Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;
- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;
- наметить пути совершенствования местных бюджетов.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Согласно объявленным параметрам доходы города в 2011 году будут равны 4457303,7 тыс. рублей. Городские расходы запланированы в сумме 4719903,7 тыс. рублей, дефицит бюджета на 2011 год составит 262 млн. 600 рублей.
62 % от общего объема расходов этого бюджета планируется направить на социальную сферу.
Значительные средства муниципалитет адресовал отрасли «Образование», сюда направлено 2,3 млрд. рублей — более половины от общего объема бюджетных расходов. На дополнительные выплаты к отпуску работникам бюджетной сферы запланировано почти 26 млн. рублей. Более 1 млрд. рублей предусмотрено в бюджете 2011 года на жилищно-коммунальное хозяйство. Также в будущем году планируется поступление из федерального бюджета 319 млн. рублей на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
К особенностям бюджета следующего года следует отнести вывод из общей структуры расходов на здравоохранение. С 1 января 2011 года все муниципальное здравоохранение переводится в государственную собственность, а финансирование больниц и поликлиник будет осуществляться из бюджета субъекта федерации и из фонда обязательного медицинского страхования
Для характеристики особенностей бюджета города проанализируем структуру его доходов и расходов. За анализируемый период примем девять месяцев 2010 года.
Таблица 2
Анализ структуры доходов и расходов бюджета
г. за девять месяцев 2010 года.
Наименование показателя
| Исполнено за соответствующий период 2009 года (млн. р)
| Исполнено за отчетный период
| |
сумма (млн. р) | удельный вес (%) | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1448,1 | 1738,9 | 55,8 |
Налоги на прибыль, доходы в т.ч.: | 814,1 | 880,5 | 28,3 |
Налог на доходы физических лиц | 814,1 | 880,5 | 28,3 |
Налоги на совокупный доход, в т.ч.: | 406,1 | 489,6 | 15,7 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 226,3 | 298,5 | 9,6 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 179,8 | 191,1 | 6,2 |
Налоги на имущество, в т.ч.: | 193,8 | 274,2 | 8,8 |
Налог на имущество физических лиц | 27,5 | 26,7 | 0,9 |
Налог на игорный бизнес | - | - | - |
Земельный налог | 166,3 | 247,5 | 8,0 |
Государственная пошлина | 33,8 | 94,3 | 3,1 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0,3 | 0,3 | 0 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 443,3 | 591,3 | 18,9 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 356,3 | 321,9 | 10,3 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 14,7 | 18,2 | 0,6 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 1,7 | 85,2 | 2,7 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 21,2 | 114,9 | 3,7 |
Административные платежи и сборы | 18,2 | 18,7 | 0,6 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 31,6 | 41,0 | 1,3 |
Прочие неналоговые доходы | 0,2 | -0,5 | 0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 1574,1 | 790,5 | 25,3 |
ВСЕГО ДОХОДОВ
| 3465,5 | 3120,7 | 100,0 |
Продолжение таблицы 2
Анализ структуры доходов и расходов бюджета
г. за девять месяцев 2010 года.
1 | 2 | 3 | 4 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: | 3067,6 | 3354,1 | 100,0 |
Общегосударственные вопросы | 247,7 | 243,4 | 7,3 |
Национальная оборона | 0,6 | 0,7 | 0,02 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 10,2 | 11,2 | 0,3 |
Национальная экономика | 146,5 | 163,4 | 4,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 899,9 | 899,4 | 26,8 |
Охрана окружающей среды | 12,9 | 12,6 | 0,4 |
Образование | 1319,8 | 1464,8 | 43,7 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 69,4 | 113,0 | 3,4 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 276,7 | 341,7 | 10,2 |
Социальная политика | 83,9 | 91,1 | 2,7 |
Межбюджетные трансферты | - | 12,8 | 0,4 |
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ДЕФИЦИТ (-) ПРОФИЦИТ (+) | 397,9 | -233,4 | - |
Анализ таблицы 2 свидетельствует о том, что за анализируемый период 2010 года более половины (55,8%) доходной базы местного бюджета составляют налоговые поступления, среди которых преобладают налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Финансовая помощь из вышестоящего бюджета составляет 25,3% (как правило, удельный вес финансовой помощи для местных бюджетов от 30% и выше).
Для более наглядного понимания представим расходную часть бюджета в виде диаграммы (диаграмма 1).
В расходной части следует выделить: образование — 43,7%, жилищно-коммунальное хозяйство — 26,8%, здравоохранение и физическую культуру — 10,2%,что по совокупности составляет 80,7%. Как видно, основная доля расходов местного бюджета связана с обеспечением социальных задач.
Бюджет города за девять месяцев 2010 года исполнен с дефицитом в сумме 233,4 млн. рублей.
Диаграмма 1. Структура текущих расходов в бюджете г..
При сравнении анализируемого периода с соответствующим периодом 2009 года, можно отметить следующее: поступления доходов за девять месяцев 2010 года уменьшились на 344,8 млн. рублей или на 9,9% (9 месяцев 2009 года – 3465,5 млн. рублей), хотя поступления налоговых доходов увеличились на 290,8 млн. рублей (на 20,1%), поступления неналоговых доходов увеличились на 148,0 млн. рублей (на 33,4%). Уменьшение доходной части бюджета связано с уменьшением финансовой помощи (безвозмездные поступления за аналогичный период 2009 года составили 1574,1 млн. рублей, что составляет почти половину (45,4%) доходной части бюджета).
