Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность финансов, история их возникновения.

Финансы появились одновременно с возникновением гос-ва и изменялись вместе с развитием и совершенствованием гос. Устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций возлагаемых обществом на гос-во.

Финансы представляют собой  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием денежных средств, необходимых  для выполнения функций гос-ва и  решения экономических, социальных и политических задач.

Сущность финансов это  закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями гос-ва. Будучи категорией исторической, финансы претерпевают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества.

Первоначально считалось, что термин «финансы» возник в 13-15 в. В торговых городах  Италии и  обозначал в то время любой  денежный платеж.

Позднее в научной  литературе с 16 по 19 вв. возникновение финансов, как полноценной системы организации финансовых отношений, стали относится к средним века и связывать с формированием гос. Доходов и их расходованием.

Финансы формировались  либо в виде натуральных повинностей  или сборов в пользу гос-ва, либо в форме налоговых платежей на содержание гос-ва как общественного института. Из этого следует, что с помощью финансов формировались доходы и расходы гос-ва.

 

  1. Финансы как историческая и экономическая категория.

Термин «финансы» получил  международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования фондов денежных средств.

С развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, межгосударственного денежного оборота, банковского и биржевого дела, существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение, приобретают в этот период новое качество, иное содержания. Денежные средства становятся более многообразными, изменяют формы и характер их движения, гос-во мобилизует ден. Ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных, политических функций; ден. Отношения перемещаются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта. Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами, такими как деньги, национальная и иностранная валюта, ценные бумаги. Так зарождаются финансы хозяйствующих субъектов, финансы гос-ва, мировые финансы в их взаимодействии.

С 19 в. В экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные отношения, возникающие между самими хозяйствующими субъектами (предприятиями, компаниями, фирмами, банками), а не только между государством и хозяйствующими субъектами. При этом нередко отожествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал».

С 1940х годов советские  экономисты рассматривают финансы  как экономическую категорию.

 

  1. Финансовые ресурсы – сущность, структура.

Финансовые ресурсы  – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении гос-ва, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально- культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Таким образом, можно сделать вывод, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные  ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (гос. бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют так же финансовые ресурсы гос-ва, регионов,  местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы  общества складываются и з финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и  субъектов федерации, фин. ресурсов мун. органов управления и фин. ресурсов страховых компаний.

Фин. ресурсы создаются  в процессе распределения совокупного  общественного продукта и национального  дохода.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются НД, прибыль организации независимо от форм собственности, амортизационный  фонд, страховые фонды.

Использование фин. ресурсов осуществляется в основном через  денежные фонды специального назначения, хотя возможна и не фондовая форма  их использования.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих  субъектов относятся собственные, заемные и привлеченные средства.

 

  1. Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.

Финансы выполняют воспроизводственную, распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную функции, через  которые финансы реализуют свое общественное назначение

1) Воспроизводственная,  или оперативная. Означает фин.  обслуживание и обеспечение непрерывного  процесса производства, кругооборота  капитала как в масштабах общества, таки на отдельном предприятии.  Эта функция составляет основу фин. деятельности данной службы на предприятии, ибо эта служба должна обеспечивать бесперебойное наличие денежных средств на предприятии. В условиях рынка роль этой функции резко возрастает.

2) Распределительная,  связана с распределением и  перераспределением стоимости внутреннего валового продукта, формированием у субъектов эконом. отношений доходов и накоплений и созданий фондов денежных средств. Распределение нац. дохода заключается в создании основным или первичных доходов; их сумма равна нац. доходу. Основные доходы формируются при распределении нац. дохода среди участников производства. Они делятся на 2 группы: 1. з/п рабочих и служащих, занятых в сфере материального производства + доходы фермеров, крестьян 2. доходы организаций и предприятий не образуют материального производства. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, которые необходимы для решения общих гос. задач. Поэтому первичные доходы перераспределяются и образуются вторичные, или производные. Таковыми являются доходы, получаемые в непроизводственной сфере и различные налоги. На каждом этапе развития экономики определяются приоритеты о распределении и перераспределении. В наст. время серьезным приоритетом является соц. сфера.

3) Контрольная. Выделяют 2 уровня контроля. На 1 уровне государство. Здесь регулируются пропорции между количеством фин. ресурсов и потребностей в них, т.е. контролируются доходная и расходная части гос. бюджета. Все последние годы идет резкое ужесточение контроля в этом направлении. 2 уровень – предприятия. Это вид контроля является наиболее целесообразным, эффективным, дешевым, автоматическим, т.е. он осуществляется по итогам хоз. деятельности на основе фин. показателей: 1) наличие денежных средств на расчетном счете предприятия 2) наличие просроченной задолженности поставщикам 3) наличие просроченной задолженности банку по кредитам 4) наличие просроченной задолженности бюджету по обязательным платежам и внебюджетным фондам 5) наличие задолженности по з/п.

4) Регулирующая функция  финансов, которая проявляется  на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

5) Стабилизационная функция. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и соц. отношениях.

Функция финансов реализуются  через финансовый механизм, который  является частью хозяйственного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Фин. политика – это  совокупность мероприятий государства в области финансов, это часть эконом. политики, это курс, который проявляется 1) в использовании гос. фин. ресурсов 2) в регулировании гос. доходов и расходов 3) формировании и исполнении гос. бюджета 4) в налоговом регулировании 5) в управлении денежным оборотом. В воздействии на курс нац. валюты. Т.О. фин. полтика = бюджетная политика + денежно-кредитная политика.

Классификация фин. политики: фин. стратегия – это долговременный план, например, антиинфляционная фин. политика. Фин. тактика – обычно на 1 год, т.е. решают конкретные задачи на опр. период. Но с 2007г. по закону «о бюджете» действует среднесрочная программа (т.е. на 3 года).

Сфера фин. политики: - хозяйство  страны, - население, - регионы и территории, - другие государства. Рычаги фин. политики: 1) финансирование, т.е. безвозвратное безвозмездное наделение фин. ресурсами субъектов хозяйствования, превалировал при социализме 2) кредит – возвратный метод наделения ресурсами, более эффективный, чем первый, т.к. платный, и установлен срок возврата 3) % за кредит 4) налоги 5) займы 6) санкции, пени, штрафы, неустойки 7) льготы и др. наиболее эффективные – 3 и 4.

Цели фин. политики зависят  от формулировки нац. интересов, от внеш. и внутриполит. концепций государства  в данный момент, от имеющихся ресурсов у государства, от степени развитости демократических институтов, от демографических, географических и др. факторов.

Задачи фин. политики зависят: эпохи и стадии развития государства. Специфик мероприятий, относящихся  к фин. политике состоит в том, что они проводятся на основе использования и формирования денежных доходов и накоплений.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы  финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических  государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость  развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает.

Понятие “рынок” и  его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную свободу купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограниченную спекуляцию, исключая регулирование  основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На практике и в теории получается далеко не так.

 

  1. Оценка современного состояния финансовой политики РФ.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности Президента и Правительства РФ, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение, эффективное использование для  финансового обеспечения реализации программы социально-экономического развития страны.

Современная финансовая политика является составной частью социально-экономической политики РФ, основные цели и задачи которой  разрабатываются и реализуются  гос. органами исполнительной власти во главе с президентом РФ и утверждается законодательными органами власти ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а так же при разработке, принятии решения о бюджете муниципального образования и его реализации органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовая политика РФ определяется положениями программы Социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

 

  1. Структура финансовой политики в РФ.

Финансовая политика - это совокупность гос-х мероприятий, направленных на мобилизацию фин-х  ресурсов, их распределение и перераспределение  и использование для выполнения гос-м его функций. ФП включает в себя: 1) бюджетную политику, кот-я определ-ся конституцией РФ, бюджетным кодексом, и сводом других законов; 2) налоговая политика. Налоги не должны отнимать главную цель труда - труд должен приносить доход. 3) Денежная политика. Составными ее частями яв-ся эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. ЭП должна определять необходимое кол-во денег в обороте, также увеличение д-в бюджета. 4) Кредитная политика обеспечивает функционирование внутри хоз-х расчетов и ссудного кап-ла. 5) Ценовая политика гос-ва заключ-ся в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. 6) Таможенная политика - ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок страны импортных товаров по средством снижения или повышения ставок на ввозимые товары.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"