Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
- типы банковских учреждений, подлежащих надзору; - процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций; - стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности; - порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций; - обязательность аудиторских проверок; - порядок назначения временной администрации по управлению банком; - объявление банков неплатежеспособными. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора: 1. Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка; 2. Департамент банковского надзора; 3. Управление инспектирования коммерческих банков. Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком. Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль. Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами. Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами. Основные цели и задачи системы банковского надзора в России на современном этапе: - обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. - В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации. Правовые основы организации надзора и контроля определены: а) в ФЗ от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 20.06.96) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ). Согласно закону, Банк России выполняет следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций", издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами".
б) в ФЗ от 02.12.90 N 395-1 (ред. от 03.02.96) "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) , Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов: б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами. "
Коммерческие банки, их сущность, функции и операции.
ДКБ-8) Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. К банковским операциям относятся:1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;8) выдача банковских гарантий;9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц. Кредитная организация помимо перечисленных вправе осуществлять:1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;6) лизинговые операции;7) оказание консультационных и информационных услуг. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Воздействие Центрального банка на денежно-кредитную сферу может осуществляться при помощи трех главных инструментов денежной политики: изменение ставки рефинансирования; изменение нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке. C 1 марта 2008 года устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов: по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ — 4,5 %; по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте — 5,5 %; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте — 5 %. Операции коммерческих банков можно разделить на три основные группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические и доверительные. Ресурсы банков складываются из собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные средства - акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль. Основная их часть - привлеченные в форме депозитов средства. Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Вклады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, срочные вклады вносятся на более длительные сроки. Банк может располагать этими вкладами более продолжительное время, увеличив свои доходы от процентов за счет кредитов, выданных под эти вклады.В активных операциях банков основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении. С ссудными операциями связан один из наиболее сложных и мистических аспектов денег и кредита. Это так называемое «мультиплицированное расширение денежного предложения». Чтобы понять суть этого явления, нам следует ввести новое понятие «обязательные банковские резервы»- это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо (большая их, часть) в форме депозитов на счетах Центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских вкладов, который устанавливается Центральным банком и является обязательным для всех кредитно- финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него есть свободные или избыточные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму. В этом процессе можно выделить два шага: - центральный банк принимает решение об ограничении официальных резервов некими рамками; - банковская система трансформирует избыточные резервы в большее количество банковских денег. Размер этого увеличения определяется так называемым мультипликатором денежного предложения, который определяется как величина, обратная норме резервных требований. Таким образом, если банковская система получает определенную сумму избыточных резервов (например, за счет новых вкладов), она может увеличить предложение денег на величину, равную произведению избыточных резервов на мультипликатор денежного предложения. Но процесс может идти и в обратном направлении, когда дефицит в резервах приводит к разрушению депозитов и сокращению предложения банковских денег. Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций являются банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг. Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг - это приобретение банком имущества, например, компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд преимуществ как лизингодателю, так и лизингополучателю. Факторинг - это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.
Валютное регулирование и валютный контроль.
ДКБ-9) Основной закон : Закон о валютном регулировании и валютном контроле по этому закону у нас ЦБ решает 3задачи: 1. Управление валютным курсом; 2. Защита нац-ой валюты, как основа платежного инструмента. 3. Управление платежным балансом. Управление валютным курсом. Сущ-ет 3 режима вал-ых курсов: 1. Фиксированный ВК –гос-во гаран-ет обмен по этому курсу; 2. Плавающий валютный курс определяется на рынке; 3. управляемый плавающий курс гос-во вмешивается в в рыночное ценообразование. Основной вариант вмещательства это валютная энтервенция т.е. ЦБ пок-ет и продает валюту на бирже. В долгосрочном периоде сейчас все курсы плавающие. В основном страны поддерживают управляемые плавающие за искл нек-ых вед-их стран. Многие страны вкл. Россию проводят политику заниженного курса нац. Валют, чтобы под-ть отеч. Товаропроизводителей. Расчетно-валютный курс = денежная база (сумма наличных денег+ остатки на сч. Банков на сч ЦБ)/золотовалютный резерв. Структура валютного рынка предложение валюты: экспортеры, спрос: импортеры, население. ЦБ скупает валюты столько, чтобы обеспечить желаемый валютный курс. Основные факторы влияющие на валютный курс: 1. Цены на нефть, нефтепродукты, газ; 2. политика ЦБ. Банки работают как посредники . сейчас ЦБ формално орентируется на бивалютную карзину (доллар+евро). На каждый день ЦБ объявляет оф-ый валютный курс он отличается от биржевой. Валютные оп-ии можно проворить только ч/з банки. Кроме дарение , завещания, коллекциониования. Факторы формирования валютного курса: 1.паритет покупательской способности (ППС)- это сколько стоит одна и та же корзина товаров в разных странах.(Реальный, валютный курс). Как правило твердой валютой они переоценены в раза в 2 по отношению к мелким валютом, если брать отношение м/д твердыми валютами то как правило у них обменный, колеблица около ППС. Если в какой-то стране товары стоят дешевле, то эта валюта дорожает.2. Разница в темпах инфляции. Та валюта у которой инфляции выше, то она дешевеет по отношению к твердой валюте. 3. Разница в %% ставках по той валюте где ставка выше, то спрос на эту валюту возрастает, след-но валюта дорожаетю. 4. платежныйбаланс – это счет данного гос-ва с остольным миром. Сколько в страну денег приходит, сколько уходит и по каким напрвлением.5. Действия спекулянтов 6. Политика ЦБ. Защита нац. Валюты, как основа платежного инструмента. Др. словами это борьба с долларизщацией. Гос-во теряет 1. Возможность проводить сам-ую эк-ую политику 2. Потери эмиссионного дохода Он будет уходить в др страну. Почти все страны имеют свои валюты. У нас запрещены расчеты в валюте в т.ч. розничная торговля, З/П, валютные карточки. Самый эффек-ый способ борьбы с долларизацией- это укрепление рубля.3. Управление платежным балансомДля стран со слабой эк-ой как правилосущ-ет проблема в этой сфере – это утечка капитала. ЦБ вводит препядствия по вывозу капитала. Основной канал вывоза капитала –это экспортыстараются оставить валютную выручку за границей. Участники рынка: 1. Резиденды 2. нерезиденды. Резиденты- это те кто постоянно проживают на территории РФ п/п и организации зарегестрированы на тер-ии России. (183дня).Все остальные нерезиденты. Валоюты делятся на 3гр. По типу конвертирования 1.СКВ (свободно конвертируемая валюта)- это как правило валюты развитых гос-в, по ним нет валютных ограничений.2. Ограниченно-конвентир валюта, т.е. валюты слабо-развитых стран как правило е5стьограничения на вывоз капитала 3. Неков-ые валюты это страны где есть запрет нга валютные оп-ии. Все вал-ые оп-ии дел-ся на 2 гр. 1. текущие вал-ые оп-ии(экспорт+импорт+кред. Валютное9дор 180дн.0+перевод з/п), пенсий,% дивиденды и.т.д) А все ост. Оп-ии связ-ые с вывозом капитала, а именно: *открытие счетов за границей;*перевод денег за границу*покупка недвижимости ЦБ за границей. Се6йчас у нас переход на СКВ. Сейчас наше п/п за границей делают вложений больше чем иностранцы у нас. Они пок-ют нефте-газы проводы, нефтеные терменалыи др.
Денежно-кредитная
политика Банка России, ее основные
параметры в современных
ДКБ-10) Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота). Основные цели денежно-кредитной политики: - достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; создание условий для стимулирования экономического роста. Промежуточная цель - цель, отличная от основных целей обеспечения определенного уровня производства и инфляции (над которыми ЦБ не склонен осуществлять прямой контроль), но достаточно тесно связанная с основными целями, так что она может рассматриваться в качестве вспомогательной или дополнительной задачи для достижения основных целей политики ЦБ. Согласованность с основными целями ЦБ. Измеримость. Своевременность поступления информации. Контролируемость. Операционные цели - повседневной денежно-кредитной политики. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: Процентные ставки по операциям Банка России; 1. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (в соотв. со ст. 38 не могут превышать 20% обязательств КО, не могут быть единовременно изменены более чем на 5%); 2. Операции на открытом рынке (купля-продажа казначейских векселей, гос.облигаций, прочих гос.ценных бумаг, облигаций ЦБ, операции REPO с ними); 3. Рефинансирование кредитных организаций; 4. Валютные интервенции; 5. Установление ориентиров роста денежной массы; 6.Прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование КО и проведение КО отдельных банковских операций). В среднесрочной перспективе ожидается изменение макроэкономических условий ее проведения, что потребует: - переноса акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки; - перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса. Основная цель ДКП: снизить инфляцию в 2009 -10% Ставка рефинансировния9% ЦБ снижает ставку рефинансирования. Норматив обязательного стр-ия 2,5% Золотовалютные резервы 440млрд. дол. Пик 580млрд.дол. 200млрд дол ушло на плавную девольвацию рубля С началом кризиса ЦБ снизил норматив резервирования до 0,5%, выдавал кредиты банков в больших объемах, вкл беззалоговые. Кроме того, отдельно помогали гос.банкам. Размещались бюдж. деньги на сч. Банках на аукционной основе. Выделили деньги госкорпорациям, ввели льготы при автокредитовании. Основной источник покрытия дефецита- резервный фонд
Экономическая сущность и функции бюджета.
БС-1) Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением, - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием Нац.дохода страны и его перераспределением. Основные финансовые методы перераспределения НД: - образование и использование денежных накоплений (прибылей, НДС, платежей в социальные внебюджетные фонды); - организация налогов; - финансирование отраслей народного хозяйства; - формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на них функций. Бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определённые экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов. Сущность бюджета проявляется в выполняемых функциях. К основным функциям бюджета относятся: 1. Перераспределение: проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Посредством бюджета НД перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. 2. Контроль: за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. 3. Фискальная, суть которой заключается в создании финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у нее собственных доходов (исключая доход от государственной собственности). 4. Экономическое регулирование: особую актуальность приобретает при рыночных условиях хозяйствования. Заключается использовании государством налогов для проведения экономической политики (стимулирование и дестимулирование экономики). 5. Социальная, которая предполагает использование государственного бюджета для перераспределения НД в пользу общества (определённых групп населения).