Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Финансы".
20. Характеристика
действующих в России
Внебюджетные фонды- это совокупность денежных распределит. и перерспределит. отношений, в рез-те кот. формируются фонды фин. ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих. как правило, целевое назначение. Гос. внебюдж. фонды имеют общегос. значение и используются для решения общегос. задач. В состав централиз. (гос.) внебюдж. фондов входят: 1. ПФ РФ (создан в целях гос. управления ф-сами пенсионного обеспечения граждан), 2. ФСС РФ(создан в целях управления средствами гос. соц. страхования), 3. ФФОМС (создан в целях гарантии гражданам при возникновении страхового случая на получение мед. помощи). Средства большинства централизованных внебюдж. фондов служат фин. гарантией конституционных прав граждан России на соц. защиту случае старости, болезни, неблагоприятного соц. и экон. положения некоторых групп населения.
21.Управление финансами: содержание и функции
Управление финансами – это сложный процесс представляющий собой единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. При этом процесс управления финансами неоднозначен. Он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности организации самих субъектов управления.
Система управления финансами включает:1) субъект управления, субъектом управления является финансовая система.2) инструмент воздействия – это финансовая политика. К методам и формам проведения финансовой политики относятся:- принципы управления;фин. прогнозирование; фин. программирование; фин.планирование;фин. регулирование; фин. контроль; фин. законодательство; фин. анализ. 3) объектом управления является система финансов – это отношения по образованию и использованию бюджетного фонда, ВБФ, страховых фондов, фондов организаций. 4) конечной целью является финансовая устойчивость, которая включает в себя макроэкономическую сбалансированность и профицит федерального бюджета.Управление финансами осуществляется:1) президентом РФ, он регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральный закон о бюджете; имеет право Вето на финансовое законодательство, принятое федеральным собранием. 2) федеральное собрание РФ состоит из двух палат: совет федерации; государственная дума. Федеральное собрание устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство. 3) правительство РФ, выступает как единый центр управления финансами 4) Минфин РФ5) Минэкономразвития и торговли.
23. Финансовый контроль: его формы, виды, методы.
Финансовый контроль - законодательно регламентирующаяся деятельность специально созданных учреждений контроля, а также контролеров-аудитов за соблюдение финансового законодательства экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их операций. Различают государственный финансовый контроль и не государственный финансовый контроль. негосударственный финансовый контроль включает в себя внутрифирменный и аудиторский контроль. Финансовый контроль осуществляется в 2 формах: - обязательный финансовый контроль Контроль за налоговыми поступлениями, бюджетными расходами и так далее ( может быть как государственный, так и негосударственный контроль). - инициативный контроль может включать внутрифирменный и аудиторский контроль. Разделяют следующие виды контроля: 1) в зависимости от времени проведения: - предварительный - текущий - последующий 2) по субъектам контроля: - со стороны законодательных органов - со стороны исполнительных органов - со стороны аудиторских фирм - со стороны внутрифирменный 3) по объектам контроля: - бюджетный контроль - налоговый контроль - валютный контроль - таможенный контроль различают следующие методы финансового контроля: 1- проверки при них рассматривают определенные вопросы финансовой деятельности для выявления нарушений и их устранений 2- обследование при нем рассматривается ряд финансово-экономических показателей субъекта для определения его состояния и перспектив развития 3- надзор осуществляется контролирующей организацией за экономическими субъектами, получившими лицензию, на какой либо вид деятельности 4- анализ финансового состояния детальное изучение финансовой отчетности субъекта для определения результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
22. Роль финансов в формировании оборотного капитала организаций и предприятий .
К оборотному капиталу относятся: +Сырье и материалы +Орудия труда, которые полностью переносят свою стоимость на стоимость продукции в течение производственного цикла +Готовая продукция +Денежные средства +Дебиторская задолженность и т.д. Особенность оборотного капитала в том, что в течении производственного цикла происходит полная смена форм собственности. Первоначально оборотный капитал существует в денежной форме, за счет этих средств приобретается сырье, материалы и т.д., то есть товары – эти товары передаются в производство, в результате производится готовая продукция, которая реализуется как товар и организация получает денежные средства – выручку от реализации.Источниками пополнения оборотного капитала являются: +Прибыль +Банковский и коммерческий кредит +Постоянная минимальная кредиторская задолженность В момент создания организации оборотный капитал формируется за счет уставного.
23.Формы и методы финансового контроля.
Фин. контроль – это сов-сть действий и операций, осущ. специально уполномоч. органами за соблюдением субъектами хоз-ния, органами гос. власти и МСУ норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов с целью своевр. получения достоверной и полной инфо о ходе реализации принятых управленческих и фин. решений. По регламенту рсущ-ия выделяю обязат. (внешн.) и инициативный (внутр.) контроль. По времени проведения подразделяется на предварительный, оперативный (текущий) и заключит. контроль. Методы фин. контроля: 1. Проверка – проводится на основе балансовых. отчетных и расходных док-тов по отд. вопросам ФХД. 2. Обследование – охватывает общие положения ФХД, причем далее прогнозируется его дальнейшее развитие. 3. Надзор – проводится контролир. органами, получившими спец. полномочия на конкр. вид фин. деят-сти, предполагает контроль за соблюд. установл .правил и нормативов, нарушение кот. влечет отзыв лицензии. 4. Экон. анализ. 5. Наблюдение или мониторинг – пост. контроль за использ. фин. р-сов субъекта контроля и его фин. состоянием. 6. Ревизия – взаимосвяз. комплекс проверок ФХД экон. субъекта, проводимых с помощью опр. приемов фактического и док-того контроля. Осн. принципы: независимость, объективность, компетентность и гласность.
24. Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.
Расжоды бюджета – это ден. ср-ва. направляемые на обеспечение задач и ф-ций гос-ва и МСУ. С 1 янв.2008 г. в БК РФ закреплена ед. класс-ция расходов, кот. включает 4 уровня: 1. разделы, 2. подразделы. 3. Целевые статьи. 4. виды расходов. Согласно СНС выделяют 10 осн. разделов расходов: общегос. вопросы, нац. оборона, нац. безопасность и правоохранит. деят., нац. эк-ка, ЖКХ, охрана окр. среды, образование, культура, кинематография и СМИ, здравоохранение, физ.культура и спорт, соц. политика. 11ый раздел – межбюдж. трансферты, служат отличием бюдж. федерализма в РФ. Трансферты – это безвозмездные перечисления ден. ср-в из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприят., бюджетам др. уровней: бюдж. кредит – предоставление ср-в ФЛ и ЮЛ на возвратной и возмездной основах; субвенция – ср-ва бюджету соотв. уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвр. основах на осущ. целевых расходов; субсидия – ср-ва бюджету соотв. уровня. ФЛ и или ЮЛ на условиях долевого фин-ия; бюдж. ссуда – ср-ва др. бюджету на безвозмездной или возмездн. основах на срок не более 6 мес. в теч. фин. года; дотации – ср-ва бюдж. др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущ. обязательств; гос. и муп. гарантии – способ обеспечения гражданско-прав. обяз-в, в силу кот. РФ, субъект РФ или МО дает письменное обяз-во отвечать за исполнение обяз-ва лицом, кот. дается гос. или муп. гарантия перед 3ими лицами полностью или частично.
24. Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.
Расходы бюджетов – это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством и физическими и юридическими лицами. В бюджетной классификации выделяют следующие разделы бюджетных расходов: 1.общегосударственные вопросы 2.национальная оборона (этого раздела нет в местных бюджетах) 3.национальная безопасность и правоохранительная деятельность 4.национальная экономика (транспорт, сельское хозяйство) 5.ЖКХ 6.охрана окружающей среды 7.образование 8.культура, кинематография, СМИ 9.здравоохранение, физкультура и спорт 10.социальная политика 11.межбюджетные трансферты В настоящее время в законах о бюджетах разделяются: действующие и вновь принимаемые расходные обязательства в пределах общей суммы доходов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: 1.осигнование на содержание бюджетных учреждений 2.средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по гос-ым и муниципальным контрактам 3.транферты населению 4.бюджетные кредиты юридическим лицам 5.инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц 6.межбюджетные трансферты В настоящее время из бюджета каждого уровня осуществляется финансирование тех вопросов, которые находятся в компетенции соответствующего уровня власти. Компетенция органов власти разных уровней определяется конституцией РФ, а так же ФЗ №184-ФЗ и №131-ФЗ. Расходы могут быть переданы с одного уровня бюджетной системы на другой, но при обязательной передаче соответствующей суммы доходов. В федеральном бюджете наибольший удельный вес имеют расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону и безопасность. В региональных и местных бюджетах преобладают расходы на социальную сферу.
24. Расходы
бюджетной системы: их
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
26.Региональные финансы.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей фин. с-мы гос-ва являются территориальные фин-сы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финан-ие широкого круга мероприятий, связанных с соц.-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Региональные финансовые ресурсы это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий, и денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения многообразных задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, живущим на территории, а также хозяйствующими субъектами. Доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и внебюджетных фондов.
28. Характеристика межбюджетных отношений в РФ.
Межбюд отношения – отнош м\у органами гос власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправлен. Принципы межбюджетный отношений: Распределен и закреплен дох и расход за определ уровнем БС Равенство бюджетн прав субъектов РФ и муниципал образования Единые нормативн отчислен от федер налогов и сборов 1.Единая методика расчета предоставлен межбюджет трансфертов нижестоящим бюджетам 2.Выравнивание уровней бюджетной обеспечен территории Формы межбюджетных трансфертов – это средства, которые поступают из бюджета одного уровня в бюджет другого безвозмездно и безвозвратно. Формы трансфертов: 1.Дотации. Они предназначены для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Уровень бюджетной обеспеченности определяется как расчетно-налоговые доходы соответствующего консолидированного бюджета на душу населения. При этом учитывается особенность данной территории, связанная со структурой населения, географическими, климатическими и другими условиями, которые могут повлиять на стоимость предоставления одного и того же объема государственных услуг. Регионы, имеющие бюджетную обеспеченность ниже определенного установленного уровня, получают право на дотации. Совокупность дотаций предоставляемых бюджетом субъектов РФ из федерального образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Аналогичные фонды создаются в бюджетах субъектов РФ и муниципальных районах. 2.Субвенции. Они предоставляются для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ или муниципальных образований, при выполнении ими полномочий другими уровнями власти. Совокупность субвенции бюджетом субъектов РФ из федерального бюджета, образует федеральный фонд компенсаций. Аналогичные фонды создаются в региональных бюджетах и в местах. 3.Субсидии. Они предоставляются в целях софинансирования расходов региональных и местных бюджетов по вопросам совместного видения различных уровней власти. Совокупность субсидий бюджета субъектов РФ из федерального бюджета образуют федеральный фонд софинансирования расходов. Особенность межбюджетных отношений на местном уровне заключается в наличии отрицательных трансфертов.
28. Характеристика межбюджетных отношений в РФ.
Все бюджеты, входящие в бюдж. с-му страны, взаимосвязаны в рамках межбюдж. отношений. Межбюдж. отнош. – это отношения между органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами МСУ, связанные с формированием и исполнением соотв. бюджетов. В основе процесса распределения расходов и доходв между звеньями бюдж. с-мы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который преполагает использование единой методики расчета нормативов фин. затрат на предоставление гос. и муп. услуг, нормативов расчета фин. помощи терр. бюджетам, а также единый порядок уплаты фед. и региональных налогов. Межбюдж. трансферты, служат отличием бюдж. федерализма в РФ. Трансферты – это безвозмездные перечисления ден. ср-в из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприят., бюджетам др. уровней: бюдж. кредит – предоставление ср-в ФЛ и ЮЛ на возвратной и возмездной основах; субвенция – ср-ва бюджету соотв. уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвр. основах на осущ. целевых расходов; субсидия – ср-ва бюджету соотв. уровня. ФЛ и или ЮЛ на условиях долевого фин-ия; бюдж. ссуда – ср-ва др. бюджету на безвозмездной или возмездн. основах на срок не более 6 мес. в теч. фин. года; дотации – ср-ва бюдж. др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущ. обязательств; гос. и муп. гарантии – способ обеспечения гражданско-прав. обяз-в, в силу кот. РФ, субъект РФ или МО дает письменное обяз-во отвечать за исполнение обяз-ва лицом, кот. дается гос. или муп. гарантия перед 3ими лицами полностью или частично.