Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;
- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;
- наметить пути совершенствования местных бюджетов.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ. Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:
• глава;
• представительный орган;
• исполнительный орган;
• иные органы.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования, в нее могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации [Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.37, п.8].
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Целями совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления являются:
• повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции муниципальных образований;
• повышение стимулов к развитию экономического и налогового потенциала муниципального образования для увеличения доходной части бюджета;
• разработка и внедрение в практику муниципального управления современных методов управления местными финансами, муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта местного бюджета и исполнение утвержденного местного бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета соответствующего муниципального образования. Как правило, в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено местных финансов
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура
Бюджеты муниципальных образований именуются местными бюджетами. Органы местного самоуправления муниципального образования не являются органами государственной власти, соответственно и средства муниципальных бюджетов не относятся к государственным финансам. Бюджеты муниципальных образований — это часть бюджетной системы Российской Федерации. Каждое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет.
Неотъемлемый признак местного самоуправления — самостоятельное формирование местных бюджетов. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения [Конституция РФ, ст. 132].
К местным бюджетам в России относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается [Бюджетный кодекс РФ, ст. 15].
Бюджет муниципального образования — основа финансовых ресурсов местного самоуправления.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
Муниципальные бюджеты занимают важное место в общей системе бюджетов. За счет них финансируется подавляющая часть расходов на среднее образование, здравоохранение, детские сады, жилье, коммунальные услуги. Местные бюджеты формируются с целью финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по решению задач функционирования и развития муниципальных образований [Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с., с.33].
Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:
1) составление проектов бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4) подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета [Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640 с., с. 212].
Финансовый орган местной администрации представляет проект бюджета в местную администрацию. Местная администрация согласует показатели статей бюджета с бюджетными организациями, обсуждает проект бюджета. Глава местной администрации разрабатывает бюджетное послание, которое с проектом бюджета направляет в представительный орган. Председатель представительного органа организует предварительное рассмотрение и обсуждение проекта в комитетах и комиссиях. Представительный орган муниципального образования доработанный проект бюджета рассматривает и принимает в форме нормативно-правового акта. Финансовый орган местной администрации составляет роспись бюджетных расходов и уведомляет всех получателей бюджетных средств, направляет бюджетную роспись в местную администрацию и контрольный орган. Местная администрация организует исполнение местного бюджета в соответствии с бюджетной росписью.
Контрольный орган муниципального образования проводит проверку соответствия росписи бюджетных расходов утвержденному бюджету и направляет свое заключение в представительный орган. Представительный орган муниципального образования осуществляет контроль за исполнением бюджета.
Местный бюджет включает в себя доходную и расходную части.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан;
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления [Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.55].
Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией [Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.53].
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г.
Город - муниципальное образование, в соответствии с Законом области от № «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в области» наделено статусом городского округа.
В состав территории г. входят: административно-
Устав г., принятый городским Советом народных депутатов ноября 200г., устанавливает правовую, экономическую и организационную основу осуществления местного самоуправления и применяется на всей территории муниципального образования.
Местное самоуправление в городе - форма осуществления населением города своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления также наделяются отдельными государственными полномочиями соответствующими законами Российской Федерации и законами области.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности г. имущество, средства бюджета г., а также имущественные права города.
Город имеет собственный бюджет. Порядок формирования, утверждения, исполнения бюджета города и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с нормативным правовым актом, принимаемым городским Советом народных депутатов, а также требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами области. Проект бюджета города подлежит официальному опубликованию [].
Содержание и механизм осуществления бюджетного процесса в г. определяются на основании Решения городского Совета народных депутатов от № (ред.) «О принятии Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета города и о порядке осуществления внешней проверки, представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета города» [http://centrfo.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс" / Каталог документов информационного банка область].
Согласно данному положению продолжительность бюджетного процесса составляет в целом 22 месяца, в том числе:
1-й этап: прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (июль текущего года);
2-й этап: формирование и утверждение бюджета (сентябрь – декабрь текущего года);
3-й этап: исполнение бюджета (январь-декабрь отчетного года);
4-й этап: завершение операции по исполнению бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении за отчетный год (январь – апрель года, следующего за отчетным).
Контроль за исполнением соответствующего бюджета и расходованием средств внебюджетных фондов осуществляется городским Советом.
Таким образом, на заседании городского Совета народных депутатов 22 декабря 2010г. был принят бюджет города на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Основные характеристики проекта бюджета города на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов представлены в таблице 1
Таблица 1
Основные характеристики проекта бюджета г..
Основные характеристики проекта бюджета города | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
млн. рублей | млн. рублей | % к пред. году | млн. рублей | % к пред. году | млн. рублей | % к пред. году | в % к 2010 году | |
Доходы | 4721,4 | 4457,3 | 94,4 | 4205,2 | 94,3 | 4384,5 | 104,3 | 92,9 |
Расходы | 5381,6 | 4719,9 | 87,8 | 4415,2 | 93,5 | 4539,3 | 102,8 | 84,3 |
Дефицит | -663,2 | -262,6 | - | -210,0 | 80,0 | -154,8 | 73,7 | - |
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации