской деятельности в 2007-2011гг

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Количество действующих  лицензий

1398

1394

1433

1470

1337

Количество выданных лицензий

176

287

301

284

280

Количество аннулированных лицензий

119

127

130

137

140


Если сравнить количественную сторону лицензирования брокерской и дилерской деятельности, то можно  отметить, что меду ними  нет существенных отклонения по лицензированию. Так, в 2011г. действующих лицензий дилеров составляло 1337, это на 2 лицензии больше по сравнению  с действующими лицензиями брокеров. Так же можно заметить, что этот показатель и по брокерам и по дилерам  максимальное значение имеет в 2010г (1475 и 1470 лицензий соответственно). С  каждым годом также увеличивается  количество выданных лицензий, максимальное значение в 2009г- 301 лицензия.

 

Рисунок 2.1- Количество действующих  лицензий по видам профессиональной деятельности в 2011г.

 

Из диаграммы 2.1 видно, что  брокерская и дилерская деятельности (1335 и 1337лицензий  соответственно) лидируют по количеству действующих лицензий по сравнению со всеми видами профессиональной деятельности. Это видно и из таблиц 2.1 и 2.2. Далее идут деятельность по управлению ценными бумагами- 1193лицензий, депозитарная деятельность- 60лицензий.

 

Рисунок 2.2-Количество проверок, проведенных  ЦА ФСФР России в 2011г.

ЦА ФСФР России в 2011 г. Было проведено 106 проверок, из них 90 выездных и 16 камеральных. Наибольшее значение, согласно рисунку 2.2, проверок в 2011г. было проведено в  отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данная тенденция  наблюдается в 2010г. и в 2009г. Территориальными органами ФСФР России в 2011 г. Было проведено 11195 проверок, из них 1368 выездных и 9827 камеральных.

Рисунок 2.3- Количество проверок, проведенных  ЦА ФСФР России в 2010г.

В 2010 году ФСФР России было возбуждено более 10 тысяч дел об административных правонарушениях в сфере финансового рынка, из них 403 дела возбуждено ценральным аппаратом ФСФР России, 9 696 дел территориальными органами ФСФР России. В результате принимаемых мер в 2010 году с юридических лиц, совершивших административные правонарушения на рынке ценных бумаг, взыскано более 79 млн руб. Рассмотрено 240 жалоб и обращений граждан, связанных с деятельностью организаций имеющих признаки построения «финансовых пирамид», из них

33 перенаправлены в правоохранительные  органы. Все го выявлено более 50 организаций, имеющих признаки построения «финансовых пирамид». Принято решение об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг либо лицензии негосударственного пенсионного фонда по 63 организациям.

Рисунок 2.4- Количество проверок, проведенных  ЦА ФСФР России в 2009г.

По результатам  проведенных проверок в 2009г. в отношении 5 организаций было принято решение о приостановлении действия лицензии (из них в отношении 2 организаций — по представлениям РО) и аннулированы лицензии 10 организаций (из них у 4 — по представлениям РО).По итогам проведенных надзорных мероприятий в отношении поднадзорных организаций в 2009г. ФСФР России было возбуждено 390 дел об административных правонарушениях в области финансовых рынков: 28 дел по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В 2009г. в ФСФР России поступило 50 жалоб, из них 43 — на постановления по делу об административном правонарушении и 7 — на определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенные региональными отделениями ФСФР России. 37 жалоб на постановления по делу об административном правонарушении и 7 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении были рассмотрены, 6 жалоб оставлены без рассмотрения. Из них 18 постановлений и 6 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенных региональными отделениями ФСФР России, оставлены без изменения, а жалобы — без удовлетворения; 17 постановлений и 1 определение, вынесенные региональными отделениями ФСФР России, отменены, а по 2 постановлениям изменен размер штрафа. По итогам 2009 г. всеми региональными отделениями рассмотрены и приняты решения по 6 023 жалобам.  

Приказ ФСФР от 20 апреля 2005 г. № 05-17/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка» (далее - Положение о специалистах) отменил Постановление ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. № 03-47/пс «О специалистах рынка ценных бумаг» (далее - Постановление № 03-47/пс. В отличие от ранее действовавшего регулирования, Положение о специалистах распространяется также на кредитные организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг (за исключением квалификационных требований к руководителям высшего звена)3, и на организации, лишь намеревающиеся осуществлять деятельность на финансовом рынке и направившие соответствующее заявление в ФСФР. 
          Одним из важных достоинств нового Положения о специалистах является то, что, несмотря на введение аттестатов нового образца, квалификационные аттестаты, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и Федеральной службой по финансовым рынкам до вступления в силу положения и имеющие бессрочный характер, сохраняют свое действие. Положение о специалистах не накладывает на лиц, уже имеющих квалификационные аттестаты, обязанности по сдаче дополнительного экзамена или прохождению переподготовки. Именно такие требования были установлены Постановлением № 03-47/пс, отменившим действовавшее до него Постановление ФКЦБ от 5 июля 2002 г. № 27/пс <О системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг