47. Основы функционирования
гос. финансов. Понятие, содержание
и роль, ресурсы, источники. Государственные
финансы есть совокупность денежных средств
(ресурсов), которые государство мобилизует
для выполнения своих функций. Величина
государственных финансов определяется
функциями и ролью государства в обществе:
в каждой стране "свои" государственные
финансы отражают особенности "своего"
государства. Суть первой из них - экономической
- заключается в финансировании регулирующей
деятельности государства в национальном
хозяйстве (управлении госсектором, программировании
и т.п.). Вторая функция - оборонная - состоит
в финансировании армии, полиции и т.п.
Третья - социальная - заключается в оказании
поддержки малоимущим слоям населения,
финансировании пособий по безработице,
инвалидам и больным. И наконец, последняя,
четвертая функция, которую выполняют
государственные финансы, является наиболее
современной - это экологическая функция.
Она заключается в предоставлении субсидий
для разработки и внедрения в производство
новых технологий, снижающих его вредное
воздействие на окружающую среду. Выполнение
этих четырех функций возлагается на современную
финансовую систему, структура которой
в зависимости от поставленных конкретных
задач отражена на рис 3. Самые главные
задачи решаются путем использования
федеральных финансов, а в них - бюджетов
центрального правительства. Менее значимые
задачи выполняют бюджеты региональных
и местных органов власти. Государственный
бюджет или - бюджет центрального (федерального)
правительства представляет собой самый
крупный денежный фонд, используемый для
финансирования деятельности центрального
правительства. С его помощью государство
оказывает воздействие на многие хозяйственные
процессы. За счет госбюджета содержится
армия, полиция, часть здравоохранения,
наука, осуществляется защита окружающей
среды. Бюджеты региональных и местных
органов власти, наряду с внебюджетными
фондами, входят в финансы местных администраций.
Как правило, возможности последних ограничены,
и для финансирования своей деятельности
они получают дотации в виде субсидий
от центрального правительства. Помимо
бюджетных средств в государственные
финансы включены также финансы предприятий,
находящихся в госсобственности. Они формируются
либо за счет бюджета центрального правительства,
например, бюджет военных предприятий
(см. на рис. 3. стрелка вниз), либо за счет
самих предприятий, если они являются
рентабельными - например, почта, телеграф,
телефон и ряд других, и могут формировать
поступления в госбюджет Внебюджетные
денежные ресурсы используются строго
по назначению - для финансирования целевых
программ как центральным правительством,
так и региональными и местными органами
власти. Государственный бюджет - это доходы
и расходы государства, или иными словами,
это финансовый план формирования и использования
денежного фонда государства. Государственный
бюджет утверждает высшая законодательная
власть страны, а за его выполнение отвечает
центральное (федеральное) правительство,
то есть исполнительная власть. Доходная
часть бюджета (или - государственные доходы)
показывает, откуда поступают денежные
ресурсы для финансирования расходов
государства. Расходная часть бюджета
(или государственные расходы) показывает,
на какие цели направляются аккумулированные
государством средства. Доходы и расходы
государства распределяются соответственно
по бюджетам разного уровня: центральных
(федеральных) властей - самые крупные
доходы и расходы, -региональных и местных.
Каждый из них имеет свои источники доходов
и сферы их использования. Доходная часть
госбюджета формируется в основном из
налогов (см. рис. 4.). В большинстве стран
сегодня они составляют до 80-90% всех доходов
государства. Определенную роль в доходах
также играют и два других источника -
государственные займы и эмиссия бумажные
и кредитных денег . Займы осуществляются
в форме выпуска государственных ценных
бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном
бюджете, как правило, не превышает 10-20%
всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных
денег государство прибегает, когда его
доходы не покрывают расходов. С помощью
сбора налогов государство осуществляет
решение основных возложенных на него
функций и задач. Налоги - это принудительные,
безвозмездные и обязательные платежи,
которые платят в доход государства юридические
и физические лица. Налоги разделяют на
прямые, которые взимают непосредственно
с доходов и имущества, и косвенные, которые
включаются в цену товаров и тарифа на
услуги. Сборы — обязательные взносы,
взимаемые с организаций и физических
лиц, уплата которых является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий). Отдельно нужно сказать о государственных
облигациях (их ещё называют «облигации
государственного займа»). Эти ценные
бумаги выпускает правительство страны
и распространяет внутри страны и за рубежом.
Это как бы кредит, который берёт само
государство для своих нужд. Разумеется,
чем богаче и стабильнее государство,
тем охотнее ему выдают кредиты и покупают
его облигации. Многие страны мира (включая
Россию) держат средства своей государственной
казны в ценных бумагах правительства
США. Чем эффективнее может государство
распорядиться взятыми в кредит деньгами,
тем выгоднее брать в кредит. И наоборот,
если государство (как современная Россия,
например) не может окупить проценты по
кредиту, то займы становятся тяжкой обузой
для государственного бюджета.