34. Налоговые
системы и принципы их построения Принципы построения
налоговой системы Налоговая система - совокупность налогов, установленных
законом; принципов, форм и методов их
установления, изменения и отмены; системы
мер, обеспечивающих выполнение налогового
законодательства. В современном мире
налоговая система любой страны выступает
важнейшим звеном не только финансовой
системы государства, неотъемлемой частью
которой она является, но и общей системы
экономического регулирования. Налоговые
системы используются как эффективный
инструмент реализации финансово-экономической
политики государства. С помощью налогов
регулируются социально-экономические
процессы, поощряется или, напротив, сдерживается
развитие тех или иных отраслей экономики
и видов деятельности в интересах структурной
перестройки экономики, поддерживаются
общие темпы социально-экономического
развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходит автоматически
путем введения системы налогов.
Способность налоговой системы
в целом и каждого налога
в отдельности выполнять возложенные
на них функции зависит от принципов, на
которых она построена. Общее
признание получили пока только фундаментальные принципы налогообложения: принцип справедливости
налогообложения; определенность
и точность налогов; удобство
сроков и способов уплаты; экономичность
налогов, т. е. расходы по сбору и обслуживанию
налогов должны быть как можно меньше
относительно сумм, поступающих
в доход государства в виде
того иного налога. В настоящее
время в мировой налоговой теории имеются
две основные точки зрения на справедливость
налогов; остальные мнения обычно приближаются
либо к той, либо к другой позиции. Первая
состоит в том, что налоги должны строиться
на основе вертикального и горизонтального
равенства, т. е. должны быть равными для
всех налогоплательщиков независимо от
объема их доходов, условий их получения
и каких-либо других факторов. Уровень
налоговых ставок должен быть при этом
минимальным, льготы также должны быть
сведены к минимуму, а в идеале — их не
должно быть совсем. В соответствии
с другой позицией, напротив, считается,
что номинальный уровень налоговых ставок
не имеет принципиального значения. Налоги
же должны содержать разветвленную сеть
льгот и дифференциацию налоговых ставок
в зависимости от уровня дохода. В данном
случае провозглашаются принципы горизонтальной
и вертикальной справедливости, соблюдение
которых достигается путем выравнивания
доходов налогоплательщиков. Наряду
с общими принципами построения налоговых
систем в налоговой теории разработан
ряд специальных принципов. В их числе: стабильность
налогового законодательства; однократность
взимания налогов; предъявление
равных финансовых требований к налогоплательщикам
независимо от организационно-правовых
форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный
уровень налоговых ставок; обоснованность
системы налоговых льгот; оптимальное
сочетание налоговых функций и др. Каждый
из этих принципов относится к тому или
иному элементу налоговой системы, поэтому
их перечень можно многократно расширить.
В совокупности же они составляют принцип
эффективности и оптимальности налоговой
системы. Для российской
налоговой системы, как и для других налоговых
систем, функционирующих в странах федеративного
типа государственного устройства, в особом
ряду находится принцип единства налоговой
системы, в соответствии с которым налоговая
система должна быть в своих главных характеристиках
единой на территории всего государства.
Налоговые полномочия, предоставляемые
региональным органам государственной
власти и органам местного самоуправления,
не должны приводить к формированию индивидуальных
региональных налоговых систем, разрушению
тем самым единого налогового пространства. Таким
образом, налоговая система - это совокупность
налогов, установленных законом; принципов,
форм и методов их установления, изменения
и отмены; системы мер, обеспечивающих
выполнение налогового законодательства.
Принципы построения налоговой системы
в своей совокупности должны создавать
условия для эффективного выполнения
налогами своих функций. Эволюция налоговых систем Налогообложение -
более древний институт, чем деньги. Социально-экономическое
содержание дани, подати, налога заключается
в том, что податные слои общества отдают
часть созданного ими продукта тем, кто
живет за счет этого. Рабовладение было
прогрессивным для своего времени явлением
потому, что пленник получал от своего
поработителя жизнь в обмен на изъятие
у него плодов труда вместе с правами личности.
