Шпаргалка по "Рынку ценнных бумаг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:25, шпаргалка

Описание работы

Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики.
Рынок ценных бумаг является инструментом привлечения свободных денежных средств. Для формирования капитала у предприятия существует несколько источников: собственный капитал, нераспределенная прибыль и амортизация, привлеченные источники (кредит, эмиссия).

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ РЦБ.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

- депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.

Организации регулирования  и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.

Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права  по контролю и регулированию как  со стороны государства, так и  со стороны самих профессионалов рынка.

 

В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным  органом регулирования рынка  ценных бумаг в России является Федеральная  служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая  имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.

Цель государственного регулирования  — обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Система регулирования рынка ценных бумаг включает:

- регулирующие органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации — добровольные объединения профессиональных участников ценных бумаг);

- функции и процедуры регулирования (лицензионные, законодательные, регистрационные, надзорные);

- законодательные нормы, действующие на рынке ценных бумаг;

- этические нормы фондового рынка (правила ведения честного бизнеса);

- традиции и обычаи.

В международной практике существуют следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:

- основная регулирующая роль принадлежит государству (так регулируется РЦБ во Франции);

- государственного регулирования и деятельности саморегулирующихся органов (пример — РЦБ в Великобритании).

Основная цель государственного регулирования РЦБ — поддержка финансовой безопасности страны.

Можно выделить следующие функции государства на рынке ценных бумаг:

- идеологическая — разработка концепции развития рынка ценных бумаг;

- законодательная — разработка законов, регламентирующих «правила игры» на рынке;

- контрольная — надзор за соблюдением законодательных и этических норм, контроль за финансовым состоянием инвестиционных институтов;

- информационная — создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

- защитная — формирование системы защиты инвесторов от потерь, создание государственных и смешанных схем страхования инвестиций.

К органам государственного регулирования  относятся:

1) ФКЦБ;

2) Минфин РФ;

3) ЦБ РФ;

4) Комитет по управлению  государственным имуществом РФ;

5) Антимонопольный комитет; 

6) МНС РФ;

7) Минюст РФ;

8) Государственный комитет  по надзору за деятельностью  страховых организаций и т.д.  Государственное регулирование РЦБ осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию.

К прямому вмешательству относится:

1) законодательная деятельность  представителей органов власти (Федеральное  собрание);

2) постановления и распоряжения органов государственной власти (Правительство РФ);

3) меры, принимаемые другими  органами (ФКЦБ, Минфин).

В государственном департаменте РФ создан ряд комитетов, ответственных  за разработку законопроектов, к ним  относятся: комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страхованию; подкомитет по банкам. 

Правительство РФ осуществляет общее  руководство развития и функционирования РЦБ с помощью федеральных органов исполнительной власти. ФКЦБ, созданная в ноябре 94 г., объединяет ведущих специалистов в администрации Президента, ЦБ, Минфина, Госкомимущества и т.д. Комиссия утверждает стандарты по эмиссии ценных бумаг, занимается государственной регистрацией фондовых бирж.

Минфин является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок  в части: регламентации правил совершения операций с ценными бумагами; регулировании  учета и отчетности, лицензирования финансовых брокеров; контроль приобретения крупных пакетов акций.

ЦБ РФ осуществляет лицензирование, регулирование операций с ценными  бумагами, аттестацию специалистов по работе с ценными бумагами и т.д. 

Российский фонд федерального имущества  регулирует продажу акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций государства и т.д. 

Госкомимущество РФ регулирует порядок  создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов. 

Антимонопольный комитет согласует  крупнейшие выпуски ценных бумаг, приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов.

Минэкономики РФ участвует в  разработке политики формирования РЦБ, подготавливает законопроекты. Основные цели регулирования: 1. Поддержание порядка на РЦБ и создание нормальных условий для работы всех его участников 2. Защита от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц 3. Обеспечение свободного ценообразования в зависимости от спроса и предложения 4. Создание эффективного рынка со стимулом к предпринимательской деятельности 5. Создание новых и поддержка необходимых для общества рынков.

Большая роль на РЦБ принадлежит  созданным по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым органам: дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и др. специальных институтов РЦБ. Их функции: саморегулирование деятельности участников на РЦБ, поддержка высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала, развитие инфраструктуры финансового рынка, проведение совместных научных разработок. Надзор за их деятельностью осуществляет ФКЦБ РФ

 

 

  1. Федеральная служба по финансовым рынкам РФ: задачи и функции.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

ФСФР России создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, и постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков». Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

В своей деятельности Федеральная  служба по финансовым рынкам руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам.

Структура ФСФР России включает в себя десять управлений: Управление развития регулирования на финансовом рынке, Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями; Управление регулирования деятельности участников финансового рынка; Управление эмиссионных ценных бумаг; Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; Правовое управление; Управление делами и архива; Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета; Управление административно-технического обеспечения; Управление информации и мониторинга финансового рынка. Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: отдел государственной службы и кадров; первый отдел; отдел мобилизационной подготовки.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов  и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Цели ФСФР России:

- совершенствование правового  регулирования с целью создания благоприятных условий формирования конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации.

- обеспечение эффективного  и своевременного контроля и  надзора на финансовом рынке,  с целью защиты законных прав  и интересов участников финансового рынка.

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

- осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

- обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

- контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостанову и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

 

 

 

 

  1. Ценные бумаги: понятие и классификация.

В первой части Гражданского кодекса  РФ (ст. 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Для удостоверения имущественных  прав существует достаточно много документов. Поэтому в ст. 143 ГК РФ устанавливается способ отнесения того или иного документа к классу ценных бумаг: только по закону или в установленном им порядке.

Ст. 149 Гражданского кодекса разрешается  бездокументарная форма фиксации прав, удостоверяемых ценной бумагой, и юридической сутью ее понимания остаются сами эти права. Ценная бумага — это просто титул, т. е. юридическое основание прав ее владельца на что-то, на какое-либо имущество (деньги, товары, недвижимость и т. п.).

Ценная бумага как имущество

В соответствии со ст.128 ГК РФ ценные бумаги относятся к объектам гражданских  прав и приравнены к вещам, имуществу. Следовательно, трактовка ценной бумаги лишь как имущественного права является неполной.

Юридически ценная бумага есть и титул, и само имущество одновременно (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Ценная бумага как  юридическая категория

 

Расширительное понимание  ценной бумаги

В широком понимании ценная бумага — это любой документ, который  продается и покупается по соответствующей  цене. Юридическое понятие ценной бумаги более узкое, так как оно включает только такие ценные бумаги, которые отражают конкретные имущественные, а не любые отношения, например, отношения религиозной веры или веры во что-либо другое.

Законодательный характер ценной бумаги

Юридический подход к определению  ценной бумаги состоит в следующем. Если невозможно дать строгое юридическое  определение, невозможно сформулировать понятие ценной бумаги на все случаи жизни, то эту трудность можно  обойти путем перечисления признанных государством видов ценных бумаг, которые выработала практика. Например, в Гражданском кодексе или других законах, относящихся к рынку ценных бумаг, определенные виды конкретных бумаг фиксируются именно как ценные. Все, что объявлено как ценная бумага, подпадает под законодательные акты, регулирующие ее жизнь.

Информация о работе Шпаргалка по "Рынку ценнных бумаг"