Рынок государственных ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Рынок государственных ценных бумаг в экономике современной России» установлено что, рынок государственных ценных бумаг является важнейшим элементом фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Цель исследования заключается в анализе развития и рассмотрения перспектив и путей повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг…………………………………………………………………... 6
1.1. Сущность рынка государственных ценных бумаг…………………….. 6
1.2. Характеристика государственных ценных бумаг……………………… 11
1.3. Доходность и ликвидность государственных ценных бумаг………… 16
Глава 2. Анализ развития рынка государственных ценных бумаг…………. 18
2.1. Анализ структуры рынка государственных ценных бумаг…………… 18
2.2. Динамика операций с государственными ценными бумагами……….. 24
2.3. Анализ доходности и ликвидности ГО…………………………………. 30
Глава 3. Перспективы и пути повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг………………………………………………. 35
3.1. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……….. 35
3.2. Основные направления повышения эффективности рынка…………… 40
Заключение ……………………………………………………………………... 47
Список используемой литературы ...………………………………………….. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по РЦБ.docx

— 96.13 Кб (Скачать файл)

Так, за 7 месяцев 2009 г. Минфином России проведено:

- 10 первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 67,305 млрд. руб., или 65,34% от общей суммы привлечения;

- 12 аукционов по размещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 32,741 млрд. руб., или 31,78% от общей суммы привлечения.

Без проведения аукциона Минфин России осуществлял в 2009 г. размещение гособлигаций только два раза - в феврале и мае. Причем необходимо отметить, что даже в этих случаях о проведении размещения госбумаг объявлялось заранее. Суммарно при таком способе размещения гособлигаций привлечение составило 2,968 млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения. Таким образом, Минфин России на сегодняшний день привлек на первичных аукционах и аукционах по размещению 97,12% от общего объема привлечения за 7 месяцев 2009 г.

Следствием проводимой Минфином России в 2009 г. политики заимствований на рынке  государственного внутреннего долга  явилось то, что из общего, объявленного к размещению объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд. руб. по номиналу размещено  облигаций на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.

Наглядное представление правильности проводимой Минфином России заемной  политики дает статистика проведения Минфином России первичных аукционов  по размещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2009 г. Таким образом, за 7 месяцев 2009 г. средний коэффициент  размещения на первичных аукционах  составил 0,6748, в то время как в 2008 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,5176.

Несколько слов о государственных  сберегательных облигациях (ГСО). Минфин России подготовил положение об обслуживании ГСО и в настоящее время  идет его согласование.

Необходимо отметить, что ГСО  в ходе доработки нормативной  базы изменили свою целевую направленность. Сейчас ГСО в большей части  превращаются в инструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной  управляющей компании и Пенсионного  фонда России. Рыночное размещение ГСО будет незначительным10.

В 2009 г. доходность к погашению государственных  облигаций, обращающихся на рынке, как  и в предыдущие годы, существенно  зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках.

В течение 2007-2009 гг. уровень доходности по государственным облигациям (индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно  ниже текущих показателей, характеризующих  инфляцию.

Существуют причины, разнонаправлено  влияющие на уровень процентных ставок на рынке ГКО-ОФЗ. Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются следующие:

- консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;

- сохранение высокого внутреннего спроса на российские долговые инструменты вследствие значительного роста объема рублевой ликвидности в условиях роста золотовалютных резервов в 2007 г. на 29,145 млрд. долл., в 2008 г. -- на 47,603 млрд. долл., в 2009г. - на 56,034 млрд. долл.;

- неготовность российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности по государственным ценным бумагам.

Среди причин, способствующих повышению  доходности, можно выделить две - сохранение высокой стоимости пассивов для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение, индекса потребительских цен в январе-июне 2009 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сохраняется  значительное превышение дюрации федеральных облигаций над дюрацией корпоративных и субфедеральных облигаций.

Если говорить про реальную доходность на рынке государственных ценных бумаг, то можно с полной уверенностью сказать, что ситуация с отрицательной  реальной доходностью в течение  всего этого года будет сохраняться. В апреле 2009 г. Правительством Российской Федерации рассмотрены перспективы  долговой политики на следующий трехлетний период - на 2009-2011 гг., которая является логическим продолжением подготовленной Минфином России в 2009 г. стратегии. В результате начинает складываться система качественного среднесрочного планирования долговых операций Минфина России, что позволяет повысить эффективность управления государственным долгом Российской Федерации и обеспечить прозрачность проводимых операций.

Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2007-2010 гг., для внутреннего  рынка сохраняются и в 2009-2011 гг. Сюда входят:

- обеспечение сбалансированности источников финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализацией государственных запасов и средствами Стабилизационного фонда Российской Федераций;

- сохранение объемов и структуры  государственного долга, позволяющих  гарантированно выполнять обязательства  по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

- осуществление государственных  внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать  рынок корпоративных и муниципальных  заимствований, обеспечивающих финансирование  инвестиций в отраслях и регионах;

- изменение структуры государственного  долга Российской Федерации в  части дальнейшего увеличения  удельного веса внутреннего долга  в структуре совокупного государственного  долга при одновременном уменьшении  внешнего долга, особенно его  нерыночной части.

Такая политика Минфина России, учитывающая  рыночные изменения, позволила значительно  снизить спрэды между федеральными облигациями и корпоративными и  субфедеральными облигациями и, соответственно, повысилась привлекательность  государственных федеральных ценных бумаг за счет повышения интереса к ним со стороны все более  широкого круга участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные направления  повышения эффективности рынка  ценных бумаг.

Восстановление российского  фондового рынка, по мнению Лялина В.А., начнется с возвращением доверия  инвесторов к компаниям и банкам, к партнерам, к государству, чему будет способствовать решение проблем  с ликвидностью и притоком иностранного капитала.

По словам Чалдаева Л.А., для решения обозначенных ранее проблем необходимо:

1. Усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому). В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства и законодательстве о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры;

2. Снизить административные барьеры и упростить процедуры. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена. Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций);

3. Развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.

Ряд проблем российского  срочного рынка связан с сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся  регулирование, контроль и надзор. Необходимо, путем утверждения нормативных  правовых актов ФСФР России, принять  решения, направленные на достижение следующих  целей:

- создание новых видов  инвестиционных фондов, ориентированных  на инвестирование в приоритетные  сектора экономики – фондов  прямых инвестиций;

- расширение перечня финансовых  инструментов для инвестирования  средств институтов коллективных  инвестиций, включая иностранные  ценные бумаги;

- введение системы управления  рисками при совершении срочных  сделок институтами коллективного  инвестирования;

- совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария;

4. Совершенствовать качество корпоративного управления. За последние годы в России многое сделано по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Вместе с тем, целый ряд проблем требуют своего решения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также предполагается устранить имеющиеся коллизии норм различных законов, касающихся ответственности руководителей обществ, уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества;

5.  Улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов. Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения.

Повышение интереса населения  к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке  индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в  области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше11.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать  компенсационные и страховые  схемы;

6. Совершенствовать регулирование на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;

7. Предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;

8. Консолидировать и формировать положительный имидж. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг России