Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;
- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;
- наметить пути совершенствования местных бюджетов.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Несмотря на тенденцию к росту (2009-2010гг.), значения данного коэффициента свидетельствуют о довольно высокой зависимости местного бюджета от различного рода безвозмездных поступлений.
При недостатке доходов расходы покрываются дотациями и субвенциями по решению представительного органа следующего уровня. Такая зависимость местных бюджетов от вышестоящих органов подрывает принцип самостоятельности органов местного самоуправления в финансовой сфере.
Проанализировать значение финансовой помощи можно, рассмотрев динамику основных статей бюджета муниципального образования в разрезе безвозмездных перечислений (таблица 5)
Таблица 5
Динамика поступления доходов
в бюджет города , млн. руб.
Год | Поступило доходов | |||
| в том числе: безвозмездные перечисления | Доля безвозмездных перечислений в структуре доходов, % | ||
|
| из них: субвенции | ||
2005 | 2648,9 | 1272,3 | 689,8 | 48,0 |
2006 | 3214,0 | 1345,3 | 939,0 | 41,9 |
2007 | 4103,7 | 1374,2 | 568,5 | 33,5 |
2008 | 4213,9 | 867,8 | 620,6 | 20,6 |
2009 | 4636,7 | 1901,0 | 656,2 | 41,0 |
Как видно из таблицы, доля безвозмездных перечислений из вышестоящих органов значительна (лишь в 2008 году этот показатель составлял чуть больше 20%).
Например, безвозмездные поступления (субвенции, субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты) в бюджет города в 2009 году составили 1901,1 млн. рублей (их удельный вес составил 41% от суммы поступлений в бюджет города и в сравнении с 2008 годом увеличился более чем в два раза, на 20,4%), в том числе:
1. Субвенции – 656,2 млн. рублей (34,5% от общего объема безвозмездных поступлений).
2. Субсидии – 1188,8 млн. рублей (62,5% от общего объема безвозмездных поступлений);
3. Иные межбюджетные трансферты – 16,5 млн. рублей (0,9% от общего объема безвозмездных поступлений);
4. Дотации – 39,5 млн. рублей (2,1% от общего объема безвозмездных поступлений).
Уточненный годовой план по безвозмездным поступлениям в 2009 году исполнен на 98,3% .
При этом расходы, осуществляемые за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета, исполнены в объеме 1695,9 млн. рублей, что составляет 87,5% к уточненному годовому плану (1938,9 млн. руб.)
Расходы бюджета города на обеспечение государственных полномочий области составили 1,6 млн. рублей, в том числе:
- по организации деятельности административных комиссий - 0,6 млн. рублей,
- по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству - 1,0 млн. рублей.
Вместе с тем, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов
Таким образом, в центре внимания была и остаётся проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены. В результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями, многие полномочия были переданы вниз. Но насколько у местного самоуправления хватает средств для их реализации?
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов
В муниципальных образованиях на финансирование вопросов местного значения средств обычно недостаточно. Это требует проведения жесткого контроля обоснованности финансирования мероприятий, определения приоритетов в муниципальной деятельности и в формировании расходной части бюджета. Цели деятельности должен определить представительный орган в рамках выбранной стратегии муниципального образования. Также представительный орган обязан осуществлять определение приоритетов как при разработке стратегии и программ развития, так и при ежегодном рассмотрении документов и материалов, необходимых для формирования бюджета очередного года.
В настоящее время, финансовое обеспечение расходных обязательств местных бюджетов в основном обеспечивается за счёт финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации. Только 16% муниципальных образований, которые формировали бюджет в 2009 году, имели менее 10% в нём от межбюджетных трансфертов и дополнительных нормативов отчисления дифференцированных нормативов. Более 50% таких поступлений было в бюджетах 64% муниципальных образований. И 47% имели более 70 данных типов доходов в своих бюджетах [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №3, 2010].
В связи с этим существенную роль играет и будет играть межбюджетное выравнивание из региональных бюджетов. В структуре межбюджетных трансфертов на сегодняшний момент практически 50% составляет субвенция, что свидетельствует о широкой практике в субъектах Федерации передачи осуществления государственных полномочий с уровня субъекта на муниципальный уровень. Дотации и субсидии занимают примерно одинаковые проценты – 24% и 23,5%. При этом существенно вырос объём субсидий, которые предоставляются из региональных бюджетов бюджетам субъектов. Они распределяются в основном между городскими округами и муниципальными районами, поскольку основные жизненно важные и социально значимые вопросы: образование, здравоохранение, культура – сосредоточены как раз на уровне городских округов и муниципальных районов.
