Система государственных финансов структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Файлы: 1 файл

1. Система государственных финансов структура и функции.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

1. Система государственных финансов структура и функции

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с  хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Это совокупность экономических отношений общества, образование, распределение и использование государством фондов денежных средств, служащих материальным обеспечением его существования и деятельности;

совокупность экономических отношений, опосредствующих создание, распределение и использование фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода.

Государство через посредство финансово-кредитных  рычагов оказывает все большее воздействие на темпы и направления хозяйственного развития, расширилось использование государственных финансов для регулирования экономики, стимулирования экономического роста, проведения политики социального маневрирования.

Государственные финансы - неотъемлемый элемент государственного регулирования. Через государственные финансы происходит не только перераспределение, но и первичное распределение национального дохода, что связано прежде всего с расширением сферы государственной собственности, когда государство выступает в качестве предпринимателя. Процесс быстрой качественной перестройки производства требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации рабочей силы. Это вызывает увеличение расходов на профессиональное образование и переквалификацию кадров.

Структура государственных финансов может быть различной. Рассмотрим структуру государственных финансов в Российской Федерации.

В состав государственных финансов входят три элемента:

1) федеральные финансы;

2) финансы субъектов РФ;

3) финансы органов местного самоуправления.

Каждый из них, в свою очередь, состоит  из нескольких частей: бюджета, внебюджетных фондов, кредитов, финансов предприятий:

- первая часть системы государственных финансов и ее главное звено - бюджет. На бюджет ложится основная нагрузка по обеспечению бесперебойного функционирования и координации финансовых потоков вне зависимости от уровня рассматриваемого бюджета;

- социальные статьи бюджета всегда были самыми незащищенными и первыми подлежали урезанию. В результате для реализации социальных функций государство было вынуждено создать отдельные фонды, которые выполняли бы общественно значимые функции. Такие фонды получили название внебюджетных;

- потребность в кредите возникает всякий раз, когда наблюдается дефицит средств. Для покрытия дефицита существует два основных источника: внешний и внутренний. Внешний источник покрытия дефицита представляет собой займы у иностранных государств или международных организаций, а внутренний - займы у собственного населения и предприятий;

- финансы предприятий. Здесь имеются в виду финансы предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках государственной собственности . Данные предприятия обычно имеют общественно важное значение, но малорентабельны или даже убыточны (например, обслуживающие академическую науку и образование, бесплатное медицинское обслуживание, общественный городской транспорт и т. п.).

Соответственно можно выделить различные виды вышеперечисленных  частей. Так, различают: федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет, финансы казенных унитарных предприятий, финансы предприятий субъектов Федерации и финансы муниципальных унитарных предприятий.

Функция планирования заключается  в постановке целей и выбор  путей их достижения на основании разграничения полномочий между федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления. Функция планирования реализуется путем составления прогнозов, бюджетов, бизнес- планов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т.п.

Функция организации заключается  в разграничении полномочий законодательных  и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, в выборе предприятиями организационно-правовой формы, бюджетного устройства, определении прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

Функция стимулирования заключается  в разработке оптимальных методов  и способов при обеспечении выполнения поставленных целей. Факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов играют решающую роль.

Воспроизводственная функция финансов представляет собой обеспечение сбалансированности трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства. Процесс воспроизводства осуществляется в наделенных имуществом самостоятельно хозяйствующих субъектах.

2. Бюджетная система  Российской Федерации, принципы  бюджетного устройства

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:
  4. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга;
  5. бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации  основана на принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы  Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации  и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов  и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и т.д.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

3. Бюджет как инструмент государственного регулирования

Бюджет - это экономическая форма  образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет - основной финансовый план государства.

Государственный бюджет выполняет  определенные функции. В их числе:

- аккумуляция денежных средств  физических и юридических лиц; 

- финансирование основных функций  государства; 

- распределительная, или регулирующая, функция. Заключается в распределении  и перераспределении финансовых ресурсов государства по отраслям экономики и сферам экономической деятельности государства.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке.

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Информация о работе Система государственных финансов структура и функции