Роль бюджета государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение роли бюджета государства в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………….……………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства...…...……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства..……………………………6
1.2. Функции бюджета…………………………………... …………………………9
2. Роль бюджета государства в национальной экономике.....……...…………....24
2.1. Значение бюджета в экономических, политических и
социальных направлениях развития общества……………………………...24
2.2. Основные проблемы функционирования бюджета государства……… …..27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ…...….……………………31
3.1. Предложения по развитию бюджетных отношений в РФ ………………….31
3.2. Направления совершенствования бюджетных отношений…………………32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Файлы: 1 файл

№16 Наименование темы Роль бюджета государства в РФ.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать файл)

       35. Опять  авансы, опять долги (интервью  с Н.П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 1997

 

36. Павлова Л. «Источники  финансирования бюджетного дефицита»,  «Экономист» №1, 1998

       37. Павлова  Л. Бюджетное финансирование и  проблема государственного долга // Экономист, № 4, 1996

       38. Пансков  В. Налоги и налоговая политика-99 // Российский экономический журнал. 1999. № 1.

       39. Первое  полугодие 1996 года. Кризис, которого  никто не заметил // Коммерсант. 1996. № 21 (от 11 июня).

       40. Петров  В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые  механизмы экономического роста  // Финансы, 1997, № 11.

       41. Петров  В.А. Основные направления бюджетной  политики до 2001 года // Финансы, 1998, №  5.

       42. Петров  Ю., Афонина С. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс // Российский экономический журнал. 1996. № 5-6.

       43. Подколзина  И.А. Кредитно-денежная и бюджетная  политика в Европе. http://www.fiper.ru

       44. Подпорина  И. Современные проблемы бюджетного  регулирования // Экономист, № 7, 1998.

       45. Покой  должнику может только сниться  // Экономика и жизнь. 1996. № 40 (октябрь).

       46. Послание  вдумчивым избирателям. Президент  о бюджете // Коммерсант.1996. № 22 (от 18 июня).

       47. Прогнозные  ориентиры на 1999 год и на период до 2001 года», «Экономист» №3, 1998

       48. Пронина  Л.И. О местных финансах в  проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 1998, № 6.

       49. Пыхова  И.А. К решению проблем межбюджетных  отношений на территории // Финансы, 1998, № 6.

       50. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. Сокращенный вариант доклада, подготовленного экспертами и консультантами Всемирного банка / Под общ. ред. Кристин Валлих. М. 1993.

       51. Россия  на пути к 2000 году (Доклад экспертного  института) // Вопросы экономики. 1996. № 2.

       52. Санина  М.А. Налоговую систему России  необходимо совершенствовать // Финансы. 1996. № 7.

       53. Социально-экономическое  положение России - М., Госкомстат, 1997

       54. Сумароков  В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1996

       55. Улюкаев  А. Государственные финансы и  региональное развитие // Вопросы  экономики, 1998, № 3.

       56. Финансовая  стабилизация в России. М.: «Прогресс-  Академия», 1998 год

       57. Финансы.  Денежное обращение. Кредит: Учебник  для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П.  Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

       58. Финансы.  Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995

       59. Финансы:  Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева  и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

       60. Хурсевич  С. Н. Бюджетный федерализм  и бюджетный дефицит // Финансы,  № 4,1996

       61. Хурсевич С. Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, №№ 5,6.

       62.http://www.fiper.ruсайт  Фонда информационной поддержки  экономических реформ, электронный  справочник «Социально-экономические  проблемы России».

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы  позволяют сделать вывод о  том, что на современном этапе  бюджетная система нуждается  в реформировании прежде всего нормативно-правовой базы. В курсовой работе в первую очередь предпочла необходимым рассмотреть материалы, касающиеся основных понятий государственного бюджета и бюджетной системы, а также его экономической сущности. И основные направления поступлений и расходования бюджетных средств.

Итак, Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы - бюджетное устройство страны.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

С экономической точки  зрения понятие государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как триединое понятие - как денежные отношения, как экономическая форма существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая категория.

Основными функциями  бюджета являются перераспределение  национального дохода, финансовое обеспечение  социальной политики, государственное  регулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Под доходами бюджета  понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

Основными методами перераспределения  национального дохода в пользу государства  являются налогообложение, государственные  займы, денежная эмиссия.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Итак, на сегодняшний  день для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд  важных механизмов, в том числе  и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться стабильность и процветание в России.

Одной из важных составных  принципов бюджета является его  сбалансированность бюджета по всем 3 уровням.