По сравнению с лишением жизни такой обмен
был шагом вперед в социальной эволюции
как для рабов, так и для рабовладельцев.
Русская цивилизация изначально была
варварской и отстающей потому, что рабы
составляли малозначимую прослойку в
обществе и рабство носило патриархальный
характер, не давая больших поступлений
в доходы властей имущих. То есть русский
мир изначально представлял собой более
бедную, чем Запад, цивилизацию с точки
зрения источников налоговых поступлений. Эволюция
налоговых институтов имеет четко выраженное
направление: по мере развития экономик
и государств налогоплательщики стали
отдавать меньшую часть созданного ими
продукта, и в обмен на уплату налогов
рядовые налогоплательщики получили не
только жизнь и свободу, но и постепенно
расширяемый круг общественных благ по
образованию, здравоохранению, развитию
науки и других. Для реализации процедуры
обмена налогов на общественно значимые
блага и услуги в ходе экономической эволюции
создавались институты бюджетной системы. С точки
зрения выделения обобщающих типов систем
налогообложения представляется удобным
говорить о феодальном, капиталистическом,
социалистическом и смешанном типах. Социально-экономическое
содержание налогообложения зависит от
того, что служит источником доходов у
объекта налогообложения. В феодальном
хозяйстве главное податное сословие
составяли крестьяне, основным источником
доходов которых являлись земледелие
и скотоводство. Основу феодальной налоговой
системы составлял поземельный налог.
Этим налогом облагалась не земля, а доходы
от земли. Помимо
поземельного налога, в феодальной системе
изымались и другие прямые и косвенные
налоги. Особо выделялись правительственные
регалии, то есть исключительное право
верховной власти на получение доходов
от казенной собственности и от государственных
привилегий на денежную эмиссию и другие
виды деятельности. Капиталистическое
налогообложение отличается от феодального
повышением удельного веса в прямых налогах
обложения доходов от капитала. Эволюция
налоговой системы происходит таким образом,
что прежние институты либо отмирают,
либо сохраняются в трансформированном
виде. В частности, поземельное налогообложение
трансформируется, сохраняя свою суть
- изъятие части прибавочного, а в ряде
случаев и необходимого продукта сельского
хозяйства. В феодальной системе большая
доля изымавшегося продукта расходовалась
на нужды государства и "праздного"
слоя. В капиталистическом
хозяйстве "праздный слой" не исчезает
полностью, особенно в странах третьего
мира. В развитых индустриальных странах
он сокращается, уступая господство финансовой
и предпринимательской прослойке. Особенностью
капиталистического налогообложения
является увеличение доли налогов с физических
лиц. Под последними понимаются не все
физические лица, а те, которые имеют доход
от собственного капитала. Причем речь
идет не о мелком ремесленном или торговом
капитале, а о среднем и крупном. Если не
считать государства, то основу капиталистических
финансов должно составлять налогообложение
физических лиц. Социалистическое налогообложение,
как феодальное и капиталистическое, в
чистом виде не существует. Любая налоговая
система содержит в себе элементы разных
типов и потому является смешанной. С учетом
этой оговорки социалистическая система
налогообложения в своем развитом виде
продолжала эволюционное продвижение
вперед по направлению сокращения льгот
и привилегий в налоговом бремени для
отдельных социальных слоев и экономических
группировок и в расширении числа членов
общества и субъектов экономики, получающих
блага из общественных фондов. Причем
социалистические тенденции налогообложения
развивались не только в СССР, но и в развитых
капиталистических странах. В период перехода
к социально ориентированным рыночным
экономикам различия в удельном весе социалистических
элементов в бюджетно-налоговой системе
начали сокращаться, а затем все смешалось
таким образом, что стало трудно определить,
при каком строе этих элементов больше. Налоговый кодекс. Структурирование
налогов в налоговом кодексе. Базовым и основополагающим
законом в области налогообложения является
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Кроме кодекса отдельные вопросы налогообложения
регулируются иными законодательными
актами, как федеральными, так и региональными,
но лишь в части, не противоречащей ему.
Налоговый кодекс Российской Федерации
определяет общие принципы построения
системы налогообложения, устанавливает
систему налогов и сборов, уплачиваемых
в бюджеты всех уровней (федеральные налоги,
региональные и местные налоги и сборы). Общие
принципы построения налоговой системы
определены в первой части Налогового
кодекса РФ. Кодекс установил: виды налогов
и сборов, взимаемых на территории РФ;
порядок исполнения обязательств по их
уплате; основные начала установления
налогов и сборов; права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников налоговых отношений;
формы и методы налогового контроля ;ответственность
за совершение налоговых правонарушений,
порядок обжалования действий налоговых
органов. В соответствии с Налоговым
кодексом (часть вторая) в Российской Федерации
устанавливаются федеральные налоги и
сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные
налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Законодательство
РФ о налогах и сборах — совокупность
норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих
систему налогов и сборов, общие принципы
налогообложения и сборов, основания возникновения,
изменения и прекращения отношений собственников
и государства по уплате налогов и сборов,
формы и методы налогового контроля, ответственность
за нарушения налоговых обязательств. В настоящее
время Налоговый кодекс РФ, предусматривает
достаточно широкий комплекс обязанностей
налогоплательщиков, главной из которых
была и остается обязанность по полной
и своевременной уплате налогов, которая
закреплена на самом "высшем уровне"
- в главном нормативном документе страны,
в Конституции РФ. Налог
является комплексным экономико-правовым
и общественным явлением и включает в
себя совокупность определенных взаимодействующих
составляющих, которые именуются в теории
права как элементы (структура) налога,
элементы налогового обязательства. Элементами
(структурой) налогообложения является - объект
налогообложения объектами налогообложения
могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг) либо
иной объект, имеющий стоимостную, количественную
или физическую характеристики, с наличием
которого у налогоплательщика законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога. То есть
объект налогообложения - это юридический
факт или совокупность юридических фактов
(юридический состав), с которым связано
возникновение обязанности налогоплательщика
уплатить налог. - налоговая база. Налоговая
база (налогооблагаемая база) как элемент
налога ранее, как уже отмечалось выше,
не рассматривался законодательством
в качестве такового, однако с введением
в действие Налогового кодекса РФ определение
данного элемента налогового обязательства
в законодательном акте стало обязательным
для установления налога. - налоговый
период. Для того чтобы обеспечить временную
определенность существования налога,
необходимо установить налоговый период,
т.е. срок, в течение которого завершается
процесс формирования налогооблагаемой
базы и определяется размер налогового
обязательства. - налоговая
ставка. Исчисление суммы налога невозможно
без применения ставки налога - размера
налога, приходящегося на единицу налогообложения. - порядок
исчисления налога. Порядок исчисления
налога - совокупность определенных действий
налогоплательщика по определению суммы
налога, подлежащего уплате в бюджет за
налоговый период, исходя из налоговой
базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
- порядок уплаты налога. Для упорядочения
процедуры внесения налога в бюджет устанавливается
порядок уплаты налога, представляющий
собой нормативно установленные способы
и процедуры внесения налога в бюджет.
- сроки уплаты налога. Сроки уплаты налога
- это дата или период, в течение которого
налогоплательщик обязан фактически внести
налог в бюджет. Сроки уплаты налогов и
сборов определяются календарной датой
или истечением периода времени, исчисляемого
годами, кварталами, месяцами, неделями
и днями, а также указанием на событие,
которое должно наступить или произойти,
либо действие, которое должно быть совершено.
Налог считается установленным лишь в
том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения.