Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала исследовать практику регулирования брокерской и дилерской деятельности и дать рекомендации по ее дальнейшему развитию.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущностные аспекты брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг;
рассмотреть основные формы регулирования профессиональной деятельности;
исследовать проблемы регулирования брокерской и дилерской деятельности на современном этапе;
провести анализ регулирования профессиональной деятельности;
привести рекомендации по решению проблем регулирования брокерской и дилерской деятельности.

Содержание работы

Введение 5
1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг 8
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 16
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе 23
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам 29
2.2Анализ организации деятельности саморегулируемых
организаций 47
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг 62
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности 69
Заключение 73
Список использованных источников 75

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 161.30 Кб (Скачать файл)

Положительным нововведением является то, что четко описаны функции  специалистов применительно ко всем видам деятельности, осуществляемым на финансовом рынке. Как указывалось ранее, специалистом брокерской компании является лицо, в чьи обязанности входит осуществление сделок с ценными бумагами, а также подписание отчетов клиентов. Таким образом, исходя из указанных выше формулировок, все трейдеры брокерской компании (лица, осуществляющие сделки с ценными бумагами) обязаны иметь квалификационные аттестаты, в то время как согласно ранее действовавшему положению не менее половины специалистов профессионального участника рынка ценных бумаг должны были соответствовать квалификационным требованиям. При этом положение не установило срока, в течение которого уровень квалификации специалистов - сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг - должен быть приведен в соответствие с новыми запросами, что теоретически создает угрозу привлечения к ответственности профессионального участника рынка ценных бумаг за нарушение лицензионных требований.  

Минюст РФ 21 сентября 2009г. зарегистрировал  приказ ФСФР, повышающий нормативы  достаточности собственных средств  профучастников рынка ценных бумаг. По мнению "Национальной ассоциации участников фондового рынка", повышение  нормативов приведет к снижению рентабельности и уходу с рынка региональных профучастников. Представители профучастников не разделяют опасений ассоциации, полагая, что угрозы для рынка  нет, и это решение не скажется на клиентах.  Приказ ФСФР, повышающий нормативы достаточности собственных  средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, в частности, увеличивает норматив достаточности  собственных средств для дилерской  и брокерской деятельности, а также для деятельности по управлению ценными бумагами с уровня 5 млн. руб. для дилерской деятельности и 10 млн. руб. для брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами до уровня 35 млн. руб. с 1 июля 2010 г, а с 1 июля 2011 г – до уровня 50 млн. руб.

Профучастники разошлись в оценках  этой инициативы регулятора. По мнению НАУФОР, данное повышение требований к собственным средствам профучастников направлено против малого бизнеса и  не соответствует подготовленной ФСФР Стратегии развития финансового  рынка. Согласно проведенному НАУФОР опросу, 158 компаний из 323, сдавших во 2-м квартале 2011г отчетность через ассоциацию, должны будут привести свои собственные средства в соответствие с новыми требованиями к средине следующего года. При этом круг операций, которые осуществляют эти 158 компаний, достаточно узок. В основном, они являются субброкерами, которые не дают маржинальных "плечей" и не хранят активы клиентов. Средний штат этих компаний – семь человек. При этом около 40 проц компаний обслуживают менее 10 клиентов, и более половины – клиентов одного населенного пункта.

НАУФОР отмечает, что 20 % из 158 компаний планируют прекратить свою деятельность, а еще 12 %будут искать возможности объединиться с другими  и прекратят свою деятельность, если это не получится. Скорее всего, число  компаний, которые прекратят свою деятельность больше, считает НАУФОР. Причиной этого ассоциация называет тот факт, что большая часть  региональных компаний, чье положение  сложнее, не сдает отчетность в НАУФОР. Ассоциация также полагает, что после  того как новые нормативы достаточности  собственных средств вступят  в силу, рентабельность компаний снизится примерно в 4 раза. Введение новых нормативов не усилит, а наоборот ухудшит положение  компаний, особенно с учетом отсутствия в настоящее время ресурсов на капитализацию, полагает НАУФОР.

 

2.2.Анализ организации  деятельности саморегулируемых  организации

 

       Помимо федерального и регионального уровней регулирования рынка ценных бумаг, важным элементом системы регулирования являются саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО). Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФСФР, нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику. В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев - в контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, расположенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является СРО. В соответствии со ст. 48 Закона саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Порядок осуществления деятельности и правовое положение саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг определен также в Положении о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденном постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 года N 24, где говорится, что “саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг является основанная на членстве некоммерческая организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг”, которая признается ФКЦБ. В соответствии с Положением ФКЦБ России предоставляет саморегулируемым организациям достаточно широкие регулятивные полномочия, оставляя за собой право контролировать их деятельность в части реализации указанных полномочий и требовать корректировки их деятельности в случае отклонения от заданных параметров. В Положении также определено, что целями деятельности саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:

  • развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;
  • повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

 Саморегулируемая организация  обязана:

  • выполнять требования Федеральной службы, направленные на поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Положения и иных нормативных актов Федеральной службы, нормативных актов других органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, принятых по согласованию с Федеральной службой, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;
  • осуществлять активное взаимодействие с Федеральной службой, ее региональными отделениями, другими органами, осуществляющими регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, и другими саморегулируемыми организациями в целях достижения эффективного регулирования рынка ценных бумаг и избежания двойного регулирования;
  • представлять в Федеральную комиссию отчетность, включая ежеквартальные отчеты, в соответствии с настоящим Положением и иными актами Федеральной службы;
  • исполнять обязательные для исполнения предписания Федеральной службы и своевременно направлять в Федеральную службу отчеты об их исполнении;
  • участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых Федеральной службой;
  • вести базы данных, содержащие информацию о ее членах;
  • создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами саморегулируемой организации или заключать соответствующие договоры с постоянно действующими третейскими судами;
  • неукоснительно выполнять требования, содержащиеся в уставе и внутренних документах саморегулируемой организации.

 Саморегулируемая организация  вправе требовать от своих  членов представления отчетности  и информации, необходимой саморегулируемой  организации для выполнения ее  функций. Полученная таким образом  информация не подлежит разглашению  и передаче другим организациям, а также государственным органам  исполнительной власти, за исключением  случаев, установленных законодательством  Российской Федерации. Саморегулируемая  организация для реализации своих  полномочий на территории субъектов  Российской Федерации вправе  по согласованию с Федеральной  службой создавать свои филиалы  и представительства. Саморегулируемая  организация осуществляет контроль  за деятельностью своих филиалов  и представительств и несет  ответственность за их деятельность.

 Саморегулируемая организация  обязана иметь в своем штате  количество сотрудников, достаточное  для реализации предоставленных  ей полномочий, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о ценных бумагах, нормативными  актами Федеральной службы и  настоящим Положением. В штат  саморегулируемой организации не  могут быть включены лица, одновременно  являющиеся руководителями или  сотрудниками членов саморегулируемой  организации или иных профессиональных  участников рынка ценных бумаг.

С лета 2002 года ФКЦБ вместо лицензии стала выдавать разрешение на осуществление  деятельности саморегулируемой организации, при этом ранее выданные лицензии приравнивались к разрешениям. Отказ  ФКЦБ в выдаче разрешения получила только одна СРО - НАУФОР. Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную службу данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений. Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.

Особое внимание нужно  уделить контрольной деятельности организаций саморегулирования  на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 7.3.10 Положения организация  саморегулирования применяет к  нарушителям правил и стандартов профессиональной деятельности штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Федеральной комиссии, Федеральной службы,  своим уставом  и внутренними документами. Таким образом, саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг официально делегированы полномочия по наложению санкций, предусмотренных российским законодательством. Четко вырисовывается многоуровневая система контроля на рынке: Федеральная комиссия - саморегулируемая организация - профессиональный участник (сотрудник-контролер в штате последнего). При этом важно подчеркнуть, что СРО осуществляют контроль за исполнением не только своих внутренних документов, но и требований федерального законодательства о ценных бумагах, нормативных актов ФКЦБ  и нормативных актов ФСФР. Такая система контроля является достаточно эффективной, поскольку позволяет снизить расходы государственных органов по сбору и обработке информации о субъектах рынка, а также проводить единую государственную политику в данной сфере. В Положении о СРО для саморегулируемых организаций определены следующие важные направления контроля:

- за соблюдением требований  законодательства РФ, нормативных  актов ФСФР России, своих учредительных  и внутренних документов;

- за соблюдением членами  СРО финансовых, организационно-технических,  специальных и иных требований, установленных Федеральной службой,  включая нормативы достаточности  их собственных средств;

- за наличием квалификационных  аттестатов у руководителей и  специалистов членов саморегулируемой  организации;

- за участием своих  членов в специальных гарантийных  и страховых фондах, создаваемых  в целях компенсации рисков, связанных  с осуществлением профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг.

Помимо деятельности своих  членов СРО должны также контролировать деятельность тех, кто подал заявление  на вступление в СРО (предварительный  контроль). Однако в отношении второй категории профессионалов в случае нарушения ими законодательства организация может применить лишь одну санкцию - отказать в принятии в свои члены. Для повышения эффективности системы контроля в рамках саморегулирования организации обязаны создавать следующие внутренние подразделения (органы), действующие на постоянной основе:

- службу мониторинга и  контроля за деятельностью своих  членов;

- дисциплинарный комитет.

Основные обязанности  первого из них - проведение проверок деятельности членов СРО (как плановых, так и внеплановых), сбор и анализ информации о членах СРО, в том  числе и на основе поступающей  от них регулярной отчетности. В  соответствии со ст.50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" СРО  обязаны установить процедуры проведения проверок соблюдения членами организации  установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов. Дисциплинарный комитет должен рассматривать дела о нарушениях членов СРО и в случае обнаружения такого факта применять к ним санкции, установленные внутренними документами СРО (например, дисциплинарным кодексом СРО). По результатам проведенных проверок дисциплинарный комитет вправе применять к нарушителям следующие санкции:

- письменное предложение  члену СРО устранить допущенные  нарушения с опубликованием информации  об этом или без опубликования;

- наложение штрафа на  члена СРО или его руководителей  и специалистов;

- направление представления  в ФСФР России о приостановлении  действия или аннулировании лицензии  на право осуществления профессиональной  деятельности;

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг