Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Финансы".
31.Современная финансовая политика РФ.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика охватывает следующие этапы: I. Разработка общей концепции финансовой политики, определение основных целей и задач. II. Создание адекватного финансового механизма. III. Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов. Финансовую политику делят: 1) на финансовую стратегию – долгосрочный курс политики, предусматривающий решение крупных общегосударственных задач. 2) финансовая политика – она предполагает решение текущих задач за счет своевременного изменения финансовых связей.Реализация финансовой политики начинается с разработки финансового законодательства, оно включает в себя налоговое и бюджетное право. В бюджетном послании на 2010-2012 гг. сказано,что бюджетная политика должны быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок к устойчивому соц-но-экономическому развитию в посткризисный период. В бюджетном послании поставлены следующие цели: 1-обеспечить исполнение социальных обязательств 2-ограничение размеров бюджетного дефицита 3- переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств 4- определение оптимальных форм поддержки реальных сектора экономики, исключающих иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий 5-существенное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг и модернизация сетей оказания этих услуг 6-совершенствования механизма размещения государственного заказа 7-определение экономически оправданного управления налоговыми нагрузками и структуры налога 8-обеспечение сбалансированности ресурсов и расходных полномочий на каждом уровне власти и управления. 9-завешение оформления надежной сбалансированной пенсионной системы 10-определение и реализация комплекса мер по созданию без барьерной среды для инвалидов.
32.Казначейское исполн. бюджетов в РФ.
В соответствии с БК в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распред-ем лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджет.средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по опред-ию направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др. Основ. принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.
35.Пенсион фонд РФ и его роль в финанс сист страны.
Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета РСФСР от22.12.1990г.как самост-ное финансово-кредитное учрежд., осуще-ее свою деятельность по закону в целях управления пенсионным обеспечением. Средства ПРФ формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федерального бюджета; доходов от вложений в гос ценные бумаги. Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем основаниям.Платежи в ПФР осуществ. плательщиками в первоочередн порядке 1 раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение наличных на з/п. Плательщиками налога не явл: общественн организаци инвалидов, а также предприят, принадлежащ им на правах собственн; воинские формирован РФ - по денежн довольствии военнослужащ, лиц рядового и начальствующ состава органов внутрен и дел и федеральн органов налогов полиции. Средства ПФР использ на выплаты гос пенсий,пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионер, пособий для детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадав от аварии на Чернобыльская.АЭС.
32. Казначейская
система исполнения
Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Особенность – осуществление предварительного финанс.контроля. Начало создаваться в 1993 году, но полностью было создано только в 1997.Контроль осуществляется путем обслуживания денежных потоков бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения не имеют счетов в коммер.банках. У них есть лицевые счета в структурах федер.казначейства. Поскольку у бюджетных учреждений нет счета в коммерческих банках, они платежные поручения несут в казначейство. Казначейство проверяет целевое использование средств (на основании документов). При положительном результате передает п/п от себя в ЦБ. ФК - контрольный орган, само никаких расчетов не осуществляет. На органы исполнительной власти возлагают обязанности по исполнению бюджетов, управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы выполняют функции кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств, а также осуществляют платежи за счет этих средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджет исполняют на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы характеризует зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников покрытия дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляет Федеральное казначейство. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по Кассовому обслуживанию регионального бюджета могут быть переданы исполнительным органам власти субъектов РФ, но при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ.
32. Казначейская
система исполнения
Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Особенность – осуществление предварительного финанс.контроля. Начало создаваться в 1993 году, но полностью было создано только в 1997. Контроль осуществляется путем обслуживания денежных потоков бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения не имеют счетов в коммер.банках. У них есть лицевые счета в структурах федер.казначейства. Поскольку у бюджетных учреждений нет счета в коммерческих банках, они платежные поручения несут в казначейство. Казначейство проверяет целевое использование средств (на основании документов). При положительном результате передает п/п от себя в ЦБ. ФК - контрольный орган, само никаких расчетов не осуществляет.
33.Участники бюджетного процесса.
Бюдж. процесс осущ-ся органами, наделенными в соотв. с зак-вом бюдж. полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюдж. процесса. Такими полномочиями наделены: 1.Представительные органы власти (рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении). 2. Исполнительные органы власти (осущ. сводное фин. план-ие, составление проектов бюджетов, внесение проектов на рассмотрение, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджета). 3. органы денежно-кредитного рег-ия (Банк России совместно с Правительстов РФ разрабатывает направления денежно-кредитной политики, обслуживает ден. счета Казначейства РФ и др.). 4. ГРБС (главн. распор. бюдж. ср – это орган исполнит. власти, первый прямой получатель бюдж. ср-в, имеющий право распределять ср-ва между РБС и ПБС). 5. РБС (орган исполнит. власти, распределяющий ср-ва между ПБС. контролирует целевое использование ими бюдж. ср-в). 6. ПБС (бюджетное учреждение – это организация, созданная органом исполнит. власти для осущ-ия ф-ций некоммерч. хар-ра). 7. Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО – осущ-ют контроль за исполнением соотв. бюджетов и внебюдж. фондов).
34.Бюджет государства:
экономическое содержание и
Бюджет – это фин. план гос-ва, кот. сопоставляет планируемые доходы (поступающие в бюджет ден. ср-ва за искл. ср-в, явл. в соотв. с БК источниками фин-ия дефицита бюджета) и расходы гос-ва (ден. ср-ва, выплачиваемые из бюджета за искл. ср-в, явл. ист. фин-ия дефицита бюджета). Доходы и расходы бюджетов регламентируются законодательнона основании БК РФ, а также зак-ва о налогах и сборах и т.д. Бюджет выполняет те же ф-ции. что и ф-сы: регулир. (осущ-ся межтеррит. распред. ср-в) и контр. (предполагает возможномть и обязательность гос. контроля за поступлением и использованием бюджетных ср-в). Путем централизации в бюджете части фин. рес-сов гос-во получает возможность обеспечить ден. ср-вами общегос. потребности. Через бюджет путем бюдж. фин-ия перераспр. фин. р-сы между отраслями производств. и непроизв. сферы. Пользуясь бюджетом как осн. орудием перераспр. нац. дохода, гос-во направляет ср-ва в первую очередь в те отрасли народного хоз-ва, кот. требуют первоочередного развития.Все это позволяет координировать экон. жизнь гос-ва, способствует технич. прогрессу и усиливает экон.потенциал гос-ва.
34. Бюджет государства:
Бюджет – многоплановое. Под бюджетом можно понимать: 1) финансовый план; 2) фонд денежных средств; 3) экономическую категорию. Бюджет как экономическая категория представляет собой отношение по поводу формирования и использования фонда денежных средств , кот. Начал называться бюджетом. Как финансовая категория – бюджет выполняет функции финансов: 1)Распределительная. - Через распределительную функцию бюджет связан почти со всеми предприятиями. организациями и населениями. – Распределение через бюджет в значительной степени, носит принудительный характер (налоги). - Осуществляется в следующих направлениях: от производственной сферы к не производственной; от более богатых территорий к более бедным; от беле богатых отраслей к более бедным. - Распределение через бюджет свидетельствует об активности прямого вмешательства государства в экономику. Западные экономисты считают, что такое вмешательство эффективно в определенных пределах. Сверх них приводит к противоположном результатам. 2) Результативная. – Т.к. через распределительную функцию бюджет связан практически со всеми предприятиями и организациями он в состоянии сказать на них непосредственное воздействие. – Бюджет связан практически со всеми финансовыми инструментами регулирования экономики (налоги, бюджетные расходы, гос. Кредит). – Регулирующая функция призвана обеспечить сглаживание колебаний, порожденных рыночной экономикой. 3) Контрольная. - Бюджет концентрирует в себе очень значительные средства , поэтому контроль за целевыми и эффективным использованием этих средств имеет особое значение. – Контроль за бюджетными отношениями позволяет контактировать и др. денежные потоки, т.к. значительная часть денежных потоков влияет на формирование бюджета. Значение бюджета как экономическая категория зависит от того, что мы понимаем под ним: 1) Воздействие на экономику государства: - поддержка отдельных отраслей экономики, имеющих принципиальное значение для данного государства; - поддержка экспорта национальной продукции за рубеж; - стимулирование и поддержка инвестиций в реальный сектор экономики; - обеспечение научно-технического прогресса. 2) Воздействие на социальную сферу: - подготовка кадров; - обеспечение воспроизводства рабочей силы (рождаемость).–обеспечение здравоох-ния; - поддержка малообеспеченных; - обеспечение пенсионеров. Задачи бюджета: - перераспределение национального дохода (образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета)); - государственное регулирование и стимулирование экономики; - финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; - контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
42.Система органов управления финансами в РФ.
На федеральном уровне управление ф-сами осущ. Минфином РФ и учреждениями, входящими в его систему: Фед. службой по фин. мониторингу, ФНС, Фед. службой фин.-бюдж. надзора РФ, Фед. службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнит. органов. Территориальные фин. органы, являясь функциональными подразделениями территор. администраций. входят в с-му Минфина РФ. Этим обеспечивается единство бюджетной базы, денежной с-мы, форм бюджной документации, принципов бюджетного процесса, единства порядка формирования доходов. фин-ия расходов бюджетов всех уровней, ведения бух. учета ср-в всех звеньев бюдж. с-мы. Территориальными органами ФНС явл. налоговые инспекции по соотв. территории. С-ма налог. органов построена в соотв. с администр.-территор. делением.
35. Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Социально значимые функции ПФР: назначение и выплата пенсий; учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы и пр. До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26%, из которых 20 % направляются в ПФР (на обязательное пенсионное страхование). Планируется повышение ставки до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии.
35. Пенсионный
фонд РФ и его роль в
Внебюджетные фонды – это целевые денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства и не получаемые в государство бюджет. 1) Пенсионный фонд РФ Он отвечает за выплату пенсий установленных Российским законодательством Основной вид пенсий: - пенсия по старости - пенсия по инвалидности (ограничение трудоспособности) - пенсия за выслугу лет (тяжелый или вредный труд) - пенсия по потере кормильца (назначается детям погибшего лица до 18 лет) Социальная пенсия (фиксированная) Наибольший объем средств пенсионного фонда направляется на выплату пенсий по старости. В мировой практике есть 2 вида пенсионных систем: 1- распределительная При ней пенсии выплачиваются за счет поступлений от работающего в настоящее время поколения граждан Недостатки данной системы в том, что она очень зависит от демографических процессов 2- накопительная система При ней каждый человек формирует свою пенсию самостоятельно. Взносы на пенсионное страхование поступают на его индивидуальный счет в специализированные компании, которые отвечают за их сохранность и преумножение. Недостаток в том, что деньги могут быть потеряны в результате инфляции, кризисов и так далее. В настоящее время пенсионная система РФ содержит элементы и распорядительной и накопительной системы. Пенсия будет формироваться из трех частей: ∙ базовая часть, она одинакова для всех граждан, ее размер устанавливается государством ∙ страховая часть, она рассчитывается в зависимости от стажа и заработка работника до начала 2002 г. и страховых взносов после января 2002 г. размер этой части индексируется государством ∙ накопительная част, она формируется за счет страховых взносов на данную часть пенсии и доходов от размещения этих средств. Накопительная часть пенсии формируется только для граждан 1967 г. рождения и моложе Люди старшего возраста могут формировать ее добровольном порядке (эту пенсию можно завешать).