Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка
Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.
Главная задача фин.политики
состоит в обеспечении
Формирование основ финансовой науки происходило в процессе развития европейскими учеными политической экономии, в поисках «золотой середины» между рынком и государством в организации хозяйственной жизни в стране. В первую очередь речь шла о производстве частных и общественных благ, т.е. о функциях рынка и государства в национальной экономике. Другими словами, были поставлены вопросы о необходимости участия государства в эконо-
мике, о границах его вмешательства в хозяйственную деятельность компаний, населения (рынка), о показателях его экономической эффективности и т.п.
1. Меркантилизм и протекционизм.
В 1615 г. Лнтуан де Монкретьен (1575—1621) опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. В фокусе исследований меркантилистов оказались проблемы торгового и платежного балансов, на которые, по их мнению, и должно было активно воздействовать абсолютистское государство.
2. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии. Протекционизм представлял собой экономическую политику государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
3. Либеральный реформизм и теории благосостояния Иеремия Бентам
(1748—1832) он выступал как последовательный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он критиковал наследственную аристократию и боролся за дальнейшую демократизацию избирательного права. Его концепция общественной политики включала требования к обеспечению государством прожиточного минимума, безопасности, достатка и равенства.
4. Критика вмешательства государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса (1834—1910). Теории распределения общественного богатства» (1896). Здесь автор выступает за минимизацию роли государства, функции которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями.
Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уро-
5. Кейнсианство.
Общая теория занятости, процента и денег» Джона Меинарда Кейнса (1883—1946).
Кейнс отказался от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, поскольку он не в состоянии обеспечить «эффективный спрос». По мнению Кейнса, стимулировать его должно государство, используя для этого кредитно-
денежную и бюджетную политику.
6. Теория общественного выбора.
(Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Нисканен и др.) поставили под сомнение результативность (эффективность) государственного вмешательства в экономику, которая проявляется в таких финансовых показателях, как национальный доход, сбалансированный государственный бюджет, социальные программы государства и т.п.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает органы:
1) профильные Комитеты
и службы по бюджету, налогам,
банкам и финансам
5) Федеральная налоговая служба РФ; 6)Федеральная таможенная служба РФ; 7)Федеральная служба по финансовым рынкам; 8) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает органы:
1) профильные Комитеты
и службы по бюджету, налогам,
банкам и финансам
На Министерство финансов РФ возложены задачи:
1) разработка и реализация единой государственной
финансовой политики;
2) составление проекта и
Счетная палата РФ - орган государственного финансового контроля.
Основными задачами являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности
расходов государственных
средств и использования
Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции МНС обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства; 2) вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
3) представлять финансовым
органам и органам
пивших суммах налогов и других платежей в бюджет; 4) осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
11. Финансовый контроль: сущность, виды, формы и методы.
Финансовый
контроль – законодательно-
Финансовый контроль составляет неотъемлемую часть процесса управления финансами и обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.
Государственный финансовый
контроль распространяется на все каналы
движения денежных ресурсов, так или
иначе связанных с
По субъектам проведения
выделяют государственный и
По сфере финансовой деятельности различают контроль:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, за денежной массой.
По форме проведения различают:
- Предварительно финансовый контроль. Проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.
- Текущий (оперативный)
финансовый контроль. Проводится
тот момент совершения
- Последующий финансовый контроль. Проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации.
По методам проведения финансового контроля различают:
Проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия.
12. Финансовая система, ее структура.
Финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);
2) фонды страхования;
3) финансы предприятий различных форм собственности.
Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.
Общегосударственные финансы
– это централизованные фонды
денежных ресурсов, которые создаются
путем распределения и
В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.
Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.
Важным элементом
Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.
Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Ведущим звеном финансовой системы выступает
государственный бюджет - главный централизованный фонд денежных средств государства. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, главными из которых являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, НДС и таможенные пошлины.
Из государственного бюджета производятся расходы на военные цели, вмешательство в экономику, содержание госаппарата, социальные расходы и др. Следующее звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. В РФ внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования, Дорожный фонд и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Государственный кредит представляет собой фор му кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств.
Государственный долг - это вся сумма непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы и другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Огромный государственный долг России отражает экономический и финансовый кризис в стране. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.