Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:29, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических основ формирования рынка ценных бумаг, действующей практики его организации в Республике Беларусь и разработка на этой основе путей его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..
1.1 Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………
1.2 Инструменты рынка ценных бумаг и их виды………………………...
1.3 Участники рынка ценных бумаг………………………………………
2 АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…
2.1 Характеристика современного состояния рынка ценных бумаг
Республики Беларусь……………………………………………………..
Государственный надзор и контроль за функционированием рынка
ценных бумаг…………………………………………………………….
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..
3.1 Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь………………………………………………………………….
3.2 Основные направления развития рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Систематически проводилась работа по контролю за выполнением Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (далее - Указ) в части доведения размера собственного капитала (чистых активов) профучастников, осуществляющих депозитарную деятельность, до 300 тысяч евро в эквиваленте.
Таким образом, можно сделать вывод, что фондовой рынок в Республике Беларусь хоть и далек от совершенства, но он функционирует и развивается.
Общее количество действующих профучастников за 2007 год уменьшилось на 12 (16,4 %) ( на 1.01.2007 количество профучастников 70), а по сравнению с 2005 на 50 (45,0%). Прекратили свою деятельность в основном небанковские профучастники с низким уровнем собственного капитала и небольшими объемами выполняемых работ и услуг.
В целом за 2007 год произошло
значительное сокращение
Наиболее развитым и ликвидным сегментом рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является рынок государственных ценных бумаг.
Основными владельцами
По итогам 2005 – 2007гг. самыми активными участниками по объему и количеству сделок, как на первичном, так и на вторичном рынке являются ОАО «Белинвестбанк», АСБ «Беларусбанк», Иностранный банк «Москва-Минск» и ОАО «Белагропромбанк» суммарная доля в обороте которых по итогам 2005-2007гг. состовляет около 70%.
В 2007 году значительных изменений в структуре рынка ГКО/ ГДО по сравнению с 2006 годом не произошло. Доля ГКО составила 40%, ГДО 56% и ВГДО 4%.
На рынке корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь, общая сумма эмиссии акций акционерных обществ по состоянию на 01.01.2008 составила 16,7 трлн. рублей.
На фондовом рынке в 2007 году наблюдается рекордный рост торговых оборотов (более чем на 42,5 % или 2991,7 млрд бел. руб.), за счет увеличения объема торгов облигациями субъектов хозяйствования. Это связано с выпуском ипотечных облигаций, эмитентом которых стал АСБ "Беларусбанк".
Значительно
сократилось использование
Количество проводимых проверок отделами по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось (на 40 или 26,7 %).
Количество
вынесенных постановлений, а также сумм
санкций в 2007 году по сравнению с 2006годом
увеличилось на 91/ 1412, это связано с тем,
что с 01.08.2006г. не подлежит применению постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 08.05. 1977 № 456 « О защите прав инвесторов».
В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь
Белорусский рынок ценных
Рынок ценных бумаг Беларуси в настоящее время находится в довольно странном состоянии: существует развитый сегмент государственных ценных бумаг для юридических лиц и банковских облигаций, а корпоративные ценные бумаги в виде акций хотя и выпускаются в значительных объемах, но по своему назначению — для привлечения капитала — не используются.
Корпоративный рынок ценных бумаг Беларуси не развит. Существуют большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг,
далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается, он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Не смотря на это, необходимые условия для привлечения капитала посредством выпуска акций не были созданы. Более того, темпы роста количества АО существенно снизились, так же, число профессиональных участников рынка ценных бумаг начало сокращаться.
Общее количество действующих профучастников уменьшилось за 2007 год на 12 (16,4 %) ( на 1.01.2007 количество профучастников 70), а по сравнению с 2005 на 50 (45,0%)
Следует отметить, что прекратили свою деятельность в основном небанковские профучастники с низким уровнем собственного капитала и небольшими объемами выполняемых работ и услуг.
Рынок корпоративных ценных бумаг в республике характеризуется низкой ликвидностью. Большинство эмитентов с опаской относятся к возможности широкого хождения своих акций на рынке. Они боятся, что если акции их предприятия будут ликвидны, то это облегчит их скупку и захват контрольного пакета. Это не способствует эффективному распределению капитала в экономике и реализации внутренних инвестиционных возможностей.
Фондовый рынок Беларуси переживает тяжелые времена. В связи с вступления в силу в 01.07.2006 года очередного президентского указа определяющего, что депозитарной деятельностью в Республике Беларусь сможет заниматься организация, собственный капитал которой не менее 300 тысяч евро. Этой нормой, по сути, нанесен сильнейший удар по большинству небанковских частных депозитариев, которые иметь требуемый собственный капитал не могут. В отличие от банков, которые получают доходы сразу из нескольких источников, у небанковских депозитариев лицензия одна – на депозитарную деятельность – что сказывается на их доходности. Дело в том, что вступающий в силу президентский указ устанавливает уголовную ответственность депозитариев в случае распространения ими информации о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Ответственность участников рынка (эмитентов, депозитариев) возрастает, а вмешательство государства в их деятельность прогрессирует.
Вопреки рыночной экономике эмитентам (субъектам хозяйствования) после вступления в силу президентского указа ничего хорошего ждать тоже не приходится. Опасаясь скупки ценных бумаг руководством ОАО у акционеров, государство определило исчерпывающий перечень целей приобретения ценных бумаг на общем собрании акционеров.
Акционерное общество сможет на собрании акционеров приобрести ценные бумаги собственного выпуска в случаях: последующей продажи либо безвозмездной передачи государству; последующего пропорционального перераспределения среди акционеров; последующей продажи инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом, который прошел государственную экспертизу; для аннулирования. Совершенно понятно, что, установив исчерпывающий перечень целей приобретения ценных бумаг руководством акционерных обществ, государство тем самым желает поставить под свой контроль движение активов предприятий.
Складывающуюся ситуацию на фондовом рынке Беларуси нельзя назвать здоровой, ибо власть предержащие административными мерами сдерживают конкуренцию на рынке ценных бумаг. В то же время в цивилизованных странах, которые развиваются по законам рыночной экономики, государство не препятствует конкуренции на фондовом рынке, ибо последняя, повышает капитализацию компаний.
Если говорить о валовых показателях, то рынок ценных бумаг весьма значителен. Другое дело, что эта стоимостная масса играет слабую роль в экономике, поскольку ее капитализация очень низка. Среди ОАО в основном – средние предприятия и совершенно незначительная доля крупных, экономико-образующих.
Это объясняется несколькими причинами:
во-первых, основная масса акций принадлежит либо государству, либо физическим лицам, которые приобрели их за чеки “Имущество” или по льготной цене. Последние в свободное обращение выпущены быть не могут, поскольку действует мораторий на их отчуждение. Хотя значение этих акций больше психологическое. Это не более 20% всех бумаг, выпущенных отечественными ОАО. У государства пока тоже не очень получается продавать свои пакеты. К примеру, к котированию акций на бирже предприятия идут не по собственной инициативе, а под нажимом сверху – по заданию правительства или отраслевых министерств. Сами же предприятия не высказывают в этом заинтересованности. Их финансовое руководство еще далеко не в полной мере осознает, что именно в фондовом рынке необходимо искать дополнительные инвестиции в развитие. Ведь котировка акций на бирже – лакмусовая бумага для инвестора;
во-вторых, отсутствием желания у государства начать продажу находящихся в его собственности акций привлекательных предприятий. Государство на открытом рынке предлагает акции в основном проблемных ОАО, причем по явно завышенным ценам, да еще часто и с дополнительными условиями;
в-третьих, можно назвать еще и отсутствие заинтересованности менеджеров и собственников предприятий в том, чтобы цены на акции ОАО были высокими, а также страх управленцев перед поглощениями.
Движения вторичного рынка ценных бумаг у нас практически нет, т.е. в Республике Беларусь крайне низкий объем вторичного рынка акций. Это обусловлено тем, что основное количество акций (85%) принадлежит государству, и, следовательно, они не попадают в сферу обращения, в пределах 5-10% акций находится под мораторием. В создавшихся условиях оставшиеся в свободном обращении акции (5-10%) не позволяют создать в стране их ликвидный рынок, и, как следствие, использовать потенциал рынка акций в процессе привлечения инвестиций.
Рынок акций Беларуси переживает тяжелые времена. Наиболее важным достижением является, наверное, инфраструктура рынка - Белорусская валютно-фондовая биржа и депозитарная система.
Сделки с акциями в Беларуси
можно совершать как на
Биржевые торги - это, собственно, и есть рынок акций в его традиционном понимании. Торговля здесь совершается по определенным правилам, причем постоянно должны быть как продавцы, так и покупатели акций, конкурирующие между собой. В Беларуси дела с этим обстоят неважно.
Продавцов, желающих реализовать акции на торгах, практически нет. Совершаются буквально единичные сделки, а в феврале и марте 2007 года не было заключено вообще ни одной. Максимальный объем операций в 2007 г. был достигнут в июне - 1,4 млрд. Br.
Но проблема в том, что отсутствует спрос. Хотят продать, но никто не изъявляет желания купить. Причины разные. Во-первых, многие считают, что цены завышены. Во-вторых, продаются небольшие пакеты акций, но нагружаются они существенными инвестиционными требованиями. Понятно, что если стратегический инвестор захочет прийти в какое-либо предприятие и развивать его, то вряд ли он будет покупать 10% уставного фонда, да еще брать на себя обязательство вкладывать в предприятие какие-то инвестиции.
На внебиржевом рынке активность намного выше. На нем биржа в течение месяца регистрирует до нескольких тысяч сделок. Однако, как правило, это не продажа акций с целью привлечения капитала, а скупка в целях устранения ненужных акционеров и концентрации акций, не попавших по каким-то причинам под действие моратория, в руках собственников или менеджеров предприятий. Так, например, в январе проходила такая концентрация в ЗАО «Мiлавiца», и с акциями данного предприятия было зарегистрировано 983 сделки. Весной кем-то активно скупались акции ОАО «Савушкин продукт».
Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь и перспективы его развития