Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа
Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.
Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.
Введение
3
1 Теоретические основы функционирования рынка государственных ценных
бумаг
6
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции
6
1.2 Этапы становления рынка государственных ценных бумаг в России
11
1.3 Классификация и виды государственных ценных бумаг
17
1.4 Определение доходности государственных ценных бумаг
22
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг
27
2.1 Обзор и анализ первичного рынка ценных бумаг
27
2.2 Обзор и анализ вторичного рынка ценных бумаг
30
3 Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России
35
3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
35
3.2 Перспективы развития рынка госудаственных ценных бумаг
36
Заключение
43
Список использованных источников
46
Приложения
Эмитентом на рынке государственных ценных бумаг выступает государство в лице Министерства финансов РФ. Первичное размещение облигаций, так же как и погашение, осуществляется Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ.
2) Инвесторы
Инвесторы - это лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.
Инвестором на рынке государственных
ценных бумаг может быть любое
юридическое или физическое лицо,
приобретающее облигации и
3) Дилеры
Дилерами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, заключившие договор с Банком России на выполнение функций Дилера на рынке ОФЗ. Они могут заключать сделки с облигациями как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени, но за счет и по поручению Инвестора. Основными функциями дилера на рынке государственных ценных бумаг являются: осуществление торговли облигациями на вторичном рынке; исполнение заявки инвесторов на покупку или продажу на первичном или вторичном рынке; приобретение облигации на праве собственности или полного хозяйственного ведения.
4) Контролирующий орган
Контролирующим органом на рынке государственных ценных бумаг выступает Банк России и Министерство финансов.
В настоящий момент на рынке ГЦБ проводят операции за свой счет или за счет клиентов около 300 организаций — дилеров. В целях повышения информационной прозрачности рынка государственных ценных бумаг по согласованию с Банком России ММВБ как торговая система на рынке государственных ценных бумаг начиная с июня 2001 г. ежемесячно публикует на своем официальном интернет-представительстве список дилеров — наиболее активных участников рынка государственных ценных бумаг. Включение дилеров в рейтинг производится при условии предоставления ими в ЗАО ММВБ письменного согласия на публикацию в списке ведущих операторов.
Таким образом, именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой. [13, c. 28]
Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи.
1.2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
Можно выделить следующие этапы становления рынка ценных бумаг:
-первый этап - рынок ценных бумаг в экономике дореволюционной России;
-второй этап – рынок ценных бумаг в планово-распределительной экономике;
-третий этап – рынок ценных бумаг в постсоветской экономике.
На первом этапе исследования
Россия была преимущественно аграрной
страной, где преобладали в основном
натуральные отношения. В этот период
предпринимательская
В результате указанных причин
появилась новая форма
Все эти изменения привели к тому, что произошел постепенный отход государства от финансового безвозмездного изъятия средств к возвратному. Первый выпуск выигрышных займов был не совсем удачным, так как население в силу своей инертности не приняло сразу этого новшества, на это так же повлияла отрицательная репутация прежних государственных займов, которые по своей сути и на деле становились безвозвратными. Последующие займы стали пользоваться у населения большей популярностью.
Распространение облигаций
производилось банками, которые
покупали их у правительства, а затем
продавали населению через
Создание акционерных обществ было связано со строительством железных дорог. Строительство железных дорог было предоставлено акционерным компаниям. Правительство же стало выступать гарантом частных акционерных компаний.
Кроме осуществления внешних заимствований, российское правительство использовало новые виды долговых обязательств, обращающихся на внутреннем рынке и относящихся к долгосрочным рыночным инструментам. Это были рентные займы.
Применение рентных
Так же данный этап характеризуется
кризисами, которые в основном были
связаны с военными действиями. Бюджет
опять стал дефицитным. В этот период
долгосрочные ценные бумаги не были востребованы,
так как экономическая ситуация
оставалась нестабильной, поэтому государство
использовало краткосрочные долговые
обязательства, выпуск которых осуществлялся
каждый год. Правительство прибегало
к эмиссии, но уже посредством
Госбанка. Госбанк покупал
В период 1904-1908 годах наибольшая часть выпущенных ценных бумаг приходилось на займы государства. Это объясняется огромными расходами, связанными с Русско-японской войной.
В результате проведенного анализа было выявлено, что российское правительство в период построения капитализма постепенно перешло от финансовых, безвозмездных методов изъятия: эмиссии денежных знаков, изъятия вкладов из казенных банков – к кредитным: посредством выпуска процентных ценных бумаг.
Советский период с точки
зрения развития государственных ценны
бумаг был разбит на следующие
этапы: 1917-1929гг. – переход от капитализма
к социализму; 1930 – 1940гг. – период
построения планово-распределительной
экономики; 1941 – 1945гг. – военный
период; 1946 – 1989гг. – период восстановления
народного хозяйства и
С 1917 года начался новый этап в развитии советского государства, а значит привлечения свободных денежных средств. Трансформация общественного строя изменила задачи, стоящие перед вновь образованным государством и определила новые пути их решения. К ним относились: национализация земли, банков, промышленности, торговли и др. Для того чтобы покончить со старой государственной системой. Советское правительство приняло декрет от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов Царской России», в соответствии с которым по всем государственным займам прекращались выплаты с 1 декабря 1917 года.
Это решение лишило возможности получения внешних займов советской республикой на длительный срок, но и внутренние ресурсы стали ей недоступны. Разрушив созданную Российской Империей структуру сберкасс, новая власть лишилась в будущем источника финансовых средств.
В период становления советское
правительство не имело возможности
использовать кредитные методы привлечения
денежных средств посредством выпуска
государственных обязательств, так
как для этого необходимо наличие
свободных капиталов у
Только с начала 20-х
годов, при проведении новой экономической
политики, положение стало меняться
к лучшему, и у власти появилась
возможность использовать различные
виды займов, отличающихся сроком, местом
и способом размещения. Усилилась
система сборов налогов, стали выпускаться
облигации государственного займа.
Государственные займы
Первые займы хлебный
и сахарный, выпущенные новой властью,
погашались товарами. Облигации использовались
в качестве средства обращения весь
срок до их погашения. Облигации, по своей
сути, еще не являлись кредитным
инструментом, правительство с их
помощью покрывало свои нужды
в денежных знаках, обеспечивая товарообмен.
Последующие займы
Кроме того, сберкассы выпускали
специальные сертификаты, которые
имели государственную
Помимо размещения новых облигаций государство осуществляло и конверсию ранее выпущенных займов. Так как займы в основном носили характер принудительности, то и конверсия проводилась в принудительном порядке.
Вторая мировая война
положила начало новому периоду становления
финансово-кредитных отношений
Таким образом, на основании
анализа периода
во-первых, это наличие
нескольких этапов экономического развития
и экономики и финансово-
во-вторых, произошел полный отказ от рыночных методов распространения государственных займов и переход к плановому распределению;
в-третьих, государство при размещении обязательств исходило из собственных интересов;
в-четвертых, займы стали носить принудительный характер, снизилась их ликвидность, распространение займов было поставлено под жесткий административный контроль.
Данному этапу характерна
реструктуризация экономики и переход
нашей страны на новый метод ведения
хозяйства, произошел отказ от принципов
планового распределения
С началом перехода к новой
форме общественных отношений государственные
заимствования использовались в
основном с целью – финансирования
дефицита бюджета. Значит, в условиях
профицита бюджета
В размещении российской части Государственного внутреннего долга 1990 года приняли участие несколько брокерских фирм, которые реализовали долговые обязательства на 300 с лишним миллионов.
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития