Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
Региональные и муниципальные финансы, состав, структура и принципы их организации.
Ф-8) Тер-ые фин-сы пред-ют собой сис-у эк-их отн-ий, кот-ая распр-ет и перер-ет НД на эк-ое и соц разв-е тер-ий, а также на выравнивание уровней жизни и соц-ого разв-я локальных тер-ий (бюдж-е рег-ние в целях выравнивания дох-ой базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории). Стр-ра фин суб-а РФ выглядит т.о.: - бюджет субъекта РФ; - бюджеты мун-ных обр-ий тер-ии; внебюд-е фонды суб-в РФ; иные фин-е ресурсы, привлекаемые для фин-я обще тер-х потр-ей. Стр-ра местных фин-в выглядит т.о.: - местный бюджет; - иные фин ресурсы.
Осн пок-ми бюд-а тер-ии выступают: объем доходов бюд.; объем расх. (тек-их и капиталовложений); деф бюджета; источники фин.; и.т.д.
Рег-ые фин-ые рес-ы это сов-ть ден-ых ср-в, соз-х и исп-ых на эк-ое и соц-е раз-е тер-й, и ден-е отн-я, возн-е по поводу форм-я, распр-я и исп-я рег-х фондов фин-х рес-ов для решения многообразных задач суб-ов РФ. Эти отн-я скл-тся м/д органами гос-й власти суб-а РФ, мун-ми образ-ми и нас-ем, живущим на тер-ии, а также хоз-ми суб-ми. Принципы орг-ии рег-ых фин-в: самост-сть; сбалансированность; гос-ая фин-ая поддержка (целевая и нецелевая фин-я помощь из фед бюд); прозрачность; гласность.
Фин-е расх-в фед-ого бюд-а на тер-ии суб-а РФ может осущ-я ч/з тер-ые органы фед-ого казн-ва, в т.ч. за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на тер-ии и подлежащих зач-ию в гос-ый бюджет. Гл напр-ем исп-ия рег-ых фин-в являя-я фин обеспечение соц-ой и, частично, произв-ой инфраструктуры. Кроме бюдж-х ассигнований, для этого привлекаются и средства субъектов хоз-я (п/п, орг-й).
Осн-ой сос-ой частью рег-ых фин-ов, безусловно, явл-ся: во-первых, рег-ые бюдж, во-вторых, ср-ва хоз-их суб-ов, к которым отн-ся фин-ые ресурсы п/п, фирм, орга-ий, исп-ые ими на фин-ие соц-но-культ-ых и жил-но-ком-ых объектов. Третьим компонентом рег-х фин-в явл-я тер-е внебюд-ые фонды. Ист-ми форм-ия таких фондов служат заемные рес-сы, добровольные взносы п/п и населения, спец-ые сборы, пост-я из центр-ых внебюдж-ых фондов Внебюдж-ые фонды чаще всего имеют целевое назначение. Рег-ые внебюдж-ые фонды форм-ся зак-ми орг-ми суб-та РФ за счет сл-их ист-ов: добр-ые взносы и пож-ия юр и физ л.; адм-ые штрафы за загрязнение окр-ей среды и др нар-ия природоохранного зак-ва; адм-ые штрафы за порчу историко-культурного насл-ия; доходы от проведения местных займов и лотерей, аукционов. Ср-ва внебюд-ых фондов исп-тся на следующие цели: стр-во объектов соц-но-бытового назн-ия; благоустройство тер-ии; затраты, связ-ые с ростом тек-их расх рег-ого бюджета; соз-ие и сод-ие объектов общерег-ого значения.
Функц-ие и разв-е фин суб РФ осн-ются на концепции рег-ой эк-ой и фин-ой пол-ки. Осн цели рег фин пол: обесп-ие основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве; обесп-е единых минимальных соц-ых стандартов и равной соц-ой защиты; выр-ие усл-й соц-но-эк-го и фин-ого разв-я рег-ов; приоритетное развитие рег-ов, имеющих особо важное стратегическое знач-е; становление и обесп-е гарантий местного самоуправления.
Сов-е фин-ых и нал-ых отн-ий м/д РФ и суб-ми, а также органами гос-ой власти и местного сам-ия направлено на пов-ние уровня бюд-ого само-я рег-ов и мун обр-ий. Для этого необ-мо закр-ие за суб-ми РФ пост-ых фин-ых, а прежде всего, нал-ых дох для сам-ого форм-ия бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные фин потоки м/д бюдж разл Ур-ей, снизить объемы федер фин под-ки рег-ов, способных к самофинан-ию.Бюд суб РФ предст-ет собой форму обр-я и расх-я ДС, пред-ых д/обесп-я задач и функций, отнесенных к предметам ведения суб-а РФ.Конс-ный бюд суб РФ свод бюд рег и бюд мун-х образ, нах-ся на его тер-ии.Полномочия органов гос-ной власти суб-в РФ в сфере рег-ия бюд-ых право+й закл в:- уст-ие порядка сос-ия и рас-ия проектов бюд-ов суб-в РФ, утв-ия и исп-ия бюдж-в, осущ-ии контроля за их исп-ем и утв-ии отч-в об исп-и; - сост-ие и рас-ие проектов бюджетов суб-ов РФ, конс-ых бюдж-ов, утв-ии и исп-ии бюд, осущ-и контроля за исп-ем и утв-ии отчетов об исп-ии бюд-в суб РФ и бюд территориальных внебюдж фондов;- распред доходов от рег-ых налогов и сборов, иных доходов суб РФ м/д рег бюдже и мест бюдж; опред порядка направ в бюджет суб РФ доходов от использ собств-ти доходов от налогов и сборов суб РФ, иных доходов бюджета;
Расх рег-ых бюдж. Форм-ие расх-ов бюдж-в суб РФ базируются на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, факт-их затр-ах на ок-ие гос-ых услуг.Сос-ые части расходов бюджетов соотв-т единой бюдж-ой класс-ии расходов по функциям, эк-им оп-ям испо-я ассигнований, ведомствам, получающим бюдж-ые ассигнования. Необх-ть сбаланс-ти рег бюдж предполагает сл ист фин-я его дефицита:- внутр-е: гос-ые займы путем выпуска ценных бумаг от имени суб РФ; бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; кредиты от кредитных орг-ий;
внешние: гос-ые вн-ие займы от имени суб РФ. Оказ-е фин-ой помощи из фед-ого бюд бюдж-м суб-в РФ м/б осущ-но в сл формах: дотации (межбюджетные трансферты, пред-ые на безво-ой и безво-ой основе без установления направлений и (или) условий их испо-я)на выр-ие уровня мин-ой бюдж-ой обесп-ти; субвенции(это бюдж. ср-ва, пред-мые бюджету др-го уровня бюд-й сис-мы РФ или юр.л. на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-ие опред-ых цел-ых расх-в.) на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.
Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм.
Ф-9)Фин коммер. Орг-ций и п/п предс-ют собой эк-ие отн-я, возн-ие в процессе форм-я правовых форм, производства и реал-ии продукции (ПРП), образ-я собст-х фин-ых рес-ов, привл-ия вн-х ист-ов фин-ия, их расп-ия и испо-ия. Фин-ам комм-ой орг-ции и П/П (КОиП) присущи те же функции, что и общегос-ным финансам, — распред и контр-ая. Посредством распред-ной функции происходят форм-ие капитала, образ-ся за счет вкладов учр-ей, обе-ется опт-ое сочетание интересов отд-ых товаропроизводителей, хозего субъекта(ХС) и гос-тва в целом. Конт функция — стоимостный учет затрат на ПРП и формие доходов и ден фондов. При нарушении нормального кругооборота средств, увел-ии затрат на произ-во продукции снижаются доходы ХС и общ-ва в целом, что свид-ет о нарушении в произв-ном процессе, недостаточном возд-ии распред-ных отн-ий на деят-ть производства. Принципы организации фин п/п :Фин-вые отношения КОиП строятся на принципах: хоз-ная самост-ть, самофин-ие, матер. Заинтер-сть, матер. Ответ-ть, обеспечение фин. резервами.(ФР)• Принцип хоз-ной само-ти. Его реал-ия обеспечивается тем, что ХС независимо от формы собственности сам-но опр-ют свои расходы, ист-ки фин-ния, нап-ия вложений ДС с целью пол-ия прибыли. Гос-тво регламентирует отд-ые стороны их деят-ти. КОиП всех форм соб-ти уплачивают необ-ые налоги. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным зак-но.• Принцип сам-ия. Реал-ия этого принципа — одно из осн-ых усл-ий предприн-ской деят-сти и обесп-ет конкурентоспособность ХС. Самофинан-ие означает полную окупаемость затрат на производство и реал-ю продукции, инвест-е в развитие производства за счет собств-ых ДС, банк. и коммер. Кр-ов. • Принцип мат-ной заинтерес-ти — объективная его нео-сть диктуется осн-ой целью предприн-кой деят-и — получ-ем прибыли. Реал-я этого принципа может быть обеспечена достойной ОТ, оптимал. Налог. политикой гос-ва.• Принцип мат- ответст-ти — озн-ет нал-ие опр-ной сис-мы отве-ти за результаты фин—хоз-ной деят-ти. Фин. методы реал-ии этого принципа различны для отдельных ХС, их рук-ей и отд-ых раб-ков. Принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы. К отд-ым рабо-ам КОиП прим-тся сис-ма штрафов, лишения премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дис-ны. Факторы, влияющие на орг-ию фин-ов п/п. Орг-но-правовая форма хоз-ия (ОПФХ) опр-ся ГК РФ. Юрид-ким лицом признается орг-ция, кот-ая имеет в соб-ти обособленное им-во и отвечает по своим обяз-ам этим им-ом. Может от своего имени приобретать и осущ-ть им-ые и личные неимущ-ные права, нести обяз-ти, быть истцом и отв-ом в суде. Юр.л. могут быть орг-ции: преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деят-ти — комм-кие орг-ции либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участ-и — некоммерческие орг-ции. КОиП, являющиеся юр.л., могут создаваться в форме хоз-ых орг-ий и обществ, производственных кооперативов, гос-ых и мун-ых п/п. ОПФХ опр-ет сод-ие фин-ых отн-ий в процессе создания УК. Уч-ки полного тов-ва должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал полного тов-ва к моменту его рег-ции. Оста-ая часть должна быть внесена уч-ом в оговоренные в уч-ом договоре сроки. ОАО и ЗАО образуют УК из ном-ной стоимости акций общ-ва, приобретенных акционерами. Его вел-на должна быть не менее размера, пред-ого Законом РФ об АО. При учр-ии АО все его акции должны быть распределены среди учр-ей. Выручка от ре-ции прод-ии явл-ся осн. Ист-ом возм-ия затр-ых на произв-во прод-ии ср-в. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота ср-в, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обяза-в, штрафные санкции. Испол-ие выручки харак-ет начал. стадию распред-ых процессов. Фонды обращения, хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обесп-я единства производства и обращ-я. Прибыль и рентабельность как показатели эф-ти деят-ти п/п. Прибыль - чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыли присущи три функции: 1.экон-кого пок-ля, харак-его фин-ые рез-ты хоз-ной деят-сти; 2.стимулирующей фун-ии, проявляющейся в процессе ее распр-ния и исп-ия; 3.одного из осн-ых ист-ов форм-ия фин-ых рес-ов КОиП, а также одного из осн. Ист-ов формирования дох- части бюдж- разных уровней. Рентаб-сть прод-ии рас-ся как по всей реал-ой прод-ии, так и по отд-ым ее видам Этот пок-ль можно расс-ть и по чистой прибыли. Рентаб-ость вложений в п/п опр-ся как % отн-ие прибыли к стоимости им-ва п/п, характ-ет уровень продаж на один рубль вложений в им-во п/п.
\
Функции денег и их роль в рыночной экономике
ДКБ-1) Д — спец-ий товар, к-ый явл-ся экв-ом ст-ти др тов-в. Де-ми могут выступать разл-е вещи, обяз-ва и вещно-обяз-ые комплексы. Сущность денег как эк-ой кат-ии прояв-я в их функциях, к-ые выр-ют внутр-ю основу, сод-ие Д:1. как меры стоимости. Д как всеобщий экв-нт измеряют ст-сть всех товаров. Однако не Д делают товары соизмеримыми, а общественно необх-ый труд, затр-ый на произв-во товаров, создает условия их уравнивания. Закл-ый в товаре общ-но необх-ый труд опр-ся в произв-ве ч/з соизмерение товаров друг с другом до момента их реал-ии-2.как средства обращ-я. Д при обр-и тов-в должны присутствовать реально. В этом процессе Д играют роль посредника в процессе обмена. Д остаются постоянно в обмене и непрерывно его обсл-ют. Это значит, что Д способствуют разв-ю товарного обмена. Актив называется ликвидным, если его можно обменять на товар или услугу при низких транзакционных изд-х и при относительно опр-ой номинальной ст-ти. Ценность Д, как ср-ва обращ-я, закл-я в их пок-ой СП-ти. Пок-ная СП-ть не обяз-но д/б обусловлена внут-ей ст-ю. Она может опр-ся доверием держателей ден-х ср-в. 3как ср-ва нак-я и сбережения. Д, являясь всеобщим экв-ом, т.е. обесп-ая его владельцу пол-ие любого товара, становятся всеобщим воплощением общ-ого бог-ва. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сб-ию. Ценность Д, как ср-ва сб-я, опред-ся проц-ой ставкой, то есть ценой исп-ия заёмных (взятых в долг) денег-: 4. - как средства платежа (одновр-ое исп-ие Д как ср-ва обр-ия и как единицы счета!) 5.мировых денег.- всеобщее платежное ср-во - всеобщее пок-ое ср-во - всеобщая материализация обще-ого бог-ва, – Д явл-ся ср-ом перенесения нац-ого бога-ва из одной страны в другую при взимании контрибуций, репараций или предоставлении займов. Роль Д в совр-ой рыно-й эк-ке: 1. связующего звена ж/д товаропроизводителями. 2. Д становятся капиталом, или самовозрастающей ст-ю. Д превращаются в ден-й капитал в воспроизводстве индивидуального капитала благодаря тому, что их функц-е вкл-о в кругооборот пром-ого капитала. Если же продукция продается за наличный расчет, а на выр-ые деньги пок-ся ср-ва производства, то Д служат и ср-ом обращ-я, и капиталом. Если прод-я продается в кредит и по истечении срока кредита долговые обяз-ва пог-тся Д, то здесь они служат и капиталом, и средством платежа. 3. С помощью денег происходит образ-е и перерас-е НД через гос-ый бюд, налоги, займы и инфляцию. 4. Д явл-я объектом денежно-кредитного рег-ия экономики промышленно развитых стран, основанного на монетаристской теории денег.
Закон денежного обращения и его действие в поддержании общеэкономического равновесия страны.
ДКБ-3)Разл-ют 3 теории Д: 1. Металл-ая. Возникли в период первоначального накопления капитала в 16-17 в.в. Основатель – Стаффорд. Для теории хар-но отождествление богатства общ-ва с драгметаллами, которые выполняли все функции Д. Сторонники этой теории не видели необх-ти замены полноценных Д бумажными и выступали против них. 2.Номиналистическая теория Д. Основатели Беркли и Стюарт. В основе лежали сл-ие пол-я: 1) деньги создаются гос-м, 2) ст-ть Д опр-ся их номиналом. Осн-ой ошибкой их было положение о том, что ст-ть Д опре-ся гос-ом, номиналисты оторвали бумажные деньги от золота и от ст-ти товара. Тем самым они отрицали товарную природу Д. 3. Количественная теория Д. Основоположник Боден. Основы совр-ой кол-ой теории были заложены американцем Фишером. Он определял 6 факторов, от кот-ых зависит пок-ная ст-ть денег: 1) кол-во нал-ых Д в обращении, 2) скорость обращ-я Д, 3) средневзвешенный уровень цен, 4) кол-во товаров, 5) сумма банковских депозитов, 6) скорость депозитного обращ-я. На основе колич-ой теории возникло 2 напр-я: монетаризм и кейнсианство. Сторонники кейнсианства пред-ют активное участие гос-ва в регул-ии массы Д в обращ-ии и отдают предпочтение мерам по целесообразному увел-ию кол-ва Д в обращ-и для стим-я занятости и деловой активности. Такие меры могут при опр-ых усл-ях способствовать росту производства, но также развитию инфляции. Т.о. при кейнсианском подходе меры направлены на усиление роли Д в стимулировании спроса. Монетаристы, признавая роль Д и наличия в обращ-ии необх-ого их кол-ва, они рас-ют на то, что в условиях рын-ой эк-ки, с одной стороны, кол-во Д в обр-и подвержено саморегулированию, с другой – имеет значение сдерживающее возд-ие гос-ва на массу Д в обр-ии. Здесь важно. Чтобы обоснованное уменьшение массы Д в обр-и стимулировало усиление заинтересованности в получении Д, соответственно и рост предложения товаров. Т.о. при мнетаризме меры направлены на стим-ие ограничения спроса по сравнению с предложением товаров. Кол-ая теория Д отражает влияние изменения массы Д в обороте на уровень цен и на заинтересованность в повышении эф-ти произв-ва. Такое влияние денег было отражено в законе ден-го обр-я: MV = PQ, где M – кол-во Д в обр-ии,V – скорость обр-ия Д ,P – ср-ий Ур-нь цен товарных сделок, Q – кол-во (объем) тов-ых сделок. Гл-ую роль в установлении уровня цен играет кол-во денег в обращ-и. К этому сводится основное сод-ие кол-ой теории Д: уровень цен определяется кол-ом Д в обр-ии, или уровень цен изменяется пропорционально изм-ю массы Д в обр-ии. Недостаток: реш-ее влияние на Ур-нь цен оказывают изм-я кол-ва Д в обр-ии, в то время как в действительности изм-я цен обусловлены изм-ями ст-ти товаров. Т.о., можно сделать вывод, что общим для рас-я теории Д явл-ся признание роли денег в развитии эк-ки и необх-ти рег-я массы Д в обращи.После кризиса Д растут быстрее, чем М: падения произ-ва, не растет ден масса, инфляция 10%Нельзя увел-ть М,т.к. это приводит к повышению цен.До криза наоборот: идет эк-ий рост, снижается скорость обращ. Д, гос*во коррект. Инфл. В сторону уменьшения.