Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических основ формирования рынка ценных бумаг, действующей практики его организации в Республике Беларусь и разработка на этой основе путей его совершенствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..
1.1 Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………
1.2 Инструменты рынка ценных бумаг и их виды………………………...
1.3 Участники рынка ценных бумаг………………………………………
2 АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…
2.1 Характеристика современного состояния рынка ценных бумаг
Республики Беларусь……………………………………………………..
Государственный надзор и контроль за функционированием рынка
ценных бумаг…………………………………………………………….
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..
3.1 Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь………………………………………………………………….
3.2 Основные направления развития рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

дипл. раб.рынок ценных бумаг.doc

— 735.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                          Таблица 2.9

 Данные  о количестве проведенных отделами (управлением) по ценным бумагам проверок за 2005-2007гг.

Проверяющий орган Всего Отклоне

ние 2007 от 2006

Отклоне

ние  2007

от  2005

Отклоне

ние  2006

от  2005

2005 2006 2007
отдел по ценным бумагам по Брестской области 32 20 25 5 -7 -12
отдел по ценным бумагам по Витебской области 56 22 29 7 -27 -34
отдел по ценным бумагам по Гомельской области 73 35 29 -6 -44 -38
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
отдел по ценным бумагам по Гродненской  области 59 17 28 11 -31 -42
управление  по ценным бумагам по г. Минску 41 20 28 8 -13 -21
отдел по ценным бумагам по Минской области 22 15 20 5 -2 -7
отдел по ценным бумагам по Могилевской  области 32 15 21 6 -11 -17
Департамент по ценным бумагам 44 6 10 4 -34 -38
ВСЕГО: 359 150 190 40 -169 -209

 Примечание. Источник: собственная разработка на основе источника [41, с.15]

 Количество  проводимых проверок в 2007 году по сравнению  с 2006 годом увеличилось (на 40 или  26,7 %). Так, если в 2006 году было проведено 150 проверок, то в 2007 году количество проверок составило 190.

 Количество  проводимых проверок в 2007 год по сравнению  с 2005 годом значительно сократилось ( на 169 или  на 47,1 %), а количество проверок за 2006 год по сравнению с 2005годом  сократилось (на 209 или 58,2%)

    По результатам проведенной контрольной деятельности акционерных обществ на предмет наличия обязательной регистрации доверенностей, в соответствии с которыми переданы права, удостоверенные акциями, приобретенными гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях, операций эмитента с собственными акциями были выявлены факты:

  1. участия на общих собраниях акционеров физических лиц по доверенностям, которые не были зарегистрированы в установленном  порядке;
  2. учета акций, выкупленных на баланс общества, при подсчете голосов при принятии решений. При этом проверки обществ по указанным направлениям выявили ряд нарушений норм Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-ХП   "О хозяйственных обществах"  по порядку проведения собраний, в частности:
  • акционерными обществами не проводились очередные (годовые) собрания акционеров по результатам хозяйственной деятельности общества, либо проводились с нарушением сроков, установленных Законом;
  • не избиралась ревизионная комиссия, либо ревизионная комиссия не вносила на рассмотрение собрания акционеров заключение о финансово-хозяйственной деятельности общества для его утверждения;
  • акционерным обществом допускалось нарушение установленных сроков уведомления акционеров о проведении общих собраний акционеров;
  • состав наблюдательного совета в акционерном обществе с количеством акционеров более 1000 избирался не кумулятивным голосованием;
  • голосование на общем собрании акционеров не осуществлялось бюллетенями для голосования и т.д.

 Помимо  выявленных нарушений Закона наиболее типичными нарушениями, выявленными отделами (управлением) по ценным бумагам, а также отделом координации и контроля Департамента по ценным бумагам при проведении проверок явились следующие:

  • непредставление или несвоевременное представление акционерным обществом в отделы (управление) по ценным бумагам нотариально заверенных копий, новых редакций Уставов или изменений и дополнений в них;
  • отсутствие публикации отчетов акционерных обществ в органах печати;
  • отсутствие в акционерных обществах аттестованного сотрудника (в закрытых акционерных обществах помимо отсутствия аттестованного сотрудника, отсутствие дополнительного соглашения с профессиональным участником рынка ценных бумаг на оказание консультационных услуг);
  • представление эмитентами недостоверной информации в Департамент по ценным бумагам.

 Типичные  нарушения, выявленные в ходе проверок профессиональных участников рынка  ценных бумаг (и филиалов банков) по указанным выше направлениям:

  • правила внутреннего контроля за осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, либо не разработаны, либо не содержат необходимых условий, установленных законодательством;
  • перевод наследуемых ценных бумаг на счет "депо" наследника осуществлен на основании не удостоверенной нотариально копии (не нотариально удостоверенной) свидетельства о праве на наследство;
  • несоблюдение квалификационных требований, предъявляемых к руководителям профессиональных участников рынка ценных бумаг, в частности руководителем филиала банка.

 Нарушений требований законодательства профессиональными участниками при регистрации сделок с ценными бумагами при проведении проверок не установлено.

 По  результатам выявленных нарушений  при проведении контрольно-надзорной  деятельности Департаментом по ценным бумагам:

проводилась работа по совершенствованию законодательства о ценных бумагах, вносились изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов;

было  вынесено 214 постановлений о привлечении  должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах на общую сумму 49,72 млн. бел. рублей.

Взыскано  в бюджет в отчетном периоде 37,6 млн, бел. рублей.

 Данные о количестве вынесенных постановлений, а также о сумме представленных санкций приведены в таблице 2.12

                                                                                                              Таблица 2.12

Количество  выставленных  постановлений и  сумм санкций за2005-2007гг.

Проверяющий орган

 

Кол-во выставленных

Постановлений / сумма санкций к взысканию  тыс. бел.руб.

Отклонение 2007 от Отклоне

ние 2006от

2005

2005 2006 2007 2005 2006
по  Брестской области 19/4820 19/7745 29/4692 10/

-128

10/

-3053

  -
по  Витебской области 22/5156 25/11450 15/3538 -7/

-1618

10/

-7912

3
по  Гомельской области 33/8901 9/2077 16/4216 -17/

-4685

7/

2139

-24
по  Гродненской области 17/3460 23/6655 14/2594 -3/

-866

-9/

-4061

6
по  г.Минску 33/8997 3/1305 78/19188 45/

10191

75/

17833

-30
по  Минской области 61/19920 18/5560 29/7962 -32/

-11958

11/

2402

-43
по  Могилевсюй области 59/37955 23/11605 26/5772 -33/

-32183

3/

-5833

-36
Центральный аппарат 31/6991 3/1915 7/1762 56/

-5229

84/

-153

-28
ИТОГО: 275/96201 123/48312 214/49724 -61/

-46477

91/

1412

-151

 Примечание. Источник: собственная разработка на основе источника

   Количество вынесенных постановлений,  а также сумм санкций   применяемых  отделами (управлением) по ценным  бумагам в 2007 году по сравнению  с 2006годом увеличилось на 91/ 1412, это связано с тем, что с  01.08.2006г. не подлежит применению  постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 08.05. 1977 № 456 « О защите прав инвесторов».  

   Кроме того, так как большинство  нарушений, допускаемых акционерными  обществами, связаны с нарушением  норм Закона, Департаментом по  ценным бумагам с целью защиты  прав акционеров, а также предупреждения повторения выявленных нарушений, проводится работа по внесению изменений в Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-3 "Об административных правонарушениях".

 Одним из направлений контрольной деятельности Департамента по ценным бумагам является надзор за соблюдением законодательства при организации биржевых торгов ценными бумагами и совершении сделок на фондовой бирже, за соблюдением правил допуска ценных бумаг к торгам на бирже, Данные функции, а также контроль за достоверностью предоставляемой информации ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" осуществляет главный государственный биржевой инспектор.

 Для предотвращения нарушений в 2007 году на постоянной основе проводился мониторинг и разрабатывались конкретные предложения по внесению изменений в законодательство.

 В рамках выполнения надзорных функций осуществлялся  прием, обработка и анализ информации, представляемой ежеквартально профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  и фондовой биржей.

   По результатам анализа информации о деятельности профучастников за 2006 год (форма № 3) было выдано 18 предписаний профучастникам для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, из них 17 предписаний - в связи с несоответствием требованиям финансовой достаточности.

 Не  устранили выявленные нарушения 5 профучастников, вследствие чего действие одной лицензии было приостановлено, действие 4 лицензий было прекращено, в связи с принятием  данными профучастниками решения  о прекращении профессиональной деятельности по ценным бумагам.

 Кроме того, было возобновлено действие 2 лицензий после устранения нарушений, повлекших  приостановление действия лицензий, (действие одной лицензии было приостановлено в предшествующем отчетном периоде).

Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь и перспективы его развития