Роль бюджета государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение роли бюджета государства в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………….……………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства...…...……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства..……………………………6
1.2. Функции бюджета…………………………………... …………………………9
2. Роль бюджета государства в национальной экономике.....……...…………....24
2.1. Значение бюджета в экономических, политических и
социальных направлениях развития общества……………………………...24
2.2. Основные проблемы функционирования бюджета государства……… …..27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ…...….……………………31
3.1. Предложения по развитию бюджетных отношений в РФ ………………….31
3.2. Направления совершенствования бюджетных отношений…………………32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Файлы: 1 файл

№16 Наименование темы Роль бюджета государства в РФ.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать файл)

18. Сорокина Т.В. «Государственный  бюджет».Издательство «Инфра–М», 2004г.289с.

19. Кучеренко В. Бюджет 2004: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 марта 2004, с.2.

20. Мау В. Экономическая  политика России: в начале новой  фазы // Вопросы экономики, 2003. - №3. –  с.4-23.

21. Еженедельный Аналитический  Обзор. РЭО Вестник. Исполнение  бюджета России в 2004 г. №  157.от 05.03.2005г.

22. Центр Макроэкономического Анализа и Краткосрочного прогнозирования. О проекте федерального бюджета на 2004 г.

23. Пресс-релиза к заседанию  Правительства Российской Федерации  от 24 февраля 2005 г. Об итогах  социально-экономического развития  Российской Федерации за 2004 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 год.

24. www.budgetrf.ru

25. www.rbc.ru

26. www.minfin.ru

 

 

 

 

 

 

Анализ сценарных условий  социально-экономического развития РФ в 2005-2007 гг.

  25 марта т.г. на заседании Правительства РФ были рассмотрены и взяты за основу при составлении параметров соответствующего прогноза “Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 г. и на период до 2007 г., и параметры прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2005 г.”. Кроме того, были подведены итоги экономического развития России за 2000-2003 гг. На рисунках 1,2 представлена динамика основных показателей экономического развития РФ за данный период.

 

 

 

Источник: Минэкономразвития РФ 

  Как видно из  рисунка, на протяжении 2000-2002 гг. темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал,  а также производительности труда  сокращались, однако в 2003 г.  снова начали расти. В то  же время наблюдалось снижение темпов роста цен в течение всего рассматриваемого периода. Основной причиной ускорения экономического развития считается высокий внешний спрос на товары российского экспорта в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Так, согласно расчетам Минэкономразвития, из 7,5% роста ВВП в 2003 г. около 2 процентных пункта обусловлено превышением среднегодовой цены ($27,3 за баррель) на нефть марки “Urals” уровня в $18,5 за баррель. При этом основная часть – примерно 4,6 процентных пункта определяется внутренними факторами (рост инвестиций в основной капитал, доходов населения), оставшиеся 0,6 процентных пункта относятся к “эффекту базы 2002 г.”.

 

 

Источник: Минэкономразвития  РФ 

 

Представление номинального ВВП в долларовом выражении не совсем четко отражает складывающуюся ситуацию, прежде всего, благодаря волатильности курса американской валюты в последние годы, тем не менее, экономический подъем налицо. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура последних лет стала причиной роста экспорта сначала в 2000 г., (почти на 40%), а затем после коррекции 2001 г.(-3%) в 2002 г. (на 5,3%) и 2003 г. (на 26,2%). Темпы роста импорта в период 2000-2002 гг. находились на уровне 13,5% – 20% в год, а в 2003 г. составили 27,3%. Увеличение импорта также связано с притоком иностранной валюты в Россию и последующего реального укрепления рубля. Относительно последнего хотелось бы отметить, что укрепление российской валюты относительно доллара США происходило на протяжении всего рассматриваемого периода, однако в 2003 г. наблюдались самые высокие темпы.

  Составленные МЭРТ  сценарные условия развития страны  на среднесрочную перспективу  предусматривают разделение воздействующих  факторов на внешние и внутренние, при этом относительно каждой  группы разрабатывается два сценария: умеренно-консервативный и благоприятный. Значения социально-экономических показателей в контексте данных сценариев представлены в нижеследующей таблице. 

 

Таблица 1. Значение основных показателей социально-экономического развития экономики РФ на среднесрочный период.

 

 

Источник: Минэкономразвития  РФ 

 

 

Итак, согласно докладу  Минэкономразвития, в случае реализации умеренно-консервативного сценария развития, мировой экономический  рост в 2003 г. составит 2,8%, обменный курс доллара к евро снизится к 2007 г. до 1,12, а цены на нефть в ближайшие три года будет колебаться около 20 долл./бар. Одновременно ежегодное реальное укрепление рубля не превысит 3%, иностранные инвестиции к 2010 г. достигнут $11,3 млрд., а энергоемкость ВВП России снизится на 26%.