Что касается дотаций, то наименее дотационными являются городские округа (9%), 30% составляют дотации в бюджетах муниципальных районов, и 47-48% – дотации в бюджетах поселений. В связи с этим следует отметить, что проблемы финансового обеспечения местного самоуправления не потеряли свою актуальность и их надо решать в ближайшее время [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №3, 2010].
Важной проблемой бюджетного федерализма является поиск оптимального соотношения доходов, поступающих в местные бюджеты в виде налогов и в виде финансовой помощи.
С одной стороны, в пользу увеличения доли налоговых доходов в доходной части местных бюджетов говорит то обстоятельство, что в отличие от финансовой помощи, размер которой от местных властей не зависит, налоговые поступления зависят от размера налоговой базы на территории муниципального образования. Сторонники такого подхода в настоящее время предлагают ликвидировать регулирующие налоги и повысить роль собственных налоговых доходов в доходной базе местных бюджетов.
Органы местного самоуправления своими скудными бюджетами решать стратегические, государственные задачи (газификация, оперативное оборудование территории, в том числе и строительство дорог, освещение, связь, радио и т.д.), а также местные не способны.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что на современном этапе развития общественного и государственного устройства в Российской Федерации органы местного самоуправления, несмотря на наличие ряда проблем и противоречий, объективно сохранили основополагающую составляющую своего статуса – невхождение в систему органов государственной власти и как следствие самостоятельность в решении вопросов местного значения и осуществлении собственных полномочий [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №8, 2009].
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления
Решение вопросов совершенствования организации муниципального управления в своей основе должно ориентироваться на формирование научно обоснованной стратегии социально-экономического развития муниципального образования и представлять собой комплексную стратегическую программу, реализация которой обеспечит получение наибольшего экономического эффекта при использовании механизмов муниципального управления.
Основными составляющими структуры механизма муниципального управления являются экономические, организационно-правовые, политические, социальные и информационные механизмы. Все они должны быть ориентированы на увеличение самостоятельности местных бюджетов и обеспечение стабильного роста собственных доходов муниципальных образований [http://www.naukom.ru — Издательский дом «Науком» / Направления совершенствования механизмов муниципального управления в условиях современной экономики].
Учитывая изложенные выше проблемы развития, можно обозначить следующие основные направления возможного совершенствования системы местного самоуправления:
1) Первое направление – совершенствование экономических механизмов муниципального управления. Данное направление включает в себя целый ряд задач, в первую очередь, оптимизация налоговой и бюджетной политики.
Следующее направление совершенствования экономических механизмов муниципального управления состоит в достижении финансовой самодостаточности муниципального управления. Стратегическим ориентиром здесь должно стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.
2) Совершенствование организационно-правовых механизмов муниципального управления следует вести в контексте того, что местное самоуправление в силу специфики своего формирования оказывается выведенным как из-под гражданского контроля снизу, так и из-под политического контроля сверху. Основные элементы, обеспечивающие функционирование правового механизма ответственности органов власти муниципальных образований:
- механизм ответственности перед местным населением;
- механизм ответственности перед государством.
3) Следующее направление - совершенствование политических механизмов муниципального управления. Политическая подсистема, организуемая Главой муниципального образования, задает цели управления, формирует стратегии, координирует финансы, осуществляет управление общественными благами, например, образованием как необходимо гарантированным и доступным для всего населения благом. Повышение уровня и качества народного представительства во власти связано с доверием все большего числа социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению.
4) Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Одно из направлений совершенствования социального механизма муниципального управления - защита социальных интересов населения, что может быть обеспечено за счет проведения регулярного мониторинга с целью определения качества жизни населения муниципального образования, выявления социальных проблем.
5) Совершенствование информационных механизмов:
- совершенствование информационной инфраструктуры системы муниципального управления;
- развитие системы оказания публичных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений
Перспективы развития межбюджетных отношений на ближайший период будут определяться концепцией развития межбюджетных отношений и повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.
Исполнение бюджетов в первую очередь связано с набором налогов, закрепленных за местными бюджетами.
С начала 2009г. снижение налоговых и неналоговых доходов составило 17%. Наибольшее снижение идет по налогу на прибыль: если в январе-апреле наблюдалось падение на 41 %, то уже в мае — на 68 %.
Налог на доходы физических лиц с начала года поступал относительно стабильно: по сравнению с 2008 г. снижения не было, зафиксирован даже прирост на 3 %.
Значительное снижение наблюдается по неналоговым доходам, которые в некоторых муниципальных образованиях являются основным доходным источником. Возможно, причиной тому послужило падение прибыли унитарных предприятий, а также снижения ставок арендной платы, которые были осуществлены в рамках антикризисных мер для поддержки предпринимателей [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / Перспективы развития межбюджетных отношений / 15.08.2009г.].
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации