Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

shporgalka_po_gosniku.doc

— 721.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система доходов, принципы организации их источников и доходных поступлений.

БС-9) Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с  БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Виды доходов бюджета: К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. 1. Налоговые доходы: относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в т. ч. от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. 2. Неналоговые доходы: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в т. ч. казенных; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия; - средства самообложения граждан; - иные неналоговые доходы. 3. Безвозмездные поступления: - дотации из других бюджетов БС РФ; - субсидии из других бюджетов БС РФ (межбюджетные субсидии); - субвенции из ФБ и (или) из бюджетов субъектов РФ; - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов БС РФ; - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: - доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; - средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях; - средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление; - плата за пользование бюджетными кредитами; - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или МО; - часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; - другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. К собственным доходам бюджетов относятся: - налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; - неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; - доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

казначейского исполнения бюджетов.

БС-11) В мировой  практике встречаются 3 основные системы  орг-ции кассового исп-я б-та: 1) казначейская; 2) банковская; 3) смешанная. При казн-ой системе кассового исп-я б-та приходно-расходные оп-ции возлагаются на спец-ый орган МинФина – казн-во и систему казн-х касс. Казначейское исполнение бюджета - в РФ – орг-ция исп-я и исп-е б-та, управление счетами б-та и бюдж-ми ср-вами ОГВ, являющимися кассирами всех распорядителей и получателей бюдж-х ср-в. При банковской системе кассовое исполнение осуществляется банками (обычно ЦБ). Т. е. управление бюдж-ми ср-вами возлагается не на исполн-ую власть, а на банк-ую систему. Кач-во управления финансами при банк-ой системе кассового исп-я б-та зависит от того, наск-ко эфф-но работает банк-ая система страны, а также наск-ко полно и чётко сформулированы усл-я дог-ра на обслуж-е бюдж-х счетов. Смешанная система предполагает кассовое исп-е б-та как казнач-ми кассами, так и банками. В России кассовое обслуживание исп-я б-тов БС РФ возложено на Фед казн-во, что закреплено ст. 215.1 БК РФ. Полномочия Фед казн-ва в настоящее время регламентируются БК РФ (ст. 166.1) и Положением «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004 г. № 703. Для кассового обслуж-я исп-я б-тов бюдж-ой системы РФ Фед казн-во открывает в ЦБ РФ счета, через которые все кассовые оп-ции по исп-ю б-тов осущ-ются Фед казн-вом либо ОГВ субъекта Федерации с соотв-ии с соглашением, предусмотренным ст. 215.1 БК РФ. Основным принципом орг-ции казн-го обслуж-я кассового исполнения бюджета является принцип единства кассы, который предусматривает, что орган, осущ-ющий кассовое исп-е б-та  (Фед казн-во), открывает в учреждениях ЦБ РФ единый счёт, на который зачисляются все поступающие доходы б-та и поступления из ист-ков финн-я дефицита б-та и производятся все предусмотренные б-том расходы. Принцип осуществления бюдж-х расходов и платежей в пределах фактич-го наличия ср-в на едином счёте б-та зафиксирован в ст. 219 БК РФ, где чётко определено, что подтверждение исп-я ден-х обяз-в осущ-ется на основании платёжных док-тов, подтверждающих списание ден-х ср-в с единого счёта б-та в пользу ФЛ или ЮЛ, б-тов бюдж системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных док-тов, подтверждающих проведение неденежных оп-ций по исполнению денежных обяз-в получателей бюдж-х ср-в. Ещё одним принципом казн-го исп-я б-та явл-ся принцип подведомственности. Данный принцип означает, что распорядитель и получатель бюдж-х  ср-в могут получать показ-ли бюдж-ой росписи, ЛБО и объёмы финн-я только от глав распор-ля бюдж-х ср-в того б-та, в ведении которого они находятся. Принцип прозрачности б-та – учёт расходов и доходов в разрезе БКРФ.

!!! Исполнение б-тов органами фед-го казн-ва происходит на основании Зна о б-те на соотв-ющий год и представляет собой параллельно осущ-емые процессы: исп-я б-та по доходам, исп-я бюджета по расходам и исп-я б-та по ист-кам фин-я. Исполн-е б-тов по доходам предусматривает: зачисление на единый счет б-та доходов от распределения н-гов, сборов и иных поступлений в БС РФ;  возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм % за несвоевременное осуществление такого возврата и %, начисленных на излишне взысканные суммы; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соотв-ии с зак-вом РФ о налогах и сборах; уточнение адм-ром доходов б-та платежей в б-ты БС РФ; перечисление Фед-казн-вом ср-в, необх-х для осущ-я возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм н-гов, сборов и иных платежей с единых счетов соотв-ющих б-тов на соотв-ющие счета Фед-казн-тва, предназначенные для учета поступлий и их распредя между б-тами БС РФ, в порядке, установлом Минфином РФ; составление отчет-ти о доходах соотв-ющих б-тов. Исполн-е б-та по расходам предусматривает: 1) принятие бюдж-х обязательств – осущ-ся путём заключ-я гос и мун контрактов, иных дог-ров Ю и Ф Лицами. 2) подтвержд-е ден обяз-в – составл-е бюджетополучателем платёжных док-тов на фин-е расходов. 3) санкционирование оплаты бюдж обяз-в – проверка органами казн-ва или др финн органами платёжных док-тов получателей и соверш-е разрешительной надписи для осущ-ния финн-я, т.е. осущ-е текущего контроля исполн-я б-та. При этом проверяется : 1- правильность оформл-я платежных док-тов; 2- соотв-вие доходов в смете бюдж учрежд-я; 3- соотв-е док-тов ЛБО – объем ср-в, кот гарантированно будет выделен из б-та; 4- наличие оправдательных док-тов для финн-я расходов(дог-ра, сч-фактуры и тд). 4) подтвержд-е исп-я ден обяз-в осуществляется на основании платежных док-тов, исполненных банком. Исполн-е б-та по ист-кам финн-я дефицита б-та. Исп-е б-та по ист-кам фин-я дефицита б-та осущ-ся гл-ми адм-рами, адм-рами ист-ков фин-я дефицита б-та в соотв-вии со сводной бюдж-ой росписью в порядке, установл-ом фин-м органом в соотв-вии с полож-ми БКРФ. Санкционир-е оплаты ден обяз-в, подлеж-х исп-ю за счет бюдж ассиг-ий по ист-кам финн-я дефицита б-та, осущ-ся в порядке, установленном фин-ым органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная классификация  РФ, сущность, состав и принципы ее построения.

БС-2) Важнейшей  составляющей устр-ва БС явл-ся БКл. Она  предст-ет собой группировку дох  и расх бюджетов всех уровней, а также источники финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. БКл-цию устанавливает МинФин РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения гос бюдж-та. Построение БКл-ции регламентируется ФЗ «О БКл РФ». Этот док-т включает в себя: 1. класс-цию доходов бюджета РФ 2. функциональную класс-цию расх бюдж РФ 3. экономич клаа-цию расх бюдж РФ 4. класс-цию источников внутр финансир-ия дефицита бюджета РФ 5. класс-цию источников внешн финансиров деф бюджета 6. класс-цию видов гос внутр долга РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. 7. класс видов госуд внешних долгов РФ и госуд внешних активов РФ 8. ведомственную класс-цию расх ФБ. Класс-ция доходов бюдж РФ – это группировка дох бюдж-ов всех уровней БС, определяющих источник формирования дох бюджетов всех уровней БС РФ. Группы  доходов состоят из статей доходов, объед-щих конкр виды дох по источникам и способам их получения. Все бюдж дох объединены в 4 группы: налог дох, неналог дох, безвозм перечисления, дох целевых бюдж фондов. Расх бюдж – это ДС, направляемые на финанс обеспеч задач и функций госуд и местного самоупр-ия. Разл-ют 3 стр-ры расх бюджета: функциональную, экономич и ведомственную. Функц – предст-ет собой четырехступенчатую группировку расх  бюдж-ов всех уровней БС РФ по отраслям деят-ти и звеньям упр-ия, отражает направление бюдж ср-в на выполнение осн ф-ций гос-ва. Отраслевая – позволяет выявлять пропорции распределения бюдж ср-в и путем их корректировки добиваться нужных сдвигов в отраслевой стр-ре.  Функциональная – позволяет в процессе исполн бюдж проводить группировку приоритетных направлений в самост подразделы, обеспечивающие в совокупности решение общих программ. Ведомственная – позволяет осущ-ть адресное выделение фин ресурсов, отражающее распредел ср-в по их конкретным распорядителям.  Экономич , основанная на эк содержании расх бюджета, позволяет видеть их роль в обществ воспроизв-ве. В соотв с ней расх бюдж в России подразд-ся на текущ и накопительные, расх на создание гос запасов и резервов, приобретение земли и НМА. Класс-ция источников финансирования дефицита бюдж РФ предст-ет собой группироваку заем ср-в, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоупр для покрытия дефицитов соответствующих бюдж-ов. Здесь разл-ют группировки внутр иисточников финансиров дефицитов  бюдж-ов РФ и внешних источ финансир федер бюджета. Претерпела изм классиф дох : в бюдж классиф, действующей с 2005 г., осуществлено: - закрепление доходных источников за соотв администраторами поступлений в бюджеты РФ; - приближение классиф-ции дох бюдж-ов РФ к м/дунар стандартам статистики гос финансов. Далее планир-ся отказаться от практики утверждения бюдж классиф отдельным фед законом. Законом б закрепл-ся лишь основные, обяз для всех уровней БС, позиции эконом и функц классиф расходов бюдж-ов, а также классиф дох  и источников финансир дефицита бюдж-ов. Дальнейшая стр-ра классиф-ции опред-ся органами власти соотв уровня при принятии закона о бюджете. Такой подход обеспечит испол власти большую гибкость при составд проекта бюдж в рамках законод установленных единых принципов бюдж классификации.

 

 

 

 

 

Понятие и сущность бюджетного федерализма.

БС-4)Термин «федерализм» означает форму государственного устройства на федеративных, добровольных, началах. Главным признаком федерализма является разделение властей по уровням государственно-территориального устройства страны при верховенстве центральной власти. Одной из особенностей российского федерализма является то, что он базируется на двух началах: национально-территориальном и административно-территориальном. Бюджетный федерализм является частным случаем общего понятия федерализма. Положение о том, что в условиях федеративного государства межбюджетные отношения должны базироваться на принципах бюджетного федерализма, нашло поддержку в Постановлении Правительства РФ от 15.08.01 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», а также содержалось в проекте Бюджетного кодекса. Однако действующий Бюджетный кодекс, а также иные законодательные акты не содержат понятия бюджетного федерализма. Высказывается мнение, что бюджетный федерализм представляет собой систему отношений (правовых, политических, экономических, бюджетных, налоговых и др.), направленную на поиск баланса интересов органов власти всех уровней в целях обеспечения населения бюджетными услугами в объеме и качестве не ниже гарантированного минимума на всей территории страны. Межбюджетные отношения в этом случае рассматриваются в качестве одной из составляющих частей бюджетного федерализма (Пупенко Д.П.). В работах отдельных авторов бюджетный федерализм понимается как «система автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти» (Галицкая С.В.) или как «система налоговых и межбюджетных отношений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления на всех стадиях бюджетного процесса» (Бетин О.И.). Профессор В. М. Родионова дает следующее понятие бюджетного федерализма: это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации, представленные республиканским бюджетом РФ, с интересами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Содержание бюджетного федерализма, по словам В. М. Родионовой, включает: - трехуровневую систему бюджетных отношений и четкое разграничение функций между ними; - самостоятельность каждого бюджета, обеспечивающую высокую степень автономии региональных и местных бюджетов; - сохранение за федеральным бюджетом доминирующего положения в общей бюджетной системе страны; - прозрачность межбюджетных отношений, основанную на понятных и приемлемых для всех субъектов Федерации подходах определения размеров финансовой помощи, выделяемой нуждающимся в ней регионам. Основное назначение принципа бюджетного федерализма - это обеспечение оптимального сочетания интересов субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных сообществ с общегосударственными интересами. Формирование бюджетов всех уровней, как известно, обеспечивается за счет налоговых и неналоговых доходов. В связи с этим оптимальный бюджетно-налоговый федерализм должен реализовываться прежде всего на основе оптимальной налоговой системы государства. Сущность бюджетного федерализма раскрывается через следующие основные принципы: 1. единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам; 2. сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в консолидированные бюджеты субъектов Федерации на объективной основе; 3. высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала на соответствующей территории, имея в виду и предоставление им необходимой для этого налоговой инициативы; 4. активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"