Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;
- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;
- наметить пути совершенствования местных бюджетов.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Что касается улучшения качества организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений, то оно предполагает введение системы мониторинга качества управления бюджетным процессом. В зависимости от качества управления субъекты Федерации будут выделены в три группы. Если регион попадает в третью группу — с низким качеством управления — то он должен будет разработать план мероприятий по улучшению качества управления. Кроме того, предлагается рассматривать вопрос о соответствии руководителя финансового органа такого субъекта квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации для лиц, замещающих такие должности.
Отдельный раздел концепции посвящен развитию стимулов к увеличению доходной базы бюджетов. Первоочередные вопросы касаются пересмотра некоторых пропорций распределения налоговых и неналоговых доходов, а также совершенствования администрирования местных налогов.
Все вышеперечисленное позволит создать стабильную систему межбюджетных отношений, а следовательно, и стабильную основу формирования местных бюджетов [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / Перспективы развития межбюджетных отношений / 15.08.2009г.].
Подводя итоги уходящего десятилетия, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Совета Сообщества финансистов России Надежда Сергеевна Максимова рассказала об инициативах, направленных на увеличение доходов муниципальных образований, которые в настоящее время обсуждаются в Государственной Думе. Она подчеркнула, что даже в «тучные» годы муниципальные бюджеты не удавалось наполнить доходами в достаточной мере. Что касается предлагаемых изменений, то они, прежде всего, касаются специальных налоговых режимов. Так, часть доходов от применения упрощенной системы налогообложения предлагается передать муниципалитетам. Сейчас эта инициатива проходит согласование с субъектами РФ, однако, отчисления в пользу местных бюджетов должны быть закреплены на уровне не менее 30 % [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / “Наполнить доходами муниципальные бюджеты помогут специальные налоговые режимы” / 08.06.2010г.].
С 14 по 17 октября 2010г. в г.Анапе Краснодарского края состоялось Совместное заседание секций «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований».
На заседании был представлен доклад начальника отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации на тему «Особенности межбюджетных отношений на 2011-2013 годы».
Одним из вопросов, освященных в докладе, был вопрос формирования устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию.
Были внесены следующие предложения:
поэтапная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам;
реформирование специальных налоговых режимов:
- уточнение перечня видов предпринимательской деятельности,в отношении которых возможно применение патентной системы;
- поэтапное сокращение с 1 января 2011года сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- расширение сферы применения патентной системы налогообложения с 69 до 92 видов деятельности;
предоставление регионам права установления единых нормативов по типам муниципальных образований;
исключение налоговых доходов по дифференцированным нормативам при расчете уровня дотационности муниципальных образований;
обеспечение предпосылок для введения налога на недвижимость:
- проведение анализа налогового и бюджетного законодательства в целях улучшения администрирования доходов, в том числе в части вопросов передачи объектов недвижимости в собственность, оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, кадастровой оценки земель.
Предлагаемый комплекс мероприятий, как представляется, способен повысить уровень фискальной автономии муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективности бюджетных расходов.
Подводя итог, хотелось бы добавить еще некоторые аспекты касаемо решения насущных проблем российских муниципалитетов.
К сожалению, постоянно говорят, что денег у муниципальных образований "хватает" только для выполнения текущих задач. В таких условиях ни о каком перспективном развитии территорий в большинстве случаев не может быть и речи.
Мировая практика показывает, что всегда более результативным является частное инвестирование средств в развитие производственного потенциала территорий. Негосударственный инвестор, работающий по законам рынка, всегда стремится к максимально эффективному использованию своих капиталов, достижению максимального результата. При этом если муниципальное образование или регион предоставляют инвестору возможности для работы на своей территории и доступ к соответствующим ресурсам и инфраструктуре, в проект могут включаться дополнительные, социально ориентированные задачи, направленные, например, на создание рабочих мест (а это увеличение поступлений по НДФЛ), улучшение инфраструктуры, повышение качества жизни людей, оздоровление экологической обстановки.
В решении задачи перехода муниципалитетов от выживания к системному, сбалансированному, устойчивому развитию важную роль может сыграть системное привлечение инвестиций в развитие конкретных муниципальных образований. В настоящее время существует ряд источников привлечения указанных инвестиций. Наиболее известным из них являются государственные целевые программы. В ближайшее время к числу государственных источников инвестирования также прибавится грантовое финансирование под конкретные проекты.
Необходимо отметить помимо российских также и международные источники инвестирования в региональное и муниципальное развитие, которые остаются мало задействованными, несмотря на их большой инвестиционный и инновационный потенциал.
Использование ресурсов международных организаций в контексте регионального и муниципального развития позволило бы Российской Федерации:
- облегчить нагрузку на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
- расширить финансовые возможности реализации программ и планов развития территорий;
- создать механизмы долгосрочного партнерства с международными организациями в интересах системного привлечения инвестиций;
- расширить возможности внешнеэкономических связей муниципалитетов;
- повысить качество управления территориями за счет внедрения стандартов работы на международном уровне;
- привлечь международные инновации, расширить доступ к передовым современным технологиям;
расширить кадровый потенциал муниципалитетов за счет привлечения к работе экспертов, имеющих соответствующую квалификацию [http://www.mcfr.ru — Международный центр финансово-экономического развития / Журнал «Практика муниципального управления» / №5, 2010 / «Инвестиции для устойчивого развития территорий»].
Заключение
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности.
Гарантия финансовой самостоятельности включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти.
От того, насколько эффективно финансовое управление на уровне местного самоуправления, во многом зависит своевременность выплаты заработной платы, наличие электричества, воды и тепла в домах, т.е., фактически, все вопросы жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге — социальная стабильность.
Важнейшим элементом финансового управления органов местного самоуправления является бюджет. Необходимость составления местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной деятельности.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс, который представляет собой планирование, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета.
Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы.
Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
В РФ в процессе становления и развития местного самоуправления есть множество проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в РФ.
В данной работе освещены вопросы развития местного самоуправления, особое место уделено определению понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу формирования и утверждения местного бюджета.
Перед муниципалитетами остро встает проблема финансирования полномочий, переданных на местный уровень, повышения качества управления, сбалансированности социально-экономического развития, эффективного использования муниципальной собственности. Рациональное использование финансов муниципальных образований имеет приоритетное значение для дальнейшего развития территорий и включает комплекс вопросов по совершенствованию управления на местном уровне.
При возникновении бюджетного дефицита муниципальные органы власти могут воспользоваться не только муниципальным кредитом, но и субвенциями из фондов компенсаций. Субвенции стали наиболее распространенной формой выделения денежных средств. Это связано с тем, что в отличие от субсидий, дотаций и трансфертов они выделяются на определенные цели, и, следовательно, их использование легче контролировать.
На местном уровне сами руководители муниципалитетов должны разрабатывать программу перспективного развития территории муниципального образования.
Кроме этого местным органам власти необходимо самостоятельно развивать экономический потенциал территории, создавая прибыльные муниципальные предприятия, а для реализации крупных проектов объединять свои усилия с соседними муниципалитетами.
Таким образом, решать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в РФ необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но для успешного развития местного самоуправления необходимо понимать, что все эти проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему невозможно будет решить все остальные. Это должны понимать все стороны как представители государственных органов, так и муниципальных в особенности.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Конституция РФ
3. Устав города Брянска / Принят Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 ноября 2005г. № 213-п.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник., Пенза: 2010. - 350 с.
6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп., Москва, ИНФРА-М, 2007
7. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. - Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006. - 137с.
8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с.
9. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под редакцией д-ра экон. наук, профессора В. П. Литовченко, М.: 2006. - 137 с.
10. Мысляева И.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник.– М.: Инфра-М, 2007.– 268 с.
11. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640 с.
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации