32. Сущность
налога и принципы налогообложения
в России Налогообложение — это система распределения доходов
между юридическими или физическими лицами
и государством, а налоги
представляют собой обязательные платежи
в бюджет, взимаемые государством на основе
закона с юридических и физических лиц
для удовлетворения общественных потребностей. Налог - это есть обязательный,
индивидуальный, безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и граждан в форме
отчуждения, принадлежащих им на праве
собственности денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности
гос-ва. Налоги играют важнейшую роль среди
государственных доходов, так как они
составляют более 80% доходной части федерального
бюджета. Налоги выражают обязанности
юридических и физических лиц, получающих
доходы, участвовать в формировании финансовых
ресурсов государства. Являясь инструментом
перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать) людей
в развитии той или иной формы деятельности.
Поэтому налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных
условиях. Денежные средства, вносимые
в виде налогов не имеют целевого назначения.
Они поступают в бюджет и используются
на нужды государства. Государство не
предоставляет налогоплательщику, какой-либо
эквивалент за вносимые в бюджет средства.
Безвозмездность налоговых платежей –
это и есть их сущность. Различают, твердые,
пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки . 1. Твердые ставки устанавливаются
в абсолютной сумме на единицу обложения,
независимо от размеров дохода ( например,
на тонну нефти или газа ). 2. Пропорциональные
- действуют в одинаковом процентном отношении
к объекту налога без учета дифференциации
его величины. 3. Прогрессивные - средняя
ставка прогрессивного налога повышается
по мере возрастания дохода. При прогрессивной
ставке налогообложения налогоплательщик
выплачивает не только большую абсолютную
сумму дохода, но и большую его долю. 4. Регрессивные - средняя
ставка регрессивного налога понижается
по мере роста дохода. Регрессивный налог
может приносить большую абсолютную сумму,
а может и не приводить к росту абсолютной
величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах можно сказать что прогрессивные
налоги - это те налоги, бремя которых наиболее
сильно давит на лиц с большими
доходами, регрессивные налоги наиболее
тяжело ударяют по физическим и юридическим
лицам, обладающим незначительными доходами. Способы взимания
налогов: 1. Кодастровый — когда
объект налога разделён на группы по определенному
признаку. Перечень этих групп и их признаки
заносится в специальные справочники.
Для каждой группы установлена индивидуальная
ставка налога. Такой метод характерен
тем, что величина налога не зависит от
доходности объекта. Примером такого налога
может служить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по установленной
ставке от мощности транспортного средства,
не зависимо от того, используется это
транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ,
в котором плательщик налога приводит
расчет дохода и налога с него. Характерной
чертой такого метода является то, что
выплата налога производится после получения
дохода и лицом получающим доход. Примером
может служить налог на прибыль.3. У источника. Этот налог вносится лицом,
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога
производится до получения дохода, причем
получатель дохода получает его уменьшенным
на сумму налога. Например, подоходный
налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой
работает физическое лицо. То есть до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается
сумма налога и перечисляется в бюджет.
Остальная сумма выплачивается работнику. Классификация
налогов - это группировка налогов
по различным признакам: 1.По объекту обложения
1)имущество2)капиталл3)земля 2.От субъектов
уплаты: физ. и юр. Лица 3.От источника уплаты:
з/п, выручка, прибыль 4. По способу изъятия:
1)кадастровые2)декларационные3)безналичные4)налично-денежные
5. От ставки:1)прогрессивные 2)регрессивные
3)пропорциональные 4) твердые 6. По механизму
формирования: 1)прямые-взимаются с конкретного
физ. или юр. лица 2)косвенные – частично
или полностью переносятся на цену товара
или услуг, их оплачивает конечный потребитель
(НДС, акцизы, таможенные пошлины) Налоговое
бремя (Налоговая нагрузка)- 1) мера,
степень, уровень экономических ограничений,
создаваемых отчислением средств на уплату
налогов, отвлечением их от других возможных
направлений использования. Величина
налогового бремени зависит, прежде всего
от видов налогов и налоговых ставок. Количественно
налоговая нагрузка может быть измерена
отношением общей суммы налоговых изъятий
за определенный период к сумме доходов
субъекта налогообложения за тот же период.
Распределение налогового бремени между
налогоплательщиками опирается на два
принципа: а) увязка налога с получаемыми
за счет него благами, например налог с
владельцев транспортных средств. Такой
подход весьма ограничен, так как отдельные
виды государственных расходов (пособие
по безработице) невозможно переложить
на пользователей; б) принцип платежеспособности,
согласно которому чем выше доходы лица,
чем больше у него способность платить,
тем более высоким должен быть налог, которым
облагается лицо; 2) в широком смысле слова
— бремя, налагаемое любым платежом. Роль налогов
в формировании бюджета Налоги олицетворяют
собой ту часть совокупности финансовых
отношений, которая связана с формированием
денежных доходов государства (бюджета
и вне-бюджетных фондов), необходимых ему
для выполнения соответствующих функций
– социальной, экономической, военно-оборонительной,
правоохранительной, по разви-тию фундаментальной
науки и др. Как составная часть производственных
отношений налоги (через финансовые отношения)
относятся к экономическому базису. Налоги
являются объективной необходимостью,
так как они обусловлены потребностями
поступательного развития общества. Государство,
исходя из объективной необходимости,
формирует соответствующую налоговую
систему, совершенствует ее структуру
и механизм функционирования в финансовой
системе страны.