Исполнение расходной части бюджета увеличилось на 286,5 млн. рублей, или на 9,3% (9 месяцев 2009 года – 3067,6 млн. рублей).
Картину фактического использования средств городского бюджета дают отчеты об исполнении бюджета.
В течение девяти месяцев 2009 года и 2010 года в бюджет города были внесены изменения Решениями городского Совета народных депутатов.
Таблица 3
Структура доходов бюджета г. за 2009–2010 гг.
(отчеты об исполнении, млн руб.)
Данные таблицы 3 характеризуют следующее исполнение плановых и фактических показателей: бюджет города за девять месяцев 2010 года исполнен по доходам на 68,4% к утвержденным назначениям с учетом изменений; по расходам – на 65,2%.
Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 76,0%, в том числе:
- по налоговым доходам – 1738,9 млн. рублей, или 78,3% к уточненному годовому плану (2220,8 млн. рублей);
- по неналоговым доходам – 591,3 млн. рублей, или 70,0% к уточненному годовому плану (845,3 млн. рублей).
В сравнении с аналогичным периодом 2009 года поступления налоговых доходов за девять месяцев 2010 года увеличились на 290,8 млн. рублей (на 20,1%), поступления неналоговых доходов увеличились на 148,0 млн. рублей (на 33,4)
Исполнение бюджета города по разделам классификации расходов бюджетов в среднем сложилось на 65,2% к уточненному годовому плану.
Самое низкое исполнение 52,9% сложилось по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»
Бюджет города за девять месяцев 2009 года исполнен по доходам в сумме 3465,5 млн. рублей, или на 68,6% к утвержденным назначениям с учетом изменений; по расходам – 3067,6 млн. рублей, или на 58,9% к утвержденным назначениям с учетом изменений; с профицитом – 397,9 млн. рублей.
Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 1891,4 млн. рублей, или 60,9% к уточненному годовому плану (уточненный годовой план – 3106,0 млн. рублей), в том числе:
- по налоговым доходам – 1448,1 млн. рублей, или 60,5% к уточненному годовому плану (2391,7 млн. рублей);
- по неналоговым доходам – 443,3 млн. рублей, или 62,1% к уточненному годовому плану (714,3 млн. рублей).
При этом расходная часть бюджета города исполнена лишь на 59,0% . Ниже 59,0% сложилось исполнение по следующим разделам:
«Национальная оборона» - 0,6 млн. рублей, или 50,0% от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 1,2 млн. рублей);
«Национальная экономика» - 146,5 млн. рублей, или 51,4% от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 285,1 млн. рублей)
Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления как за счет собственных доходов, так и за счет поступлений из источников финансирования дефицита местных бюджетов в случае принятия дефицитного бюджета.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [Бюджетный кодекс РФ, ст. 92].
За анализируемый период данные показатели установились в пределах нормы.
Согласно отчету финансового управления городской администрации, источниками финансирования дефицита бюджета города являлись:
- разница между полученными и погашенными кредитами в кредитных организациях и от бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме – (минус) 56,0 млн. рублей (получено кредитов - 410,0 млн. рублей, погашено кредитов – 466,0 млн. рублей);
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 172,8 млн. рублей;
- средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности в сумме 41,4 млн. рублей;
- изменение (уменьшение) остатков средств бюджета города в сумме 75,2 млн. рублей
Общепризнанным критерием автономии местного самоуправления и мерой его реальной финансовой самостоятельности служит показатель, характеризующий соотношение собственных доходов местных бюджетов в общей сумме осуществляемых ими расходов. Эту зависимость можно выразить коэффициентом покрытия расходов собственными доходами:
Собственные доходы муниципального бюджета
Ј = ------------------------------
Общая сумма расходов муниципального бюджета,
рассчитанная по установленным нормам
Чем выше этот коэффициент, тем устойчивее финансовое положение муниципального образования. Необходимо формировать муниципальный бюджет таким образом, чтобы этот коэффициент имел тенденцию к росту. Только в этом случае органы местного самоуправления способны решать возложенные на них задачи по финансированию социально-экономических мероприятий [Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с., с.34].
Таким образом, рассчитаем коэффициент покрытия расходов за анализируемый период в динамике (таблица 4).
Таблица 4
Динамика доходов и расходов бюджета
г. за 2008–2010 гг.
Наименование показателей | Исполнено за соответствующий период 2008 года | Исполнено за соответствующий период 2009 года | Исполнено за отчетный период 2010 года (млн. р) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы бюджета | 3151,9 | 3465,5 | 3120,7 |
в том числе: |
|
|
|
-налоговые и неналоговые доходы | 2430,2 | 1891,4 | 2330,2 |
-безвозмездные поступления | 716,0 | 1574,1 | 790,5 |
-доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 5,7 | - | - |
Расходы бюджета | 3161,9 | 3067,6 | 3354,1 |
Дефицит (-), профицит (+) | -10,0 | 397,9 | -233,4 |
Коэффициент покрытия расходов (Ј) | 0,77 | 0,62 | 0,69 |
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации