Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;
- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;
- наметить пути совершенствования местных бюджетов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4

§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4

§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6

§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12

Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20

§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20

§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23

§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35

Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..

§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38

§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40

Заключение.............................................................................................................45

Список литературы................................................................................................48

Файлы: 1 файл

курсов.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

 

Согласно объявленным параметрам доходы города в 2011 году будут равны 4457303,7 тыс. рублей. Городские расходы запланированы в сумме 4719903,7 тыс. рублей, дефицит бюджета на 2011 год составит 262 млн. 600 рублей.

62 % от общего объема расходов этого бюджета планируется направить на социальную сферу.

Значительные средства муниципалитет адресовал отрасли «Образование», сюда направлено 2,3 млрд. рублей — более половины от общего объема бюджетных расходов. На дополнительные выплаты к отпуску работникам бюджетной сферы запланировано почти 26 млн. рублей. Более 1 млрд. рублей предусмотрено в бюджете 2011 года на жилищно-коммунальное хозяйство. Также в будущем году планируется поступление из федерального бюджета 319 млн. рублей на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

К особенностям бюджета следующего года следует отнести вывод из общей структуры расходов на здравоохранение. С 1 января 2011 года все муниципальное здравоохранение переводится в государственную собственность, а финансирование больниц и поликлиник будет осуществляться из бюджета субъекта федерации и из фонда обязательного медицинского страхования

Для характеристики особенностей бюджета города проанализируем структуру его доходов и расходов. За анализируемый период примем девять месяцев 2010 года.

Таблица 2

Анализ структуры доходов и расходов бюджета

г. за девять месяцев 2010 года.

 

Наименование показателя

 

Исполнено

за соответствующий

период

2009  года (млн. р)

 

Исполнено за отчетный период

 

сумма (млн. р)

удельный вес (%)

1

2

3

4

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1448,1

1738,9

55,8

Налоги на прибыль, доходы

в   т.ч.:

814,1

880,5

28,3

Налог на доходы

физических лиц

814,1

880,5

28,3

Налоги на совокупный доход, в т.ч.:

406,1

489,6

15,7

Налог, взимаемый     в связи с применением упрощенной системы налогообложения

226,3

298,5

9,6

Единый налог на

вмененный доход для отдельных видов деятельности

179,8

191,1

6,2

Налоги на имущество, в т.ч.:

193,8

274,2

8,8

Налог на имущество физических лиц

27,5

26,7

0,9

Налог на игорный бизнес

-

-

-

Земельный налог

166,3

247,5

8,0

Государственная пошлина

33,8

94,3

3,1

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным  обязательным платежам

0,3

0,3

0

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

443,3

591,3

18,9

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

356,3

321,9

10,3

Платежи при пользовании природными  ресурсами

14,7

18,2

0,6

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

1,7

85,2

2,7

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

21,2

114,9

3,7

Административные платежи и сборы

18,2

18,7

0,6

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

31,6

41,0

1,3

Прочие неналоговые доходы

0,2

-0,5

0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

1574,1

790,5

25,3

ВСЕГО ДОХОДОВ

 

3465,5

3120,7

100,0

 

 

Продолжение таблицы 2

Анализ структуры доходов и расходов бюджета

г. за девять месяцев 2010 года.

 

1

2

3

4

РАСХОДЫ, в т.ч.:

3067,6

3354,1

100,0

Общегосударственные вопросы

247,7

243,4

7,3

Национальная оборона

0,6

0,7

0,02

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

10,2

11,2

0,3

Национальная экономика

146,5

163,4

4,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

899,9

899,4

26,8

Охрана окружающей среды

12,9

12,6

0,4

Образование

1319,8

1464,8

43,7

Культура, кинематография, средства массовой информации

69,4

113,0

3,4

Здравоохранение, физическая культура и спорт

276,7

341,7

10,2

Социальная политика

83,9

91,1

2,7

Межбюджетные трансферты

-

12,8

0,4

РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 

ДЕФИЦИТ (-)  ПРОФИЦИТ (+)

397,9

-233,4

-

 

Анализ таблицы 2 свидетельствует о том, что за анализируемый период 2010 года более половины (55,8%) доходной базы местного бюджета составляют налоговые поступления, среди которых преобладают налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Финансовая помощь из вышестоящего бюджета составляет 25,3% (как правило, удельный вес финансовой помощи для местных бюджетов от 30% и выше).

Для более наглядного понимания представим расходную часть бюджета в виде диаграммы (диаграмма 1).

В расходной части следует выделить: образование — 43,7%, жилищно-коммунальное хозяйство — 26,8%, здравоохранение и физическую культуру — 10,2%,что по совокупности составляет 80,7%. Как видно, основная доля расходов местного бюджета связана с обеспечением социальных задач.

Бюджет города за девять месяцев 2010 года исполнен с дефицитом в сумме 233,4 млн. рублей.

Диаграмма 1. Структура текущих расходов в бюджете г..

 

При сравнении анализируемого периода с соответствующим периодом 2009 года, можно отметить следующее: поступления доходов за девять месяцев 2010 года уменьшились на 344,8 млн. рублей или на  9,9%  (9 месяцев 2009 года – 3465,5 млн. рублей), хотя поступления налоговых доходов увеличились на 290,8 млн. рублей (на 20,1%), поступления неналоговых доходов увеличились на 148,0 млн. рублей (на 33,4%). Уменьшение доходной части бюджета связано с уменьшением финансовой помощи (безвозмездные поступления за аналогичный период 2009 года составили 1574,1 млн. рублей, что составляет почти половину (45,4%) доходной части бюджета).