  При благоприятном  развитии ситуации рост мировой  экономики на уровне 3,8%-4,4% во многом  станет причиной сохранения цен  на нефть на уровне 24 долл./бар., при этом реальное укрепление  рубля с 2005 г. составит около  5%. Прямые иностранные инвестиции вырастут до $20 млрд. в год, а энергоемкость ВВП снизится на 28%.

  В докладе также  отмечается, что при относительно  низких ценах на нефть в  структуре экспорта будет расти  доля перерабатывающего сектора,  в частности, машин и оборудования. При более благоприятной конъюнктуре продолжится рост доли энергетического сектора, но удельный вес машин и оборудования также будет увеличиваться.

  Кроме того, прогнозируется  снижение доли скрываемой части  заработной платы в общем фонде  оплаты труда на уровне 2 процентных пункта в год и рост реальных располагаемых доходов населения к 2007 г. по сравнению с 2003 г. на 36%-42%.

  Отдельное внимание  уделено ситуации с ценами  и тарифами в естественных  монополиях. МЭРТ предлагает осуществлять  прогноз параметров регулируемых  цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на трехлетний период с разбивкой по годам, что должно служить ориентиром для субъектов монополий в планировании развития производства и инвестиций. В отношении электроэнергетики и железнодорожных перевозок установлено, что прирост цен не должен превышать установленных параметров инфляции. В газовой сфере Минэкономразвития предложило установить следующие пределы повышения цен: 20% в 2005 г., 11% в 2006 г. и 8% в 2007 г. К тому же в целях сокращения перекрестного субсидирования с начала 2005 г. количество ценовых поясов будет увеличено с 7 до 11.

  Вывод: Сценарные  условия социально-экономического  развития России строятся, прежде  всего, исходя из зависимости  экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры, что в целом верно. В этом отношении вполне оправдано составление только умеренного и благоприятного сценариев, поскольку угроза обвала цен на сырьевых рынках в среднесрочной перспективе отсутствует.

  Одним из негативных  моментов в докладе, по нашему  мнению, является отсутствие вариантности при определении параметров инфляции на среднесрочную перспективу. Очевидно, что при реализации благоприятного варианта развития приток иностранной валюты в страну продолжит тенденцию укрепления рубля и Банку России, для того чтобы сдержать падение доллара, в разумных пределах придется увеличивать денежную массу, что усилит инфляционное напряжение.

  Необходимо отметить, что в структуре экспорта как  при умеренном, так и при  благоприятном сценарии прогнозируется  рост доли машиностроения и оборудования.

  Интересным нам  представляется определение направлений  налогового реформирования, которое  должно идти двумя путями. С  одной стороны, повышение инвестиционной  привлекательности несырьевых отраслей  экономики, а с другой –  выравнивание нормы отдачи на капитал путем перераспределения фискальной нагрузки. Однако отказ от дифференциации НДПИ в зависимости от качества месторождения и намерение повысить расчетный курс доллара при определении суммы налога не отвечает требованиям перераспределения и оптимизации налоговой нагрузки.

  Предлагаемые меры  по снижению ЕСН действительно  могут привести к серьезному  расширению фонда оплаты труда,  однако эффект от реализации  этой меры должен коснуться  всех предприятий, таким образом  перераспределения налоговой нагрузки также не происходит. То есть непонятно, что именно планируется предпринять в налоговой системе для стимулирования инвестиционной привлекательности, с учетом выпадения определенных доходов в связи с уже принятыми решениями.

  Прогноз параметров регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на основе трехгодичного планирования является скромным продвижением вперед по направлению к цивилизованному установлению цен. Это в определенной степени должно облегчить хозяйственное планирование субъектов монополий.

 

 

 

 

 

Интервью 

 

Доходы бюджета РФ снизились | 11 декабря, 2008  

Вчера Минфин РФ опубликовал  предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2008 года. Согласно опубликованным данным, в январе—ноябре 2008 года доходы федерального бюджета составили 8,66 трлн руб., или 97% от годового плана, расходы — 6,18 трлн, или 80% от запланированных. Но при этом поступления в казну за последний месяц снизились. Так, поступления от ФНС снизились с 437 млрд руб. в октябре до 204 млрд руб в ноябре, ФТС тоже собрали меньшую сумму – 347 млрд руб. в ноябре против 470 млрд руб. в октябре. Также снизились доходы бюджета за последний месяц из других источников.

 

 

 

 

 

Начальник аналитического отдела, Департамент финансовых рынков ИК "Грандис Капитал"

Денис Барабанов

Дефицит федерального бюджета  России в ноябре составил 298,76 млрд. руб., или 7,1% ВВП за месяц. В ноябре 2007 г. дефицит составил 268,75 млрд. руб., однако тогда он был связан с выделением больших средств в уставные фонды госкорпораций. Нынешняя причина – замедление экономики. Компании платят меньше налогов (сбор налогов сократился в ноябре в 2 раза по сравнению с октябрем), поэтому мы думаем, что статистика за декабрь будет еще хуже. Правда, в нынешних условиях иного было трудно ожидать.

 

На 2008 год бюджет будет  исполнен в полном объеме, для этого  есть все возможности, так как  по итогам года бюджет будет профицитным.

 

Что касается бюджета-2009, то здесь вопрос сложный. Здесь многое зависит от цен на нефть, от параметров бюджета (будет ли корректировка базового прогноза по цене на нефть).

 

Опять же при дефиците бюджета необязательно проводить  секвестирование, расходы можно  будет покрыть за счет других источников. Мы не думаем, что какие-то статьи будут сокращать в 2009 году. В дальнейшем, если нефть останется на уровнях ниже 50 долл. (что маловероятно), то придется урезать некоторые статьи расходов (например, это может коснуться повышение зарплат бюджетникам и т.п.).

 

 

 

 

Главный экономист УК «Финам Менеджмент»

Александр Осин  

Как Вы считаете, из-за чего доходы бюджета РФ за последний месяц  снизились?

 

Это результат кредитного шока сентября – октября т.г., в  результате которого ставки по рублевым облигациям выросли в среднем  до 20-30% и в результате российские компании практически потеряли возможность рефинансировать свою деятельность на внутреннем рынке. Внешние займы при этом были и в относительно спокойные времена весьма затруднительны для мелких и средних российских компаний.

 

Кроме того на показатели Бюджета повлияли финансируемые государством антикризисные меры. Последний раз бюджет РФ был исправлен 26 ноября 2008 г. Новые поправки предусматривают применение двух новых видов госгарантий на общую сумму 300 млрд. руб.

 

Будет ли эта тенденция  развиваться в дальнейшем?

 

В целом, антикризисные  расходы ЦБ и Минфина на поддержку  экономики сейчас превысили 6 трлн. руб., или 13% ВВП России. В результате Минфин в своих документах отмечает возможность появления дефицита бюджета на сумму 30 млрд. руб. уже  в 2009 г. и отмечает возможность общего бюджетного дефицита РФ на ближайшие три года в размере 187,5 млрд. руб. Дефицит будет замещаться на внутреннем рынке, а также, по всей видимости, потребуется использование средств резервных фондов.

 

Будет ли бюджет 2008 года исполнен в полном объеме?

 

По-видимому, да.

 

Каков Ваш прогноз  на выполнение бюджета в 2009 году? Что  говорит в пользу исполнения бюджета  в 2009 году в полном объеме, и какие  потенциальные риски могут сделать  бюджет дефицитным? Что стоит предпринимать  руководству страны для сохранения бюджета в запланированных объемах?

 

При средних ценах  на нефть выше $60 за баррель бюджета  РФ оценивается как бездефицитный  или практически бездефицитный. Учитывая, в том числе, текущую  политику ОРЕС, общую ситуацию на финансовых рынках я считаю, что такой средний уровень нефтяных цен в следующем году возможен. С другой стороны, расходы государства на макроэкономическое стимулирование в следующем году увеличат расходы бюджета на несколько сотен миллиардов рублей.

 

Для наиболее скорого преодоления фазы бюджетных рисков в данной связи государственным органам необходимо, на мой взгляд, активизировать практику непосредственного контроля ЦБР за использованием господдержки коммерческими банками; расширить список корпоративных облигаций, принимаемых в залог Банком России. Кроме того, разрушению «тромбов» российской экономико-кредитной системы сейчас способствовало бы наметившиеся в корпоративном секторе России тенденции консолидации капитала и реструктуризации долговой нагрузки.

 

Если возникнет угроза дефицита бюджета, то какие статьи расходов будут сокращены в первую очередь?

 

Сейчас расходы, связанные  с социальной сферой, по крайней  мере, региональные бюджеты, сокращают  в последнюю очередь. Расчет здесь  делается, на мой взгляд, на сравнительно скорую стабилизацию ситуации в российской, мировой экономике. Возможно, такая тенденция в следующем году сохранится. При этом сокращению подвергнется финансирование определенных инвестиционных проектов.

 

 

 

Профессор кафедры фондового  рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ

Александр Абрамов  Александр Абрамов

Как Вы считаете, из-за чего доходы бюджета РФ за последний месяц  снизились?

Будет ли эта тенденция  развиваться в дальнейшем? Будет  ли бюджет 2008 года

исполнен в полном объеме?

 

Снижение поступлений налога на прибыль может быть вызвано рядом причин. У предприятий упали продажи, происходит затоваривание готовой продукции. Нет факта реализации, нет и прибыли.

 

Вторая причина –  нет денежных средств, чтобы оплатить налоги. Не нужно забывать и о  налоговых инициативах премьер-министра, который обещал снизить налог на прибыль задним числом. Видимо, это тоже исполнено.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