Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка
Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.
Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах. Основные формы:
1. Дотации - самая
простая форма; для
2. Субвенции - целевая
дотация бюджету для
3. Бюджетные ссуды
- предоставление средств на
4. Отчисления от
регулирующих налогов и
5. Трансферты. Бюджетный федерализм - когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри него - фонд для особо нуждающихся). Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей региона. Его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице.
Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.
Стабилизационный фонд РФ– это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.
Стабилизационный фонд формируется за счет доходов, полученных от превышения цены, и доходов, полученных от размещения средств фонда.
В соответствии с БК РФ дополнительные доходы Стабилизационного фонда определяются за счет:
1) произведения фактических посту
2) произведения фактических
поступлений в федеральный
В Стабилизационный фонд зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, а также свободные остатки средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ.
Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд руб.
Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце.
Средства Стабилизационного
фонда откладываются в
Средства находятся на счетах ЦБ РФ, и за пользование денежными средствами Центральный банк уплачивает проценты. Пополнение средств осуществляется за счет приобретения долговых обязательств иностранных государств.
К ним относятся долговые ценные бумаги правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США.
Неналоговые доходы бюджета
Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ -
- доходы от
использования имущества,
- доходы от
продажи или иного возмездного
отчуждения имущества,
- доходы от
платных услуг, оказываемых
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в
виде финансовой помощи и
+ иные неналоговые доходы.
Бюджетный процесс -регламентируемая нормами права деят-ть органов гос-ой власти,органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, также по контролю над их исполнением .
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюд-ой деятельности:
1.Составление проектов бюджетов; 2.Рассмотрение и утверждение бюджетов; 3.Исполнение бюджетов; 4.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. В сис-му органов, обладающих бюджетными полномочиями, включаются: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы гос-го (муниципального) фин-го контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнит-ой власти). Участники бюджетного процесса :Президент РФ; органы законодат-ой (представительной) власти; органы исполнит-ой власти (высшие должностные лица субьектов РФ, главы местного самоуправления, фин-ые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюд-та); органы денежно-кредитного регулир-я; органы гос-го и муниципального фин. контроля; гос-ые внебюджетные фонды; главные распорядители бюд-ых средств;Первый этап бюджетного процесса- составление проектов бюджетов. Ему предшествует разработка прогнозов социально-эк-го развития РФ, субьектов РФ, муниципальных образований и отраслей эк-ки, а также подготовка сводных финансовых балансов, основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Президент РФ не позднее марта года ,предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития гос-ного.
Исполнение бюджета
начинается после его утверждения
в установленном порядке. В РФ
устанавливается казначейское исполнение
бюджета (в настоящее время
Исполнение бюджета по доходам предусматривает : перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета;
Бюджет по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования :составление и утверждение бюджетной росписи, утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюд-лей, принятие денежных обязательств бюд-лями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный ,контрольный орган и Казначейство.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
• целевого использования средств этих фондов;
• оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
• новых методов
• финансирования территориальных нужд.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального
страхования Российской
- Федеральный фонд
обязательного медицинского
- Фонд занятости
- др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40
диный социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.