В настоящие время  полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо понять и осмыслить роль бюджета как инструмента государственного регулирования экономики страны в целом. Для этого нужно проанализировать основные методы и инструменты государственного регулирования, что мы и сделали в второй части данной работы.

Во второй части дипломной  работы была рассмотрена роль государственного бюджета как инструмента государственного регулирования экономики, его основные методы и задачи, а также проведена сравнительная характеристика государственного регулирования США и России, в области регулирования дефицита бюджета и сделаны соответствующие выводы.

Следует отметить, что  государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели.

В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Так, например, в США в 2001 году дефицит  бюджета составлял 203 млрд. долл. А  государственный долг был равен 4,6 трлн дол. На начало 2004 года государственный долг составил 6,8 трлн. долл. Но следует отметить разницу между государственным долгом Российской Федерации и государственным долгом США.

В США – это, в основном, внутренний долг, и только 14% государственных долговых обязательств составляют внешний долг. В Российской Федерации, это, в основном, внешний долг. Если на 1 января 2004 года государственный внешний долг будет составлять 157 млрд. долл., согласно статье 91 проекта федерального бюджета на 2004 год. А внутренний долг, согласно статье 80, – 575,7 млрд. рублей, что в переводе по прогнозируемому курсу в 30 рублей за доллар, составляет 19,19 млрд. долл. Следовательно, общий государственный долг будет составлять 157,00 + 19,19 = 176,19 млрд. долл. А внешний долг Российской Федерации будет составлять 89 % государственного долга.

Проект бюджета на 2005 год предлагается бездефицитным, хотя ликвидация дефицита достигнута частично за счет заведомого занижения  части процентных платежей по долговым обязательствам правительства, приостановлением действия законодательных актов в связи с тем, федеральным бюджетам не предусмотрены средства на их реализацию.

В заключительной части  дипломной работы были исследованы  основные проблемы государственного бюджета Российской Федерации и даны предложения по их урегулированию.

Итак, Проанализировав  результаты исполнения бюджета за 2004 год можно сказать, что на сегодняшний  день существует еще много недостатков  в формировании доходной и расходной  части бюджета, главной проблемой является дефицит бюджета.

Рассмотрев проблемы были даны основные рекомендации по эффективному формированию доходных и расходных  частей Российского бюджета. А также  были рассмотрены основные перспективы  развития государственного бюджета  на наступивший 2005 год и даны прогнозы социально-экономического развития. Предполагается, что бюджет 2005 г. станет бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было. Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2005 г. Его успешное выполнение — залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

В заключении следует  отметить, что в целом государство  идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно.

А значит, политика в плане  бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направлении. Но это  только начало реформ, много задач  и проблем предстоит еще решить.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации с комментариями конституционного  суда РФ. Издательство «Инфра-М», 2003г. с.200.

2. Бюджетный кодекс  Российской Федерации с изменениями  и дополнениями на 15 апреля 2003г.  Серия «Библиотека Российского  Законодательства». Издательство «Омега –Л» 172с.

3. Федеральный закон  «О бюджетной классификации Российской  Федерации» от 15 августа 1996 года  № 115-ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 05.08.2000 N 115-ФЗ, от 08.08.2001 N 127-ФЗ, от 07.05.2002 N 51-ФЗ).

4. Федеральный закон от 7.07.2003 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»» и Федеральный закон от 11.11. 2003 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

5. Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

6. Указ Президента  Российской Федерации «О мерах  по укреплению финансовой дисциплины  и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 года № 554.

7. Бюджетное послание  Президента РФ Федеральному Собранию  РФ «О бюджетной политике на 2004 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 апреля 2004, с.3.

8. Концепция совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1998–2001 гг. и Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г.

9. Вахрин П.И. Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник. - Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2002.456с.

10. Годин А.М., Подпорина  И.В. Бюджет и бюджетная система  Российской Федерации: учебное  пособие. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2002.318с.

11. Финансы: Учебник  для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А.  Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.

12. Журавлев В.В., Савруков  Н.Т. «Государственный бюджет : Конспект  лекций», 2003г. с.196.

13. Ефимова Е.Г. Экономика  для юристов: Учебник .- М.: Флинта, 2002.с. 318.

14. Бюджетная система  России: Учебник для вузов / Под  ред. проф. Г.Б. Поляка .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.247с.

15. Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник  для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2003.318с.

16. Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник  / Под ред. М.В. Романовского, О.В.  Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.218с.

17. Комментарий к Бюджетному  кодексу Российской Федерации  / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