Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;
- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;
- наметить пути совершенствования местных бюджетов.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Однако тут нет противопоставления государственной и местной власти, все органы власти получают полномочия от народа. Органы государственной власти не могут вмешиваться в вопросы, которые законодательно закреплены за органами местного самоуправления [Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 464 с., с.87].
В то же время государственная власть осуществляет нормативное правовое регулирование местного самоуправления, в том числе контроль в случае выделения средств из вышестоящих бюджетов. На всей территории России обязательно исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Местное самоуправление получает от государства юридические, экономические и социально-политические гарантии: защиту прав, владение имуществом, разделение полномочий и т.д. [Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 464 с., с.88]
К основным признакам муниципального образования относятся:
общность территории;
наличие муниципальной собственности и местного бюджета;
наличие органов управления [Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 464 с., с.12].
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения.
Двухуровневая модель организации местной власти позволяет обеспечить решение конкретных вопросов местного самоуправления соответствующего уровня в увязке с кадровым и организационным его потенциалом и выстроить оптимальную систему взаимодействия органов местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти.
Кроме того, на базе крупных городов создан третий тип муниципальных образований — городской округ. За городскими округами закрепляются функции и поселения, и муниципального района.
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделить финансы муниципальных районов, финансы городских округов, финансы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, финансы поселений (городских и сельских).
Местные финансы играют важную экономическую, политическую и социальную роль и выполняют несколько основных функций, таких как распределение, регулирование и контроль.
Распределительная функция местных финансов призвана способствовать организации и развитию сбалансированного и эффективного производства в муниципальном образовании в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан. При посредстве муниципальных финансов происходит распределение части совокупного общественного продукта и национального дохода.
В условиях рыночной экономики ведущей становится регулирующая роль финансов. Грамотное направление финансовых средств в различные отрасли хозяйства в муниципальном образовании, кредиты и муниципальные займы, налоговые льготы и налоговые ставки, размещение муниципального заказа (использование местных финансов) позволяют не только стимулировать развитие отраслей, но и изменять структуру производства и потребления в муниципальном образовании.
При посредстве муниципальных финансов происходит контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в сфере компетенции местного самоуправления [http://cmo.khabkrai.ru - Правовое регулирование финансовых основ местного самоуправления / 25 августа 2010г. / Савранская О.Л., действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса].
Таким образом, местные финансы – важный рычаг регулирования социально-экономического развития муниципального образования с широкими возможностями воздействия на него. Активное использование регулирующей роли финансов, а также их контрольной функции – необходимые условия развития рыночной экономики.
Финансовые отношения всегда имеют правовую форму. Поэтому изучение правового регулирования муниципальных финансов – основа грамотной финансовой деятельности органов местного самоуправления.
Финансовая политика государства, регионов и муниципальных образований выступает как комплекс мер по использованию финансовых отношений и финансовой системы для решения социально-экономических задач развития общества. Она должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение финансовыми ресурсами роста качества жизни на основе использования инновационно-инвестиционного типа экономического развития [Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с., с.35].
Финансово-экономические основы служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов
Местные финансы включают муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды местных органов власти, муниципальный кредит и финансы муниципальных унитарных предприятий (см. рис.2) [http://www.finansi-credit.ru — Финансы / Государственные и муниципальные финансы].
Центральное место в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [Конституция РФ, гл.8, ст.130].
Местные органы власти обладают правом образовывать внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающей в местные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления могут формироваться за счет следующих источников:
– добровольных взносов юридических и физических лиц;
– доходов от аукционов;
– доходов от местных займов;
– доходов от продажи объектов городской, районной муниципальной собственности, доходов от продажи населению квартир и домов относящихся к муниципальной собственности;
– штрафов за загрязнение окружающей среды, установленных местными органами власти, в зависимости от нанесенного ущерба, предприятиями всех форм собственности и др.
Создание местных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует:
– концентрации средств предприятий на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
– усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
– укреплению местных финансов;
– более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов регионов и т.п.
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей местные власти формируют дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств, главным способом получения которых является муниципальный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов местной власти и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения муниципальных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.
Муниципальный кредит — это кредит, в котором муниципальное образование является кредитором или заемщиком.
Целями муниципального кредитования могут выступать:
• финансирование бюджетного дефицита,
• поддержка муниципальных образований,
• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками [Бюджетный Кодекс РФ, ст. 90].
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом указанные заимствования и предоставление гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования [http://www.mcfr.ru — Международный центр финансово-экономического развития / Журнал «Практика муниципального управления» / №8, 2010 / «Осуществление муниципальных заимствований»].
Договор муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы имущества, установленных процентов.
Заимствования средств бюджетом приводит к формированию муниципального долга, т.е. к накоплению муниципальным образованием задолженности, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.
Финансы муниципального унитарного предприятия — денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли муниципального унитарного предприятия.
Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются органы местного самоуправления: порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются органами местного самоуправления; имущество унитарного предприятия находится в собственности муниципальных органов, является неделимым, не может быть распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью муниципалитетов и поступают в хозяйственное ведение предприятия [http://www.rusconsult.ru - «Русконсалт» / Глоссарий / Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия].
Правовое положение муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяется Федеральным законом №161-ФЗ от 14 ноября 2002г. «О государственных муниципальных унитарных предприятиях».
- Унитарное предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или товариществ или иным способом им распоряжаться только с согласия муниципального органа по управлению государственным имуществом;
- Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества; источниками формирования имущества унитарного предприятия являются: имущество, переданное предприятию по решению местных органов исполнительной власти по управлению муниципальным имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета;
- Унитарные предприятия самостоятельно реализуют производимую ими продукцию и используют чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, обязаны использовать бюджетные средства по целевому назначению;
- Унитарные предприятия имеют право образовывать за счет чистой прибыли: социальный фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия;
- Права унитарного предприятия по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другие ограничены в области производства продукции, установления цен на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др. [http://www.rusconsult.ru - «Русконсалт» / Глоссарий / Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия].
В России в состав муниципальных финансов включаются финансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов.
Состав местных финансов представлен на рис. 3.
Рис. 3. Состав местных финансов.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации