Система государственных финансов структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Файлы: 1 файл

1. Система государственных финансов структура и функции.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Существует различие между инструментами  прямого (а) и косвенного (b, c, d) регулирования.

Обязательные резервы - это часть  суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам).

Другим инструментом кредитно-денежного  регулирования является изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются  для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

7. Бюджетная политика на разных уровнях управления

Бюджетная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению бюджетной системой. Строится исходя из задач социально-экономической и финансовой политики, проводится согласованно с налоговой, таможенной, денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой РФ и направлена на обеспечение бюджетными ресурсами органов государственной власти для выполнения ими своих функций.

Концепция бюджетной политики разрабатывается  одновременно с проектом прогноза социально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год. Объявляется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.

Бюджетная политика связана с разработкой  и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально – административных единиц.

Главная задача – способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов и рационального планирования государственных расходов.

Бюджетная политика определяет первоочередные задачи государственной политики в области расходов. Наиболее актуальные задачи в этой области:

  • введение жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
  • реализация программ экономии государственных расходов;
  • разработка методов оценки рациональности государственных расходов, внедрение индикаторов результативности затрат государственных средств;
  • оптимизация сети высших и профессиональных учебных заведений, научных учреждений, внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы;
  • переход к новой модели пенсионной системы, включающей накопительную составляющую.

Федеральные органы государственной  власти осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление общих принципов  организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления  и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления  и представления в федеральные  органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

установление порядка разграничения  расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; и т.д.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; и т.д.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют следующие бюджетные полномочия:

определение законами источников доходов  бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

установление нормативов отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление порядка составления  и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта  местного бюджета, утверждение и  исполнение местного бюджета, осуществление  контроля за его исполнением, составление  и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; и т.д.

8. Целевые программы  в управлении экономикой

Долгосрочные целевые программы  разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом  исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с  прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и  прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и  финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

  • технико-экономическое обоснование;
  • прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;
  • наименование заказчика указанной программы;
  • сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
  • другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Заказчиком долгосрочной целевой  программы может быть орган государственной  власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.

Проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную  Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В проектах федеральных целевых программ, утвержденных в составе бюджетов в предшествующие финансовые годы, финансирование которых было открыто в годы, предшествующие очередному финансовому году, указываются:

  • объем финансирования на очередной финансовый год согласно распределению средств федерального бюджета, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем финансирования на очередной финансовый год, предлагаемый Правительством Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование в текущем финансовом году;
  • объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным финансовым годом.

В проектах федеральных целевых  программ, впервые предлагаемых для  утверждения и финансирования за счет средств федерального бюджета, указываются:

  • технико-экономическое обоснование необходимости утверждения проектов указанных программ и целесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета;
  • ожидаемые социально-экономические (экологические) результаты реализации указанных программ;
  • объем финансирования на очередной финансовый год, предлагаемый Правительством Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • расписание объемов финансирования на последующие финансовые годы;
  • другие документы и материалы, необходимые для утверждения федеральных целевых программ.

В проектах федеральных целевых  программ, финансирование которых из средств федерального бюджета предлагается прекратить с начала очередного финансового  года, указываются причины прекращения  финансирования, а также:

  • объем финансирования на очередной финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование за текущий финансовый год по каждой указанной программе;
  • объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы.

9. Финансовая система  Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации состоит из трех звеньев:

1) финансы хозяйствующих субъектов; 

2) финансы государства и муниципальных  образований; 

3) финансы населения (то есть финансы домашних хозяйств).

Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы. Финансы предприятий - неотъемлемое звено финансовой системы государства, поскольку именно финансовые ресурсы, формируемые предприятиями, являются основой развития экономики и локомотивом экономического роста.

Финансы государства - это совокупность денежных отношений, проявляющихся в формировании и использовании централизованных денежных фондов в целях удовлетворения общественных потребностей. Финансы государства посредством распоряжения бюджетными средствами перераспределяют ВВП страны и обеспечивают выполнение функций, которые не по силам предпринимательским структурам, но необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения и социальной стабильности в стране, поступательного развития национальной экономики и безопасности государства.

Финансы населения (домохозяйств) представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджетов домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей . В отличие от финансов государства, которые используются на благо всего общества, финансы населения обеспечивают личные потребности граждан.

Информация о работе Система государственных финансов структура и функции