Исполнение расходной части бюджета увеличилось на  286,5 млн. рублей, или на 9,3%  (9 месяцев  2009 года  – 3067,6 млн. рублей).

 

Картину фактического использования средств городского бюджета дают отчеты об исполнении бюджета.

В течение девяти месяцев 2009 года и 2010 года в бюджет города были внесены изменения Решениями городского Совета народных депутатов.

Таблица 3

Структура доходов бюджета г. за 2009–2010 гг.

(отчеты об исполнении, млн руб.)

 

Данные таблицы 3 характеризуют следующее исполнение плановых и фактических показателей: бюджет города за девять месяцев 2010 года исполнен по доходам на 68,4% к утвержденным назначениям с учетом изменений; по расходам – на 65,2%.

Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 76,0%, в том числе:

- по налоговым доходам – 1738,9 млн. рублей, или 78,3% к уточненному годовому плану (2220,8 млн. рублей);

- по неналоговым доходам – 591,3 млн. рублей, или  70,0% к уточненному годовому плану (845,3 млн. рублей).

В сравнении с аналогичным  периодом 2009 года поступления налоговых доходов за девять месяцев 2010 года увеличились на 290,8 млн. рублей (на 20,1%), поступления неналоговых доходов увеличились на 148,0 млн. рублей (на 33,4)

Исполнение бюджета города по разделам классификации расходов бюджетов в среднем сложилось на 65,2% к уточненному годовому плану.

Самое низкое исполнение 52,9%  сложилось по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»

Бюджет города за девять месяцев 2009 года исполнен по доходам в сумме 3465,5 млн. рублей, или на 68,6%  к утвержденным назначениям с учетом изменений; по расходам –  3067,6 млн. рублей, или на 58,9% к утвержденным назначениям с учетом изменений; с профицитом – 397,9 млн. рублей.

Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 1891,4 млн. рублей, или 60,9% к уточненному годовому плану (уточненный годовой план – 3106,0 млн. рублей), в том числе:

- по налоговым доходам – 1448,1 млн. рублей, или 60,5% к уточненному годовому плану (2391,7 млн. рублей);

- по неналоговым доходам – 443,3 млн. рублей, или  62,1% к уточненному годовому плану (714,3 млн. рублей).

При этом  расходная часть бюджета города исполнена лишь на 59,0% . Ниже 59,0% сложилось исполнение  по   следующим разделам:

«Национальная оборона» - 0,6 млн. рублей, или 50,0% от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 1,2 млн. рублей);

«Национальная экономика» - 146,5 млн. рублей, или 51,4% от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 285,1 млн. рублей)

Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления как за счет собственных доходов, так и за счет поступлений из источников финансирования дефицита местных бюджетов в случае принятия дефицитного бюджета.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [Бюджетный кодекс РФ, ст. 92].

За анализируемый период данные показатели установились в пределах нормы.

Согласно отчету финансового управления городской администрации, источниками финансирования дефицита бюджета города являлись:

- разница между полученными и погашенными кредитами  в кредитных организациях и от бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме – (минус) 56,0 млн. рублей (получено кредитов  - 410,0 млн. рублей,  погашено кредитов – 466,0 млн. рублей);

- бюджетные кредиты  от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме  172,8 млн. рублей;

- средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности  в сумме  41,4 млн. рублей;

- изменение (уменьшение) остатков средств бюджета города в сумме 75,2 млн. рублей

Общепризнанным  критерием  автономии  местного  самоуправления и мерой его реальной финансовой самостоятельности  служит показатель, характеризующий соотношение собственных  доходов местных бюджетов в общей сумме осуществляемых ими  расходов. Эту зависимость можно выразить коэффициентом покрытия расходов собственными доходами:

               Собственные доходы муниципального бюджета

   Ј  =          -------------------------------------------------------------------- .

                      Общая   сумма  расходов  муниципального   бюджета, 

             рассчитанная   по  установленным нормам 

 

Чем  выше  этот  коэффициент,  тем  устойчивее  финансовое  положение  муниципального  образования.  Необходимо  формировать муниципальный бюджет таким образом, чтобы этот коэффициент имел тенденцию к росту. Только в этом случае органы  местного самоуправления способны решать возложенные на них  задачи по финансированию социально-экономических мероприятий [Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с., с.34].

Таким образом, рассчитаем коэффициент покрытия расходов за анализируемый период в динамике (таблица 4).

Таблица 4

Динамика доходов и расходов бюджета

г.  за 2008–2010 гг.

 

Наименование показателей

Исполнено

за соответствующий

период

2008 года

Исполнено

за соответствующий

период

2009 года

Исполнено

за отчетный период 2010 года

(млн. р)

1

2

3

4

Доходы бюджета

3151,9

3465,5

3120,7

  в том числе:

 

 

 

-налоговые и неналоговые доходы

2430,2

1891,4

2330,2

-безвозмездные поступления

716,0

1574,1

790,5

-доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

5,7

-

-

Расходы бюджета

3161,9

3067,6

3354,1

Дефицит (-), профицит (+)

-10,0

397,9

-233,4

Коэффициент покрытия расходов (Ј)

0,77

0,62

0,69

Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации