Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка
Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.
В страховой сфере в качестве звеньев выступают социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов.
Финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
В экономике развитых стран традиционно выделяют два основных типа финансовых систем:
1) сегментированную —
банкам нельзя выполнять
2) универсальную - законодательно
не ограничивается выполнение
банками тех операций
Финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
В экономике развитых стран традиционно выделяют два основных типа финансовых систем:
1) сегментированную —
банкам нельзя выполнять
2) универсальную - законодательно
не ограничивается выполнение
банками тех операций
Финансовая система развивающихся стран - система, включающая государственный бюджет; местные бюджеты; в федеративных государствах (Индия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Нигерия и др.) еще и бюджеты членов федерации; финансы государственных и частных предприятий. Развивающиеся страны заметно различаются по размерам территории, численности населения, обеспеченности природными ресурсами. Состояние их экономик и финансовое положение во многом определяются финансовыми ресурсами, поступающими к ним из развитых стран. За последние годы произошла дифференциация в положении отдельные государств. Так, Республика Корея, Сингапур (т.н. «азиатские драконы») превратились в высоко развитые страны. Бывшая британская колония Гонконг (теперь специальный административный район Сянгян, КНР) стала крупнейшим финансовым центром. Индустриальными государствами стали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. В благоприятном экономическом и финансовом положении, начиная с 70-х гг., находятся члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Вместе с тем имеется значительное число бедных, в основном африканских и латиноамериканских, государств, экономическое и финансовое положение которых очень тяжелое. В этих странах развитие национальных финансовых систем происходит в условиях промышленной и технологической отсталости, многоукладности экономики, низких доходов широких слоев населения. Для развивающихся государств характерна высокая централизация финансовых ресурсов. Средства гocударства концентрируются в основных в государственных бюджетах.
17. Сущность и функции бюджета.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы государства. В настоящее время в нем аккумулируется до 60% ВВП. Особенность бюджетных отношений определена тем, что у государства должна быть определенная часть национального дохода, необходимая для того, чтобы государство выполняло свои функции. Бюджет - это финансовый план страны и регионов. Бюджет - ведущее звено единой финансовой системы. Функции бюджета: 1.Образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти. Основной источник бюджетных доходов - национальный доход. 2. Использование бюджетного фонда или финансирование бюджетных расходов. Она предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции - производство общественных благ (здравоохранение, образование), поддержание правопорядка, обеспечение обороноспособности страны, эмиссионная деятельность, развитие науки и техники. 3.Контроль за образованием и расходованием бюджетного фонда. Она предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ – бюджетная классификация.
Характер группировок и их принципы определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат – обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса.
В основе бюджетной классификации
лежит такая группировка
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
В условиях самостоятельности
всех звеньев бюджетной системы клас
Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частях бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Действующая бюджетная классификация включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
4) классификацию источников
внутреннего финансирования
5) классификацию источников
внешнего финансирования
6) классификацию видов
государственных внутренних
7) классификацию видов
государственного внешнего
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Важной задачей новой
классификации было обеспечение
международной сопоставимости состава
и структуры показателей
Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, играет важнейшую роль в реализации финансовой политики государства. Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организация и принципы ее построения называются бюджетным устройством. Свое выражение бюджетное устройство находит
в принципах бюджетной системы РФ, сформулированных в Бюджетном кодексе России: 1) единство бюджетной системы РФ; 2) разграничение доходов и расходов между уровня-
ми бюджетной системы РФ; ГО 3) самостоятельность бюджетов; СО 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; % 7}общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; 8)гласность; 9)достоверность бюджета; К) адресность и целевой характер бюджетных средств. Реализация указанных принципов бюджетной системы означает прежде всего единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации и правовой базы. За органами государственной власти и органами
местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются определенные виды доходов и полномочия по осуществлению расходов. Законодательным органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе. Например, региональный бюджет Краснодарского края.
Местный бюджет - форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
* формировании денежных
доходов, являющихся
* контроле за финансово-
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.
Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
Если бюджет на очередной финансовый год предполагает превышение расходов над его доходами, нормативный правовой акт о бюджете обязательно должен содержать нормы, устанавливающие источники финансирования дефицита бюджета. При принятии бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим правовым актом о бюджете может предусматриваться привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Поскольку дефицит бюджета имеет определяющее значение для оценки состояния экономики и финансов, в бюджетном законодательстве РФ уделено повышенное внимание проблеме законодательного ограничения размеров бюджетного дефицита, а также источников финансирования дефицита бюджета. Статьей 92 БК РФ ограничивается предельный размер дефицита бюджетов всех уровней. Для федерального бюджета размер дефицита ограничивается суммарным объемом бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Для бюджета субъекта РФ предельный размер дефицита бюджета составляет 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Предельный дефицит местных бюджетов составляет 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. При этом при утверждении в бюджете поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Федерации или местного бюджета может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.